Своя таблетка: Россия создает новую фарминдустрию
Цех твердых лекарственных форм. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Цех твердых лекарственных форм. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Благодаря программе частно-государственного сотрудничества забота о здоровье нации — больше не жернов на шее бюджета

Россия добилась некоторого прогресса в импортозамещении лекарств. За 2015 год доля продаж отечественных препаратов в стране выросла на 4% и теперь занимает 27% российского рынка в стоимостном выражении. Если же говорить об объеме натуральных продаж, то российские лекарства занимают уже 58% от общего числа проданных упаковок. Пусть никого не смущает значительная разница между стоимостным и натуральным выражением: дело в том, что наши препараты в разы дешевле иностранных.

Бесшумный триумф

Что же дало России возможность на фоне кризиса и острого экономического противостояния с Западом осуществить столь успешный рывок?

В определенной мере положительную роль сыграли обвал рубля и вынужденное замещение дорогих иностранных препаратов более дешевыми российскими. Однако, в отличие от других отраслей промышленности, в фармацевтике девальвация стала не основным, а вспомогательным фактором успеха. Настоящим же локомотивом выступила государственная политика развития отрасли.

В 2009 году в РФ стартовала программа «Фарма-2020», в рамках которой государство взяло на себя обязанность по приобретению лекарств для миллионов льготников, начало субсидировать развитие производственных площадок, выпуск дженериков и разработку новых препаратов. В рамках проекта на развитие фармпроизводства за эти годы было выделено 19,5 млрд рублей.

Общий объем трат намного превосходит эту цифру. В 2015 году государство вложило в «Фарму-2020» 10 млрд руб., а в нынешнем планирует потратить еще 11 млрд. Значительная часть средств идет на закупку лекарств с последующей их передачей льготникам.

Генная инженерия и «волшебные пули»

Власти профинансировали 130 проектов импортозамещения, около 400 программ по созданию инновационных лекарств, 120 программ по разработке импортозамещающих медицинских изделий и 40 проектов по созданию новых материалов. Параллельно были построены 25 новых заводов; при этом в строительство семи из них вложились иностранные компании, наплевавшие на антироссийские санкции. Еще 30 производственных площадок прошли глубокую модернизацию. Заказы на проведение сложнейших исследований получили 20 институтов и 25 научно-исследовательских учреждений РАН и РАМН. Выполнение контрактов обеспечивали более 250 частных и государственных компаний-подрядчиков.

Каков результат? К настоящему времени российские биохимики научились производить лекарства на основе моноклональных антител (их еще называют «волшебными пулями»: они вырабатываются иммунными клетками и используются в том числе в противораковой терапии); факторы роста, цитокины (гормоноподобные белки и пептиды, регулирующие функционирование клеток крови), инсулины и их аналоги, рекомбинантные (то есть полученные с помощью генной инженерии) факторы свертывания крови, ферменты и вакцины.

Без преувеличения, за несколько лет было освоено производство целого класса современных лекарств.

Эталонная госпрограмма

Безусловно, негативные моменты при желании найти можно: новые лекарства пока выпускаются в недостаточном количестве, качество российского инсулина временами вызывает нарекания, а по некоторым направлениям (например, выпуск препаратов для лечения редких, орфанных заболеваний) импортозамещение пока даже на горизонте не просматривается. Однако, оценивая ситуацию в целом, «Фарму-2020» можно назвать образцовой госпрограммой.

За семь лет частно-государственное сотрудничество привело к тому, что в России стало выгодно производить сложнейшие препараты, а забота о здоровье граждан перестала быть жерновом на шее государства и превратилась в мощный стимул промышленного и научного развития страны. В этом можно убедиться, взглянув на показатели российского рынка: объем продаж отечественных фармпроизводителей в 2015 году составил 274,8 млрд руб., а доля госзакупок — всего 72,6 млрд. То есть расходы государства обеспечивают всего треть оборота рынка. А две трети — это отдача от правильно сделанных вложений.

Проблемы и перспективы

Впрочем, расслабляться пока не время. Есть у российской фармацевтики и очевидные проблемы. Например, наш фармрынок по-прежнему сильно сегментирован: 55% госзакупок обеспечивают 10 крупных компаний, а оставшиеся 45% делят между собой 606 небольших производств. Налицо угроза монополизации отрасли и картельных сговоров, что, естественно, не нужно ни государству, ни гражданам.

73% выручки от продажи лекарств пока приходятся на долю импортных препаратов, а значит, две трети нашего рынка еще не освоены российскими производителями. Нынешние лидеры рынка не скрывают, что ориентируются на госзаказ и получают помощь от государства, а значит, именно федеральные власти могут и дальше играть роль архитектора, поддерживая более мелких производителей и закладывая базу под будущую конкуренцию — уже между российскими производителями.

Динамика поставок по госзаказам свидетельствует об усилении роли крупных поставщиков: в 2011 году на их долю приходилось 44%. Однако не исключено, что столь серьезный рост доли лидеров отрасли в госзаказе — это «болезнь роста». Но даже если это не так, у государства еще есть время на исправление ситуации — до 2020 года. Именно к этому сроку власти обещали добиться преобладания российских лекарств над импортными. Когда рынок сложится, корректировать баланс сил станет намного сложнее. А дальнейшая монополизация отрасли сделает отечественные лекарства такими же дорогими, как и зарубежные, — базовых законов капитализма никто не отменял.

***

Так или иначе, с конкретными проблемами в любой отрасли всегда можно справиться с помощью конкретных же решений. Куда важнее иметь основу для такой работы — живую, развитую индустрию, идущую в ногу с мировыми трендами. И у России такая индустрия уже фактически есть.

Телевидение — единственный рабовладелец в России Далее в рубрике Телевидение — единственный рабовладелец в РоссииРП продолжает исследовать механизмы телевизионной манипуляции сознанием

Комментарии

20 мая 2016, 12:19
В фармацевтике есть другая серьёзная проблема - невозможность производителя войти в качестве поставщика в крупные аптечные сети без взяток или откатов, не говоря уже про дикую коммерциализацию аптечных сетей, которым по сути плевать на конечного потребителя, так как их интерес - только прибыль. Вывод - фарминдустрия, как и аптеки - должны быть госмонополией, иначе будет ещё хуже...
20 мая 2016, 13:18
Насчет госмонополии здесь можно поспорить, но вот систему надзора и контроля однозначно надо усиливать!
Государство должно устанавливать правила для бизнеса, но никак не наоборот! Тем более, когда речь идет о столь серьёзной сфере, как медицина и фармацевтика!
22 мая 2016, 09:24
А у бизнеса основная задача увеличение прибыли. Поэтому контроль должен быть жестким, но справедливым, чего в России достичь практически невозможно.
20 мая 2016, 13:15
Ну, дай то бог, главное - чтобы во благо! Здоровье граждан - залог сильного государства!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»