Старик и горе
Фото: Николай Корешков / ТАСС

Фото: Николай Корешков / ТАСС

Правительство приступает к программе уменьшения числа пенсионеров в России

Федеральная антимонопольная служба огласила свои предложения по индексации тарифов естественных монополий на 2016 год. Обычно на эту тему споров почти не возникало: тарифы повышались исходя из прогноза инфляции на следующий год. Волшебным образом, правда, условные 8,5% в распоряжении правительства трансформировались в 15% в платежках, но некая система все же существовала.

В 2013 году, когда всем показалось, что последствия экономических потрясений 2008 года позади, российские власти пошли на серьезный шаг — заморозили рост тарифов на 2014 год (при этом суммы в платежках все равно выросли!) и объявили принцип дальнейшего ценообразования: прогнозная инфляция минус 30%. Это выглядело разумным решением. Официальные прогнозы по инфляции у нас всегда были невелики, и госкорпорациям пришлось бы изыскивать внутренние резервы оптимизации издержек.

Но тут случилось то, что случилось: инфляция разогналась всерьез (нынешний официальный прогноз 12,2% на 2015 год выглядит неуместной шуткой), и монополисты начали потирать руки в ожидании грядущих прибылей.

В сочетании с предложениями Минфина индексировать пенсии лишь на 4% в каждый из трех ближайших годов это выглядит как минимум некрасиво — если бы такой термин мог существовать в экономике больших денег. Ибо по никем не отмененному закону пенсии надо увеличивать просто на уровень инфляции. Но делиться сверхдоходами ради этой низменной цели никто не хочет. «Страна бедняков и золотого процента» должна была стать еще беднее и еще богаче.

Бодался Артемьев с «Газпромом»

Против этого и восстала ФАС, глава которой Игорь Артемьев давно уже напоминает Дон Кихота — по сути своей бесправный чиновник, под окрики президента и премьера он все же пытается хоть как-то бороться с монополизацией экономики.

Антимонопольщики призвали индексировать тарифы, исходя не из прогнозной (напомним, 12,2%), а целевой инфляции — то есть оговоренной в бюджете на год. А это 6,8% — «близко к уровню индексации социальных платежей: пенсий, заработных плат бюджетников и госслужащих». В итоге с частичным применением формулы «инфляция минус 30%» это дало следующие цифры.

  • На природный газ — 5,1% в среднем (в том числе для промпредприятий на 5%, для населения на 6%).
  • На электроэнергию — на 8,3% в среднем (для сетевых организаций на 7,5%, для населения на 8,5%).
  • На грузовые железнодорожные перевозки — с 1 января на 5,4%, с 1 июля — еще на 4,5%.
  • На пассажирские железнодорожные перевозки — с 1 января на 5%, с 1 июля — еще на 4,5% (как видим, РЖД и при новом руководстве ухитряются получать самые большие дивиденды).

Понятно, почему предприятия в целом ожидает меньший рост цен: в правительстве опасаются добить и без того угасающее производство. В целом же перед нами попытка компромиссных расценок: энергетики просили роста на 12,8%, железнодорожники же, по данным РБК, и вовсе требовали поднять стоимость отдельных услуг на 22,7%.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, судя по всему, склонен поддержать предложения ФАС, хотя прогнуться по каким-то позициям правительству все равно придется: влияние тех же энергетиков намного выше, чем любого из несиловых министров. Тем не менее премьер, сам бывший когда-то главой «Газпрома», все чаще говорит о том, что корпорациям давно пора пересмотреть собственные расходы. ФАС не без удовольствия подтверждает: например, дочерние компании «Россетей» покупают многие товары и услуги по цене намного выше их рыночной стоимости. Все прекрасно понимают, почему так происходит, но посадок как не было, так и нет.

Секвестрированные люди

Как бы ни закончилось сегодняшнее заседание правительства, очевидно, что тарифы будут проиндексированы куда щедрее, чем пенсии (и это не считая еще повышения пенсионного возраста, о котором также придется говорить!).

Получается интересная вещь. Мы законодательно и целенаправленно ухудшаем положение самых незащищенных слоев общества. Уже не просто из-за абстрактных жадных энергетиков и прижимистых торгашей — нет, абсолютно осознанными решениями правительства и Госдумы. Раньше мы хотя бы для приличия делали вид, что индексируем тарифы и пенсии исходя из показателя инфляции — теперь цифры берутся с потолка, причем исключительно в пользу «серьезных людей», представители которых, собственно, и работают на «верхних этажах» законодательной и исполнительной власти.

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Правительство уже не беспокоится о потере части своего электората — причем потере в самом прямом, физическом смысле этого слова. Прошедшие 13 сентября выборы показали, что власти способны нарисовать нужной им партии любой процент, а значит, пенсионеров можно больше не задабривать.

И последний смысл в их существовании — с точки зрения Минфина и естественных монополий — попросту исчезает.

Гонка в преисподнюю

Между тем никакой необходимости в повышении тарифов естественных монополий нет вообще. Любой человек, работавший с их заказами, знает, что в полном соответствии с данными ФАС здесь платят за те же услуги едва ли не вдвое больше, чем на коммерческом рынке. Госкомпании, призванные приумножать богатство России, раздают его направо и налево как с умыслом, так и без оного: просто по широкой русской привычке не считать казенные деньги.

Таким образом, внутренние резервы оптимизации очень велики, и этого не могут не понимать руководители корпораций, требующие постоянного роста стоимости не ими созданной продукции.

Много ли газа создал Алексей Миллер со всем своим «Газпромом» за два десятилетия? Да курам на смех. Сколько труда вложил в производство нефти Игорь Сечин? Нисколько, она образовалась миллионы лет назад на территории, впоследствии заселенной северными оленеводами и русскими казаками. Много ли железных дорог построил в России Владимир Якунин, мир его пенсии? Практически не строил — все силы уходили на зарубежные проекты. Господа, за что же вам платить?

К сожалению, позаимствованный на Западе культ сверхдоходов и демонстративного потребления пустил у нас очень цепкие корни. И члены правительства, и граждане из администрации президента, и топ-менеджеры госкорпораций соревнуются в роскоши домов, машин, аксессуаров. У них подрастают дети, которым также хочется поддерживать привычный уровень потребления, а значит, нужны теплые места, удобные синекуры. Вряд ли эти люди не понимают, к чему приводит их бессмысленная гонка за богатством, но отказаться от этого наркотика они не в состоянии.

Лечение любого наркомана начинается с изъятия наркотика, на котором он «сидит». В нашем случае это называется конфискацией. А никак не спором о шести или двенадцати процентах повышения сверхдоходов.

Союз четырех Далее в рубрике Союз четырехПервая Конституция СССР ознаменовала воссоединение частей империи после непростого «бракоразводного» процесса

Комментарии

22 сентября 2015, 15:30
Да пусть только попробуют не поднять пенсии на уровень инфляции. Уверен СМИ об этом не промолчат. И не процентом меньше!
22 сентября 2015, 22:19
давайте рассуждать адекватно моменту, сейчас не то время чтобы шиковать, потому если процентов на шесть поднимут, уже отлично
22 сентября 2015, 23:10
Смешно. Вместо того, что бы бороться с причинами, все стараются подстраиваться под следствие. Экономический блок правительства сами же своими руками разгоняют инфляцию, а потом театратьно хватаются за голову и говорят об усилении борьбы с той же самой инфляцией, которую они только что сотворили. И борьба потом начинается, только с точностью до наоборот. Вместо мер, уменьшающих инфляцию, принимаются меры, разгоняющие ее.
23 сентября 2015, 16:04
Да, в нашей стране на наши пенсии пенсионерам шиковать крайне неприлично. К счастью, реальная власть - хозяева приватизированной экономики и выбранная ими "власть" постоянно заботятся о том, чтобы наши пенсионеры не могли совершить такой неприличный поступок.
25 сентября 2015, 11:25
Не нужно выделять пенсионеров из общей массы населения. Как будто остальное трудоспособное население у нас шикует. Да в российской глубинке люди порой зарплату получают меньшую, чем старики среднюю пенсию по России.
30 сентября 2015, 10:13
Так и есть. У меня многие институтские друзья и знакомые в селе остались жить и работать. С некоторыми из них периодически вижусь - говорят, что средний размер зарплат не превышает 12 тысяч рублей! А цены там такие же, как и в городе!
Вообще непонятно - как они умудряются жить на такие копейки...!? Особенно сейчас, когда куда не кинь везде клин...
22 сентября 2015, 15:41
Якунин тратил миллионы рублей на доставку благодатного огня в Россию, при этом отменял для православных жителей, исконно русских земель электрички, и кто здесь диавол?
30 сентября 2015, 10:17
Вопрос верный, но неактуальный , ибо Якунина теперь и днём с огнём не найдёшь - отказался даже от места в СовФеде и с головой ушёл в тень, только пятки свернули...
Его теперь разве что по объеденным трупикам глухарей можно вычислить...)
22 сентября 2015, 16:07
Очень тревожная тенденция. Если мы разучимся воспитывать молодежь и заботится о стариках - грош цена тогда такому государству.(((
22 сентября 2015, 23:15
В принципе, народ мог бы изменить соотношение сил на внутриполитической арене, если бы не был столь пассивным к выборам. Партия власти давно набрала свой контингент послушно ставящих галочки в нужном месте, пока остальные машут руками и говорят, - зачем идти туда, если и так понятно, кто победит!. А вот пока ясно, они и будут побеждать. Если бы все как один вышли и проголосовали, результаты бы удивили всех. А пока машем руками, так и будут сидеть в правительстве последователи Гайдара
24 сентября 2015, 00:27
Так большинство абсолютное большинство не знает за кого ему голосовать. Основная масса людей голосует по принципу "что в уши нажужжали", или "как соседи". А пенсионеры в нашей стране еще долго будут жить в нищете, как это ни прискорбно.((
25 сентября 2015, 11:29
Хватит уже обобщать, читать противно. В России больше половины населения живет за чертой бедности, от зарплаты до зарплаты копейки считаете, а вы тут о пенсионерах плачете. Эти пенсионеры живут зачастую на порядок лучше нас с вами.
22 сентября 2015, 23:49
Сложно работать в филиале западного финансово-кредитного института и при этом блюсти национальные интересы России. Тут уж, как говориться, либо трусы одень, либо крест сними.
29 сентября 2015, 21:50
Вот это вы точно подметили..! Пока что предлагают носить крест поверх срамоты, на голое тело...
23 сентября 2015, 11:04
Что за чушь? После 25 лет разграбления страны еще остались "госкорпорации"? Автор не знает, что все эти роснефти давно расприватизированы? И прибыль дают своим хозяевам. Хозяева приватизированных у нас сотен тысяч предприятий - вот куда уходят деньги, триллионы долларов, которые должны бы идти на развитие производства и пенсии тем, кто то производство создавал в СССР.
А байки про большие зарплаты нескольких сот чиновников и депутатов как причине нищеты пенсионеров - это для самых глупых из них.
23 сентября 2015, 12:43
Слишком все пессимистично, истина как всегда посередине
29 сентября 2015, 21:53
Истина в том, что пора менять подход. Вместо того, чтобы довольствоваться условными отчислениями в бюджет, необходимо вернуть ресурсодобывающие и перерабатывающие корпорации в лоно государства, а их нынешних "владельцев" использовать исключительно в качестве управляющих, ни более ше не меньше!
Вот тогда-то и деньги на пенсии и остальные социальные нужды сразу появятся!!!
25 сентября 2015, 01:02
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
25 сентября 2015, 01:12
К сожалению, чем больше уходит средств на "пушки", тем меньше остаётся на "масло". Но сейчас не время заниматься критиканством. Давайте пожелаем пенсионерам счастливо пережить современные геополитические ката-клизмы.
29 сентября 2015, 19:36
Только пенсионерам пережить?
25 сентября 2015, 10:44
Пенсионерам более-менее индексировали пенсии, пока выборы были более-менее похожи на выборы. Однако: всё течёт, всё меняется. С переходом к политике тотального назначенства необходимость в данной категории граждан отпала… Есть пенсионер – есть проблема… Нет проблемы – нет пенсионера.
25 сентября 2015, 11:36
Пенсионеры хотя бы имеют уйму свободного времени и запросто могут найти какую-нибудь подработку, если денег на жизнь не хватает. А хуже всего живется тем, кто вынужден ходить на работу за 10 тыс. рублей в месяц и при этом кормить и поднимать детей.
25 сентября 2015, 13:40
Можно свое дело открыть и не ходить на работу за 10000р.
25 сентября 2015, 14:11
Ну, я бы сказал, что в сельской местности ниш для ведения своего бизнеса не особо много. Плюс с такой зарплатой разве можно скопить хоть какую-то сумму для вложений в свое дело?
25 сентября 2015, 15:40
А тот кто платит им 10000р в месяц каким делом занимается? У меня бабушка в деревне вязала носки сверхкачественные и продавала их. Тетя ростила свиней и продавала их скупщикам мяса, которые потом везли в Москву на мясопереробатывающие заводы. Это по мимо основных профессий учителя и пенсионера, жили довольно зажиточно. Можно выращивать картошку везти ее на рынки продавать и будет начальный капитал. Что дальше? Можно открыть кожевеный цех он в себестоимости не велик нужно только помещение, знания и сильное желание работать и зарабатывать (сарай есть, знания в книгах) и скупать за копье шкуры коров у колхозов, а потом шить шикарную обувь как у ПРАДО (нужна швейная машинка и знания для начала). Со сбытом красивых туфлей сложнее будет чем с производством, но все решаемо можно и самому лавки или магазины по продаже туфель открыть . Я люблю красивую обувь, смотрел видео в интернете как ее делает Прадо. Сам частенько подумываю о производстве красивой обуви, поэтому привел как пример.
29 сентября 2015, 19:45
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
30 сентября 2015, 10:52
Главное - покупайте уже правильно выделанные (для обуви) шкуры...
Да. а подошвы, каблуки и пр. из чего для обуви делают? Так, интересно... Расскажите...
25 сентября 2015, 22:21
Нищенские зарплаты у большинства населения Немосквы - это ещё более серьёзная тема.
26 сентября 2015, 09:31
Так они же сами друг другу эти нищенские зарплаты и платят. Но если будет больше уверенных и энергичных людей в глубинке готовых открывать полезный и востребованный бизнес, то ситуация на рынке труда резко изменится и что бы привлечь на работу человека придется повышать оклады. Так же оклады в 10000 руб. могут быть связаны с невостребованным бизнесом и коммерсант еле наскребает на оклады денег или малоэффективный бизнес, где слабый контроль за сотрудниками( все сидят не чего не делают + воровство), но их выживут с рынка при увеличении рынка, поэтому у них так же не будет низких окладов.
26 сентября 2015, 11:27
Насчёт того, что «сами себе платят» - не скажите.
Беседовал я как-то с одним охранником… Говорит: «Мне стыдно домой зарплату приносить. У отца, старика, пенсия небольшая, но моя зарплата меньше его небольшой пенсии. Зато наш «генерал» (гендиректор) руководит чопом, не слезая с индийского слона!»
Думаю, он не сильно пошутил в том разговоре. Ни для кого не секрет, что вопиющая диспропорция в зарплатах руководителей предприятий и их подчинённых обусловлена показной лояльностью руководителей к пресловутой «вертикали»… На том и стоим! Точнее, на том и лежим.
26 сентября 2015, 11:43
А его генерал родился из утроба матери генералом? Можно уволиться с такой работы или есть незаконные факторы которые его держат?
26 сентября 2015, 11:51
Зачем генералу увольняться? Он же на слонах катается.
26 сентября 2015, 12:25
Я имею виду вашего друга, что его держит на этой работе?
27 сентября 2015, 10:45
Люди в России держатся за мизерные зарплаты потому, что другой работы - более денежной - нет или почти нет. Да и какая работа может быть в стране, живущей за счёт углеводородного сырья? У нас рынок труда практически отсутствует.
26 сентября 2015, 11:24
С психологической точки зрения первоначальный успех экономики США связан со следующими факторами:
1) Во первых вспомним кто является населением США? Правильно - мигранты, что бы решиться оставить все и пересеч океан нужно иметь большую силу воли, тоесть там жили люди с изначально задатками коммерсантов. И если их не устраивало они молча покидали это место, а не искали причин в своих неудачах, были честны перед сабой.
2) Люди со всех стран обладали более большим кругозором о товаре. Рынок с большим выбором товаров. Люди разных стран учились друг у друга.
3) Так же как и у нас сейчас власть им не мешала заниматься коммерцией.
4) Создание Гениями коммерции ( по другому их не назовешь) различных бирж, куда бедные и богатые люди вкладывали свои деньги в акции, тем самым обеспечивая компании внутренними инвестициями.
26 сентября 2015, 11:50
Мощная коммерческая энергия в США началась лишь с середины XIX столетия. До этого никаких выдающихся торговых качеств американцы не демонстрировали. В период освоения и заселения этой страны и вплоть до Первой мировой войны основным Купцом человечества являлась Британская империя, а фунт стерлингов – основной валютой мира.
26 сентября 2015, 12:30
Первая мировая была в 20том столетии. Рост экономики в геометрической прогрессии начался уже как первый мигрант приехал в чистые поля и просторы США. И еще большие обороты набрало с отменой рабства и притоком мигрантов.
27 сентября 2015, 10:59
С отменой рабства американцы сделали решительный шаг от аграрно-рабовладельческой экономики к промышленно-производящей. До отмены рабства коммерция в Штатах тоже процветала: рабами, хлопком и сахаром.
30 сентября 2015, 14:15
Нууу... Приехал-то он не в "чистые поля и просторы..."
Там жили люди, однако...
Вот так и началось кровавое становление США... И всё бОльшие обороты набрало с работорговлей...
29 сентября 2015, 19:40
Сейчас же экономика сша не падает из-за Российских инвестиций в нее.
27 сентября 2015, 03:23
Что-то сайт какой-то странный-напоминает пятую колонну...
27 сентября 2015, 13:12
Почему, тут люди с разным мнением. Я вот удивляюсь как хают наших олигархов, которые платят хорошие з/п на своих предприятиях, импортируют товары тем самым поддерживая курс рубля. Истинный враг тот кто платит копейки за одну и туже работу у себя платят 4000долларов, а в России 500-700 долларов. Заставьте их платить так же и рынок России оживет. А вы будете чувствовать себя уверенно, вам не придется думать о том как заплатить за ипотеку.
28 сентября 2015, 14:49
"Истинный враг тот кто платит копейки за одну и туже работу у себя платят 4000долларов, а в России 500-700 долларов"

"У себя" - это где?
29 сентября 2015, 09:19
Я не имею виду какую либо персонально компанию их много и все знают от куда они и где их головные офисы. Если интересно вы можете сами взять какую либо вас интересующую компанию мирового уровня и сравнить оплату труда конкретных должностей в разных странах, эта инфо не для кого не секрет и лежит в общем доступе.
29 сентября 2015, 19:43
Вот отожмем нефтяные вышки-сразу зарплаты повысим))
02 октября 2015, 15:42
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
02 октября 2015, 15:41
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
29 сентября 2015, 12:38
"Кому на Руси жить хорошо"(Н А Некрасов)
02 октября 2015, 15:40
Ничего не понял! Какая инфляция в самой богатой стране мира? КАК? КТО ПОСМЕЛ? А пенсионеров количество и так уменьшается - вымирают, чай не Джапан с их 90толетней продолжительностью жизни!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»