Новости – Общество
Общество
Насколько подорожает бензин, если нефть станет бесплатной
Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС
Правительство пытается ужесточить ценовой режим на энергоносители для россиян, хотя население имеет право получать газ и бензин по себестоимости
7 июля, 2016 10:00
10 мин
В Минэнерго планируют ввести для российских потребителей новую систему платы за газ — теперь отпускать топливо им будут на условиях предоплаты. На данный момент единственным клиентом «Газпрома», которому были выставлены аналогичные условия, является Украина. В результате реализации замысла Министерства энергетики такие же условия будут распространены и на российских потребителей.
В ведомстве полагают, что такая мера поможет повысить платежную дисциплину, причем в перспективе подобная система может быть распространена и на электроэнергетический рынок, и исключение может быть сделано лишь для промышленных предприятий. Соответствующий проект постановления правительства разработан Министерством энергетики в рамках реализации закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», утвержденного вице-премьером Аркадием Дворковичем.
В настоящее время «Газпром» активно сокращает программу газификации регионов, ссылаясь на колоссальную задолженность, сформировавшуюся на внутреннем рынке, — приблизительно 189,3 млрд руб. Однако представители «Газпрома» забывают добавить, что в апреле чистая прибыль компании составила 787,1 млрд руб. — вероятно, получаемых компанией доходов вполне достаточно для работы над развитием газовой инфраструктуры. Но компания продолжает настаивать на необходимости повышения тарифов и ужесточении платежной политики по отношению к российским потребителям.
Не благо России
Российское правительство не впервые предпринимает шаги, направленные на удорожание энергоносителей для российских потребителей. Активным сторонником повышения внутренних цен на топливо до мирового уровня является, например, экс-министр финансов Алексей Кудрин. В 2006 году он поставил задачу приблизить внутренние цены на энергоносители к мировым в рамках мероприятий по присоединению России к ВТО — такое требование выставили российскому Кабмину ЕС и США. «Цены на газ будут расти более высокими темпами, чем инфляция», — отметил тогда Кудрин, добавив, что благодаря этому в РФ будут активнее внедряться энергосберегающие технологии. Для чего, правда, неясно — такие разработки актуальны для стран, не располагающих собственными залежами углеводородов, но не для экспортеров энергоносителей.
Поэтому не следует удивляться странным на первый взгляд шагам правительства: каждая такая мера, повышающая внутренние расценки на топливо, является частью заданной десять лет назад стратегии.
Ее реализация растянута на десятилетия — вероятно, для того, чтобы смягчить непопулярные меры для населения, цены повышаются плавно. Например, с 2007 по 2012 год цены на газ для промышленных предприятий выросли в 2,44 раза, на электроэнергию — в 2,2 раза.
Несомненно, Минэнерго и Минфин давно бы ввели принцип равнодоходности для внутреннего и внешнего рынков, но препятствием в данном случае является отчасти позиция Минэкономразвития, а также объективные опасения, что подобные меры спровоцируют настоящий коллапс российской экономики. Поэтому готовящийся уже много лет переход на равные расценки тормозится — по словам министра энергетики Александра Новака, он будет возможен не ранее 2017–2018 годов. В Минэкономразвития называют другие сроки — 2021–2024 годы.
В 2012 году Федеральная служба по тарифам утвердила формулу, согласно которой цены на газ для россиян и иностранных потребителей должны были сравняться уже в 2015 году, на внутреннем рынке планировалось повышение тарифов до 198 долларов за кубометр. Такую цену министр энергетики назвал «справедливой» для независимых производителей и «Газпрома». И это при том, что Армения, например, получает российский газ по 150 долларов за кубометр, а Украина — по 167,57 доллара.
Эти планы все же не были реализованы, в настоящее время «Газпром» установил оптовую цену для населения в размере приблизительно 3,2 тыс. руб. за тысячу кубометров (около 60 долларов по новому курсу и примерно 100 по старому) и в районе 4 тыс. руб. (в зависимости от региона) для производственного сектора.
Конечно, такое положение совершенно не устраивает «Газпром», представители которого пытаются доказать, что сохранение низких цен на топливо для россиян «негативно влияет на экономику». Такое заявление было сделано компанией по итогам заседания совета директоров в апреле 2014 года. Очевидно, что повышение цен на энергоносители ударит не только по рядовым потребителям, но и по всем отраслям народного хозяйства. Но, по мнению правления «Газпрома», главное — это прибыль монополии. Которая, между прочим, растет: по итогам 2015 года чистая прибыль головной компании составила 402,5 млрд руб. против 188,98 млрд в 2014 году. Конечно, значительную роль в этом росте сыграла девальвация рубля, однако факт остается фактом.
Схожая ситуация наблюдается и на рынке нефтепродуктов. Россияне часто удивляются тому, что розничные цены на бензин растут на фоне резкого снижения мировых цен на углеводороды, популярностью пользуются шутки в духе «насколько подорожает бензин, если нефть станет бесплатной».
Объяснение этого феномена простое — правительство само создает подобный дисбаланс, снижая экспортные пошлины и одновременно повышая акцизы на бензин и дизельное топливо для внутреннего рынка.
Это, разумеется, приводит к удешевлению цен на энергоносители для импортеров российской нефти и повышению их для внутреннего потребителя. Биржевая цена на бензин в России выросла в результате этих маневров на 20% в первом квартале 2016 года.
Одновременно Минфин сокращает налоговую нагрузку на нефтяной сектор. Как сообщил заместитель министра финансов Максим Орешкин, в 2015 году налоги на нефтяные компании были сокращены на 10%. Он добавил, что российские нефтяники, жалуясь на плохую рыночную ситуацию, вовсе не стремятся сокращать расходы и лишь наращивают инвестиции, а также повышают зарплаты своим сотрудникам.
Фото: Владимир Филонов / Fotoimedia / ТАСС
Фото: Владимир Филонов / Fotoimedia / ТАСС
Настоящее национальное достояние
Говоря с рыночных позиций, представители топливных корпораций совершенно забывают о совершенно нерыночном происхождении своих компаний. Как известно, все существующие в настоящее время в России топливные компании образовались в результате передела советских активов, создававшихся на протяжении долгих десятилетий усилиями народа. Передел был осуществлен несправедливо, по бросовым ценам — ловкие дельцы сумели поймать рыбку в мутной воде 90-х.
Но в настоящее время большинство представителей топливных корпораций ведут себя так, словно заработали свои состояния личным непосильным трудом, настаивая на своем праве на большую прибыль и ссылаясь на «мировую практику». Только вот в капиталистических странах Запада топливные компании основывались не государством, а усилиями частных лиц и компаний — очевидно, что в таком случае владельцы имеют больше моральных прав на прибыль. В России же ультимативной тональности придерживаются не только коммерческие компании, работающие в нефтегазовой сфере, но даже государственные корпорации, требующие возможности действовать без оглядки на социальные обязательства, жестко и «по-рыночному».
Хотя в 2000-х годах государство предприняло ряд усилий для возвращения под свой контроль части сырьевых активов, государственная принадлежность таких компаний государству выражается лишь в том, что оно владеет контрольными пакетами их акций и может рассчитывать на получение дивидендов. В остальном права частных и государственных сырьевых корпораций равны, они платят одинаковые налоги и выплачивают одинаково высокое вознаграждение своим сотрудникам. Прибылью, оставшейся после уплаты налогов, госкорпорации также распоряжаются по своему усмотрению, нередко тратя эти деньги на премии для топ-менеджмента или покупку футбольных легионеров для спонсируемых клубов. Самостоятельно определяется и объем инвестиций в развитие инфраструктуры и разработку месторождений — как отметил замминистра финансов Орешкин, нередко эти инвестиции носят избыточный характер, в то время как другие отрасли народного хозяйства страдают от денежного дефицита.
«Русская Планета» ранее писала о необходимости наделения сотрудников госкомпаний статусом государственных служащих, и, по большому счету, сами госкомпании тоже нуждаются в реформировании, отказе от формата ОАО и превращения в ФГУПы.
Государство должно самостоятельно распоряжаться всей прибылью таких предприятий, полученной от экспорта продукции, определяя объем и характер финансирования программ их развития. В идеале частные сырьевые корпорации должны быть подвергнуты национализации, но, к сожалению, сегодня отмечается противоположная тенденция — происходит приватизация даже тех активов, которые удалось ранее вернуть в руки государства.
Что же касается внутреннего рынка, то поставка энергоносителей на него должна осуществляться по себестоимости, без наценок. Недра по определению принадлежат народу, и то, что в российские цены на энергоносители закладываются не только расходы на добычу и транспортировку углеводородов, но и премии менеджменту — в высшей степени нелогично и несправедливо. Кроме того, снижение в России цен на топливо оказало бы стимулирующий эффект на российскую экономику. К сожалению, пока что правительством предпринимаются шаги лишь в обратном направлении, выгодном не государству и народу, а только топливным корпорациям и их руководству.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости