Новости – Русские победы
Русские победы
Сергей Рахманинов – самый русский композитор
Громче всего в творчестве Рахманинова звучала «русская тема»
1 апреля, 2017 12:00
3 мин
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии в дворянской семье. Отец и дед Сергея были музыкально одаренными людьми, отец прекрасно музицировал, а дед писал романсы и фортепианные пьесы.
Интерес Сергея к музыке обнаружился в раннем детстве, первым его учителем стала мать. А свою бабушку он благодарил за приобщение к этому высокому искусству.
«За сильнейшие музыкальные впечатления я должен благодарить свою бабушку», – вспоминал позже композитор. Бабушка Софья Александровна Бутакова регулярно посещала службы в храме, и часто брала внука с собой.
Благодаря такому воспитанию Сергей проникся красотой духовной музыки. Особенно мальчику запомнился перезвон новгородского Софийского собора:
«Звонари были артистами, четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему... Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано — мне вновь запел колокол Софийского собора».
В годы учения в Московской консерватории большие успехи Сергея по классу фортепиано выделяли его среди прочих учеников, гимназию он окончил с золотой медалью.
Первый же самостоятельный концерт в 1892 году показал, что Рахманинов — крупнейшая фигура в современном музыкальном мире. Слушателям казалось, что он не знает никаких трудностей, его игра была совершенной.
Композиторское искусство Рахманинова достигло своего расцвета в начале XX века и ознаменовалось появлением «Литургии Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения». Христианское мировоззрение Сергея Васильевича отобразилось практически во всех его произведениях.
Рахманинова называют самым русским композитором, он является продолжателем традиции, заложенной Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и связующим звеном в этой традиции, русскую тему позже разовьют Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов.
«Я — русский композитор, — писал Рахманинов, — и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».
В своем творчестве композитор, как и многие русские писатели конца XIX века предчувствовал катастрофу, надвигающуюся на Россию. В поэме «Колокола» (1913) он использует эсхатологическую символику колоколов, возвещающим скорый конец света.
Другим символом, который часто использовал Рахманинов, был мотив средневекового хорала Dies irae («День гнева»), также говорящей о приближающейся катастрофе, и катастрофа вскоре наступила.
Композитор покинул Россию, в декабре 1917 года вместе с семьей он выехал на гастроли в Швецию, на родину он не вернулся. Местом постоянного жительства он избрал США.
Отрыв от родной почвы вызвал самый длительный в жизни композитора творческий перерыв: в течение последующих десяти лет он почти ничего не писал. Занимался, в основном, концертной деятельностью, завоевав себе положение первого пианиста в мире. Но о Родине он никогда не забывал, во время Великой Отечественной войны сбор от одного из своих концертов Рахманинов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
17 февраля 1943 года Рахманинов дал свой последний концерт. После него музыкант вынужден был из-за скоротечной тяжелой болезни прервать турне. Скончался Сергей Васильевич 28 марта 1943 года, за несколько дней до семидесятилетия. Он похоронен на русском кладбище недалеко от Нью-Йорка.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости