Новости – Общество
Общество
Бензиновые гонки
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Вопреки обещаниям чиновников, повышение акцизов вызвало существенный рост цен на бензин
6 апреля, 2016 13:45
6 мин
После январского повышения топливных акцизов биржевая цена на бензин в России выросла более чем на 20%. По информации СМИ, такие цифры показали торги на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в первом квартале 2016 года.
Для автомобилистов это означает, что, вопреки обещаниям чиновников, топливо будет и дальше дорожать ударными темпами, ведь эффект от второго повышения акцизов, проведенного 1 апреля и не попавшего в квартальную статистику, еще впереди.
Дороже некуда
Зарегистрированный скачок цен на бензин эксперты, как ни странно, связывают с повышением акцизов на бензин 5-го класса. С 1 января сбор увеличился сразу на 1,5 рубля за литр, а с 1 апреля — еще на 2. Таким образом, всего за три месяца акциз вырос практически вдвое.
При таком повышении обещания чиновников, что рост розничных цен останется в пределах прогнозируемого уровня инфляции — то есть не превысит 7%, с самого начала выглядели несбыточными. В пояснительной записке Минфина, сопровождавшей законопроект о повышении акцизов с 1 апреля, отмечалось, что «в условиях снижения мировых цен на нефть это не должно оказать существенного влияния на цены на топливо на внутреннем рынке». Но правда в том, что до сих пор снижение мировых цен на нефть еще ни разу не способствовало удешевлению бензина внутри России. Налоги и акцизы и раньше составляли львиную долю в цене автомобильного топлива (59%), а после очередного повышения вообще доросли до двух третьих.
Иными словами, цены на топливо внутри страны фактически регулирует государство. Причем не только посредством акцизов — для этого у него есть множество других административных инструментов. Трудно представить, чтобы господа из Минфина, писавшие пояснительную записку, этого не знали. Как, впрочем, и депутаты, которые одобрили законопроект буквально «со свистом».
СПРАВКА: По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, после повышения акцизов 1 января стоимость бензина Регуляр-92 постоянно росла и к концу первого квартала достигла 39 731 рубля за тонну, что на 22% больше, чем было в декабре. Цена более качественного Премиум-95 поднялась на 23%, до 41 569 руб./т. Для сравнения, в прошлом и позапрошлом годах за аналогичный период биржевые цены на бензин Регуляр-92 выросли примерно на 11%, на Премиум-95 — на 5%.
Просчитались
Зачем это повышение было нужно Минфину, понять нетрудно: коллеги г-на Силуанова наконец-то вылечили свою головную боль, связанную с внезапно возникшей необходимостью хотя бы частично покрывать дефицит бюджета на сумму в 2 трлн рублей. (Так бывает: верстали бюджет из расчета цены нефти в 50 долларов за баррель, а она никак не поднимается выше 40.) Правда, тогда возникает вопрос: почему же акцизы подняли всего на 2 рубля за литр? Почему бы сразу не задрать их на 5? Ведь апрельское повышение принесет в казну всего около 89,3 млрд рублей.
Ответ прост: чиновники попытались схитрить и рассчитывали пополнить бюджет, при этом не вылезая за рамки прогнозируемой инфляции (их коллеги из Минэкономразвития прогнозируют уровень инфляции в 2016 году в районе 7,5%). Но они просчитались: влияние акцизов на розничную стоимость бензина не стоило недооценивать, некоторые эксперты утверждают, что удорожание топлива, заложенное в новых акцизах, добавит инфляции как минимум 3%. И это самый оптимистичный прогноз, потому что, как осторожно намекал замглавы Минфина Юрий Зубарев, выступая в феврале перед депутатами Госдумы, «максимальный негативный эффект на уровень розничных цен будет наблюдаться, если производитель полностью переложит это повышение на потребителя». А он, разумеется, переложит.
Заплатят все
Первый вице-президент «ЛУКОЙЛа» Владимир Некрасов уже заявил, что из-за роста акцизов с 1 января компания потеряла 30 млрд рублей и в случае новых сборов поднимет цены на бензин на 2 рубля за литр, чтобы не потерять еще 30 млрд. Тогда Владимир Некрасов получил отповедь от ФАС: недопустимо, мол, заниматься прогнозами динамики цен, так как это может привести к нарушению закона о защите конкуренции. Но этим вмешательство ФАС в ситуацию на топливном рынке пока что и ограничилось.
Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев, в свою очередь, обещал, что компания, конечно, постарается сдерживать рост цен на бензин, но подчеркнул, что сама природа акциза такова, что его в конечном итоге всегда будет оплачивать потребитель. «Наши специалисты объективно говорят о 2 рублях», — сказал Леонтьев, говоря о предстоящем повышении цен в рознице.
В среднем, по экспертным оценкам, к середине года бензин на заправках станет дороже на 3,5 рубля за литр, а к концу — еще на 3. Это, в свою очередь, подтянет за собой цены в таких отраслях, как промышленность, строительство, сельское хозяйство, грузоперевозки, ритейл. В итоге расплачиваться за повышенный акциз будут не только непосредственные потребители бензина — автомобилисты, а вообще все. Новый виток инфляции и последующее снижение потребительской активности граждан — это, мягко говоря, совсем не то, что нужно экономике в условиях, когда число бедных в стране, по данным Росстата, выросло до максимальных значений за последние десять лет (до 19,2 млн человек), а ВВП по итогам прошлого года упал на 3,7%.
На этом фоне решение Минфина все меньше напоминает простое проявление недальновидности чиновников и все больше выглядит как экономическая диверсия.
***
Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев уже пообещал, что рост розничных цен на бензин более чем на 2–3 процента после повышения акцизов станет поводом для проведения проверки. «Если что-то будет расти больше, это станет предметом наших исследований».
Впрочем, если умело растянуть повышение цен на несколько месяцев, подчиненные г-на Артемьева могут его и не заметить. Да и примеров снижения цен на бензин в результате проведения «исследований» в истории ФАС пока не было...
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости