Хорошие цифры при плохой игре
Фото: Алексей Смышляев / Интерпресс / ТАСС

Фото: Алексей Смышляев / Интерпресс / ТАСС

У столичной власти и общественников разные критерии оценки образования

В конце октября Общественно-консультативный совет политических партий при Мосгордуме, члены которого оценивают состояние образования в столице как плачевное, встретился с заместителем главы Департамента образования города Москвы (ДОгМ) Мариной Смирницкой. Корреспонденту «Русской планеты», не получившему комментарий департамента при подготовке недавнего материала о дополнительном образовании, было вдвойне любопытно наблюдать за происходящим.

Как это часто бывает, видение ситуации у представителей власти и общественников отличается кардинально. По докладу заместителя руководителя ДОгМ Марины Смирницкой, все просто здорово. Зарплаты в школах растут, финансирование увеличилось в 1,5 раза, охват школьников дополнительным образованием составляет 75–80%, строятся новые школы и пристройки к старым, полностью ликвидирована очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет, большие успехи достигаются в олимпиадном движении. И так далее... Тех же, кто оппонирует чиновникам от образования, беспокоит целый ряд серьезных проблем.

«Персональный» голод

Например, почему из дошкольных отделений некоторых образовательных комплексов массово увольняют персонал — воспитателей, нянечек?

«Количество воспитателей и помощников воспитателей зависит от числа детей в дошкольной группе, — ответила Марина Смирницкая. — И решение о том, сколько персонала необходимо, принимает управляющий совет образовательной организации». Однако в случаях неправомерного массового увольнения сотрудников, добавляет она, департамент готов вмешиваться и принимать меры.

Другой вопрос: почему из школ исчезают медработники?

«Медработники являются сотрудниками не образовательных организаций, а поликлинических учреждений, — сообщила замглавы департамента. — У каждой школы есть закрепленные за ней медсестра и врач, которые их обслуживают. В школах существуют медкабинеты, где делают прививки, проводят осмотры, карантинные мероприятия и др. Раньше медики тоже не находились в школе постоянно. И сейчас у них три присутственных дня в неделю. Если у ребенка возникли проблемы со здоровьем и медсестра на месте, она может в определенном объеме оказать первую помощь. Как правило, вызывают неотложку или скорую. Вообще же школы самостоятельны в вопросах составления своего штатного расписания. При желании они могут вводить у себя, скажем, должность медсестры. Если работника не смущает то, что ему не будет идти медицинский стаж, он может постоянно находиться в школе».

Заместитель председателя Мосгордумы депутат от фракции КПРФ Николай Губенко предложил использовать в школах московских медработников, сокращенных в результате «оптимизации здравоохранения». По его словам, таких медиков у нас около 16 тысяч, и ими вполне можно было бы насытить школы. А ДОгМ мог бы способствовать обсуждению этого предложения на общественных площадках.

Бизнес на школьных кружках

Волнует общественников и проблема расширения платных услуг для столичных школьников. Странно получается: финансирование увеличилось в полтора раза, школ из-за укрупнения, наоборот, стало меньше в 4–7 раз (сейчас в Москве 631 образовательный комплекс), что дало возможность серьезной экономии бюджета. Плюс недавно на заседании в Мосгордуме сообщили, что ежегодно на дополнительное образование в Москве выделяется 14 млрд руб. Однако по каким-то неведомым причинам родителям приходится платить все чаще.

«Система финансирования — субсидиарная. Каждой школе деньги выделяются по нормативу на количество учащихся. Любая платная услуга устанавливается там, где на нее есть запрос у родителей. Окончательное решение о введении платы за тот или иной кружок и ее размерах принимает управляющий совет. Это коллегиальный орган, который, если что, может дать зарвавшемуся директору по рукам», — прокомментировала Марина Смирницкая.

Может-то он, в принципе, может, но на практике «битья по рукам» обычно не происходит. Редкий управляющий совет (в его состав входят все категории заинтересованных участников образовательного процесса — родители, ученики, представители школьной администрации, педагоги и др.) решится на серьезную конфронтацию с руководством. Многие из них являются, по сути, «карманными» структурами, проводящими волю администрации, и никакой особой свободы выбора родителям не гарантируют… Их просто ставят перед фактом: управляющий совет решил, и все. И, наверное, очень многие мамы и папы сильно удивятся, узнав, что это по их запросу кружки в школе стали платными.

Поэтому члены Общественно-консультативного совета предложили Департаменту образования предоставлять больше информации о дополнительном образовании — например, вывешивать на сайте список бесплатных кружков. Возможно, это поможет родителям найти для своих детей альтернативу платным дополнительным занятиям. К слову, Марина Смирницкая поддержала это предложение и призвала родительскую общественность активнее пользоваться сайтом ДОгМ.

Недобровольные пожертвования

Проблема поборов по-прежнему остается очень актуальной: в некоторых образовательных организациях находят все более изощренные, если не сказать извращенные, формы отъема денег у родителей.

«В дошкольном отделении школы № 2105 (Госпитальный вал, 3А) с родителей собирают "добровольные пожертвования", а детям тех, кто отказывается, на занятиях не дают даже карандаши, — рассказала председатель общественного движения "Мамы Москвы" Кристина Симонян. — Но это еще цветочки: теперь там собирают деньги… на "стул позора" для провинившихся детей. Общая же сумма поборов с дошкольных групп в этом учреждении — около полумиллиона рублей. По словам руководства школы, 70% этих средств идет на зарплаты педагогов, и это указание департамента».

Ясельная группа детского сада. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

С ситуацией в школе № 2105 Марина Смирницкая пообещала разобраться и слово свое сдержала очень быстро: после ее звонка директору школы будет организовано родительское собрание, на котором администрации придется отчитаться по финансам. Поборы с родителей велено прекратить.

Дефицитные ясли

Что касается весьма острого вопроса нехватки мест в ясельных группах (или, как теперь это называют, «группах раннего развития») детских садов, то здесь замглавы ДОгМ оставалось лишь констатировать очевидный разрыв между потребностью и предложением. Сейчас, по данным департамента, в Москве такие группы посещают 74 тысячи детей в возрасте до 3 лет. Очередь составляет 15 тысяч человек.

«Главная задача для нас — обеспечить местами в дошкольных учреждениях детей от 3 до 7 лет, — пояснила Марина Смирницкая. — В столице сейчас всего 624 тысячи дошкольников. 200 тысяч не посещают детские сады, из них 40 тысяч — дети в возрасте от 3 до 7 лет, и если завтра родители захотят устроить их в дошкольные учреждения, мы будем обязаны в первую очередь обеспечить местами именно этих детей. Теперь дошкольное образование — ступень общего, это подготовка детей к школе».

Все так, но как это соотносится с разговорами об улучшении демографической ситуации в стране? Как-то боязно рожать детей, если присмотр за ними в первые годы их жизни власти не считают нужным гарантировать. Частные детские сады очень мало кому по карману. Вот и получается, что малыши остаются без присмотра, а их мамы лишаются возможности работать по профессии. Как сказала одна из участниц дискуссии, ее мама, простая деревенская девчонка, могла не волноваться о том, где оставить детей. Поэтому она спокойно училась, работала и в конце концов стала главной в стране по льну и хлопку. Если у семьи есть потребность в ясельной группе, государство должно ей такую возможность обеспечить. Но само оно так, видимо, не считает.

Подмена понятий

Многие московские родители жалуются на ситуацию с продленкой. Мало того что во многих школах за нее теперь взимают плату, так еще и воспитателям запрещено выполнять домашние задания с детьми, поэтому родителям после рабочего дня самим приходится делать с ребенком уроки.

Ситуация вообще довольно запутанная. В прошлом году министр образования РФ Дмитрий Ливанов говорил, что группы продленного дня продолжат работать бесплатно. Однако согласно ст. 66 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» в группах продленного дня могут быть созданы условия для присмотра и ухода за детьми, и за эти услуги может взиматься плата. Эта норма и привела к смешению и даже подмене понятий. Именно поэтому, вероятно, и начали исчезать в школах (как в столице, так и в регионах, особенно дотационных) бесплатные группы продленного дня и появляться платные группы по присмотру и уходу.

Группа продленного дня в школе. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Как комментирует Марина Смирницкая, действительно существуют «дополнительные платные услуги, которые называются "Группа присмотра и ухода". В этих группах осуществляются моменты, связанные с прогулкой, присмотром за детьми». В группах присмотра и ухода дети могут находиться дольше, чем в группах продленного дня, — до 21:00–22:00, кроме того, там для них могут быть организованы дневной сон, какие-то дополнительные игры. Департамент образования установил, что стоимость такой услуги не может превышать 4000 руб., и эта максимальная сумма взимается в 15 столичных школах. Средняя же ее стоимость по Москве составляет 2333 тыс. руб.

Почувствуйте разницу: группа продленного дня — это форма внеурочной образовательной деятельности, она финансируется из субсидий, поэтому для родителей это бесплатно, и там с детьми делают уроки. Присмотр и уход к образовательной деятельности не относятся, поэтому они платные, и воспитатели таких групп не обязаны заниматься с детьми уроками. Решение о том, какой вид услуг будет предоставляться — продленка или присмотр с уходом, — формально принимает все тот же управляющий совет школы.

Выходит, что, отдавая ребенка в школу, родителям стоит сразу узнавать, какие формы организации деятельности ребенка после уроков там предлагаются. И соответственно, придется ли за них платить. По недавнему решению главы правительства РФ Дмитрия Медведева, информацию о стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми школы обязаны размещать на своих сайтах.

Кого мы выпускаем?

