Пшеница против хлеба
Покупатель в отделе хлебобулочной продукции. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Покупатель в отделе хлебобулочной продукции. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Методика искусственного дефицита

Почему в России прогнозируют рост цен на хлеб, несмотря на хороший урожай пшеницы

Глава Министерства сельского хозяйства РФ Александр Ткачев 6 октября предупредил россиян, что нужно готовиться к повышению цен на хлеб: стоимость белого батона может взлететь с нынешних 25 до 30 рублей.

Чиновник объясняет это ростом цен на зерно. Каждый килограмм пшеницы подорожал примерно на 2 рубля. Возникает вопрос: откуда такой рост цен, если с урожаем все в порядке?

Влияние зерна на хлеб

В середине сентября «Русская планета» уже писала, что урожай в этом году был собран в меньших объемах, чем год назад, однако провальным сезон назвать никак нельзя. По предварительным данным, уже удалось собрать примерно 71,5 млн тонн пшеницы.

По данным Россельхознадзора, экспорт зерна за рубеж с начала года составил около 20–25 млн тонн, при этом доля пшеницы в экспорте — не более 60%. Таким образом, говорить о дефиците зерна из-за вывоза продукции за рубеж не приходится.

Более того, в Российском зерновом союзе «Русской планете» сообщили,  что экспорт пшеницы за июль-сентябрь 2015 года и вовсе сократился примерно на 22%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года.

Ранее эксперты выражали опасение, что сложившиеся благоприятные условия на внешнем рынке могут плохо сказаться на рынке внутреннем. Курс рубля упал — и иностранцам стало выгодно покупать зерно у россиян. Однако государству удалось сдержать чрезмерный вывоз зерна за границу за счет экспортной пошлины, так что об избыточном экспорте говорить не приходится.

Стоимость продукции внутри страны, казалось бы, не должна была сильно вырасти.

«Только рост цен на зерно не может столь значительно повлиять на увеличение стоимости хлеба. Сейчас удорожание зерновых культур идет в среднем на 20%. Но это не может вызвать повышения цен на хлеб на 30%. Максимум — на 4–5%. Так что не советую россиянам поддаваться панике и скупать муку в магазинах», — говорит директор департамента информационно-аналитического обеспечения Российского зернового союза Рудольф Белавин.

Что еще входит в стоимость хлеба? Затраты на логистику, производство муки, газ и электроэнергия, расходы на зарплату и, разумеется, наценка магазина. Учитывая, что бензин за последнее время значительно не дорожал, как не повысились и остальные статьи расходов, остается предположить, что дело тут все же в жадности тех, кто хлеб продает.

И для России это уже не первое подорожание конкретного продовольственного товара. Давайте вспомним, какие продукты и по каким причинам резко вырастали в цене за последние пять лет.

Уборка зерна в колхозе-племзаводе «Казьминский». Фото: Игорь Чабаненко / ТАСС

2014 год. Гречка

Осенью 2014 года ритейлеры внезапно заявили, что цены на гречку вырастут на 50–100%. Причина — низкий урожай. Якобы из-за этого поставщики заломили стоимость крупы, сетевикам пришлось скупать продукт по завышенной цене, поэтому они, в свою очередь, поменяли ценники для покупателей.

По данным Росстата, в 2014 году в России было собрано 662 тыс. тонн гречихи при годовой потребности в ней в 500 тыс. тонн. Выходит, никакого дефицита не было.

Зато было подорожание крупы с 55 до 80 руб. за 1 кг. На сегодня, по данным Росстата, 1 кг гречки в среднем стоит 69,2 руб.

2013 год. Яйца

Осенью 2013 года всего за неделю стоимость яиц увеличилась почти на 10%. Это произошло на фоне постепенного роста цен на этот продукт с января. В итоге за год яйца выросли в цене на 13,8%.

Тогда рост цен пояснили подорожанием кормов, энергоносителей, а также сокращением объема производства данного продукта в стране. Десяток куриных яиц подорожал с 43,34 руб. в 2012 году до 56,01 руб. в 2013 году.

2012 год. Капуста

2012 год выдался для потребителей относительно спокойным. Рекордсменом по росту стали цены на капусту, однако этот скачок был не таким значительным. Эксперты объяснили изменение ценников аномальной засухой. По их словам, чересчур жаркая погода привела к тому, что большая часть урожая испортилась, и тогда кочаны пришлось закупать даже за рубежом.

В отдельные месяцы года стоимость продукта увеличивалась на 65%. Но если смотреть статистику по годам, то разница в цене между стоимостью килограмма капусты в 2011 и 2012 году составляет всего 5 рублей.

2011 год. Снова гречка

Четыре года назад Россия опять испытывала «гречневый кризис». Скачок спровоцировали производители, буквально за месяц поднявшие стоимость крупы на 30–40%. Это привело и к росту розничных цен. Тогда представители ФАС сообщали, что показаний к такому подъему не было. После начала официальной проверки производители все же поумерили свои аппетиты, и цены устремились вниз.

В пиковый период 1 кг гречи продавался по 80 руб. за 1 кг. Однако затем стоимость смогли сбавить до 66 рублей.

2010 год. Картофель

В 2010 году в стране почти вдвое подорожал картофель. Обычно в сезон сбора урожая стоимость этого корнеплода снижается, однако в августе 2010 года цены выросли на глазах. Сетевики пояснили изменения в ценовой политике тем, что они вынуждены покупать продукт у аграриев по завышенной цене. Последние, в свою очередь, жаловались на рекордные потери из-за засухи.

В 2009 году 1 кг картофеля стоил 14 рублей, а в 2010-м средняя цена составила 28 рублей.

Как создают дефицит

Подводя итог, можно сказать, что «продовольственные кризисы» последних лет не имели под собой объективных оснований. В большинстве случаев представителям ФАС приходилось проводить проверки — и эти проверки выявляли серьезные нарушения.

А тот факт, что ритейлеры и поставщики обычно значительно повышают цены только на один товар, имеет простое обоснование. Сначала населению через подконтрольные СМИ дается информация о том, что через какое-то время по определенной причине может подорожать некий продукт. Появляется повышенный спрос, возникает некий дефицит — и вот оно, вполне логичное обоснование роста цен. Ритейлер в шоколаде, СМИ получают свою малую долю, люди ворчат, но покупают по новым ценам.

Чтобы в России не случилось нового «гречневого кризиса», «хлебного бунта» или «яичной истерии», необходимо не только поддерживать сельское хозяйство, но и отслеживать подобные заказные публикации, провоцирующие создание дефицита.

Не в те двери стучимся

Многие сельские жители, кстати, сами выращивают фрукты и овощи, которые производители называют дефицитными. Селяне и рады бы продавать этот товар ближайшим соседям, вот только грамотную систему такой продажи никто не собирается выстраивать. В какой город страны ни приедешь, повсюду можно встретить «Монетки», «Пятерочки», «Магниты» и т.д., но очень сложно найти качественный фермерский магазин, где местные жители могли бы продавать молоко, сметану, яйца, овощи и мясо из своих хозяйств.

К примеру, в 2013 году цена на яйца выросла почти до 60 руб. за десяток, а у деревенских фермеров экологически чистые, вкусные яйца можно было купить по 3 рубля за штуку. Ритейлеры не берутся за подобные закупки — слишком маленькие партии, слишком мала маржа. А страдают от этого все те же покупатели.

Система продажи домашнего молока или сметаны сейчас работает в режиме сарафанного радио. В небольших населенных пунктах, как правило, нужно просто знать, в дверь какого дома постучать, чтобы купить вкусное деревенское молоко. А ведь это могла бы быть дверь коллективного магазина местных фермеров, система реального продовольственного самообеспечения страны.

Если мы не организуем нормальную систему потребительской кооперации, ритейлеры продолжат устраивать один дефицит за другим. И каждый из них будет приводить к подорожанию «по объективным причинам».

В ожидании менеджера Далее в рубрике В ожидании менеджераКак инвестировать в собственное будущее

Комментарии

09 октября 2015, 16:30
Народ ворчит, но продолжает покупать - вот в этом вся и проблема. Каждый год наступаем на одни и те же грабли. Сами виноваты.
10 октября 2015, 07:38
Вот та же история, что с яблоками. Антимонопольной службе не помешало бы быть внимательнее и строже. А супермаркеты ОБЯЗАТЬ принимать продукцию от местных хозяйств!
12 октября 2015, 12:20
Обязать - это не то. Нужно менять саму схему работы ритейла с производителем. Зачастую у небольших производств просто нет таких средств и возможностей, что бы исполнить все требования сетевиков
12 октября 2015, 13:01
а тут вопрос в надзорным органам, почему сетевики дают такие жесткие условия, особенно отечественным производителям овощей и фруктов, которых по идее на руках носить надо
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»