Надо отдать должное Марине Владимировне, долгие годы проработавшей в школе: она производит впечатление серьезного профессионала. И то, что руководство ДОгМ готово мгновенно реагировать на «сигналы», как в случае со «стулом позора», вызывает всякое уважение. Но проблемную ситуацию с образованием в целом такое вот «ручное управление» едва ли может изменить. Да и на волнующий многих вопрос: по чьей инициативе происходит коммерциализация образования в Москве? — внятного ответа на встрече с политиками и общественниками так и не прозвучало. Видимо, процесс реформ запущен, и остановить его уже нельзя.

Было бы несправедливо обвинять представителей власти в неискренности — у них свое понимание задач образования и свои критерии оценки его качества. Для государства, как видно, такими критериями являются баллы на ЕГЭ и число победителей всевозможных олимпиад. Но мы не можем не видеть того, что на фоне красивых отчетов из школ (и даже вузов) в результате выпускаются малограмотные, инертные, пассивные и не умеющие самостоятельно мыслить молодые люди.

Несколько лет назад бывший министр образования РФ Андрей Фурсенко произнес знаменитую фразу: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». С этой задачей наше образование, похоже, действительно справляется, о чем честно и отчитывается. Но сейчас России нужны как раз творцы, созидатели — иначе нет смысла даже затевать разговоры об импортозамещении, экономическом росте, конкурентоспособности и суверенности страны.

Необязательно растить из каждого школьника гения — понятно, что это невозможно. Важно, чтобы у большинства была установка на созидание, а не на потребление. Потому что за прошедшие годы мы поняли, что потребитель — вовсе не тот, кто «заказывает музыку». Наоборот, это за него решают на каждом шагу — что ему есть, во что одеваться, к чьему мнению прислушиваться и т.д. В массовом производстве таких людей очень заинтересованы крупные корпорации, но великую и независимую страну «квалифицированные потребители» не построят. Нам нужны созидатели, первопроходцы и творцы. Именно на их подготовку должна быть направлена образовательная политика.

Есть ли в России борьба с коррупцией Далее в рубрике Есть ли в России борьба с коррупциейЗа бесконечными отчетами о борьбе с коррупцией чиновники стараются скрыть тему казнокрадства

Комментарии

28 октября 2015, 13:38
Единственного не пойму - зачем вообще нужно было лезть в систему образования, которая успешно действовала в России еще с советских времен? Разве было плохо? Зачем все эти эксперименты?
28 октября 2015, 15:21
Не очень понял о чём речь в статье, у меня дочурка ходит в сад. ей аккурат 2 года, и никаких яслей в Москве уже год как нет, есть группы неполного дня, в которой дневная смена длится 3,5 часа, очень кстати неудобно, на работу не устроится
28 октября 2015, 17:05
Почему-то повествование ведётся исключительно о московских школах. А в регионах все как водится похуже будет. 3-4 т.р. За группу по присмотру и уходу для Москвы прямо скажем не много. А вот для провинции весьма ощутимо.
28 октября 2015, 22:31
да все в итоге платным сделают, и оплата за сады что в столице, что в провинции одинаковая, что есть неправильно и несправедливо
29 октября 2015, 15:55
При рыночном подходе "стул позора" был бы невозможен. Небольшие фирмы, детсадики, центры развития никогда не посмеют так обращаться с детьми своих клиентов. Кстати, в бизнесе возможны как скидки, так и прочие послабления для малоимущих, а бывают вообще бесплатные для клиентов акции. Надо только дать возможность открывать детские центры профессионалам и людям, по-настоящему любящим детей. У нас же сплошные укрупнения, где человек растворится в общем потоке.
29 октября 2015, 17:17
Как надоели креативные личности с двумя извилинами,ведь именно они являются инициаторами всевозможных сумасбродств. Ну,поговорили бы о зимнем времени.
29 октября 2015, 19:33
Сумасбродства возможны,Ю где нет ответственности. Малый бизнес отвечает перед клиентами рублём. А сумасбродства творят грантополучатели (по блату), чиновники и депутаты - ведь они не отвечают перед людьми и ничем не рискуют.
30 октября 2015, 14:50
Верните обществу наконец-то советскую систему образования и прежние критерии оценки знаний! Хватит уже извращаться и издеваться над будущим российского общества!
11 ноября 2015, 23:02
В разделе "Недобровольные пожертвования" про детский сад автор пишет откровенное вранье.
Двое моих детей посещали этот садик № 2617 на госпитальном валу, и третий ребенок посещает его сейчас. Сад очень хороший!!! Один из лучших в нашем районе. Ни о каких сборах и поборах с родителей никогда не слышали, да и представить даже себе такого не можем. Воспитатели просто замечательные, каждый год пишем им благодарственные письма с подписями родителей всей группы. Моя дочь сейчас учится в третьем классе, и до сих пор вспоминает свою любимую воспитательницу из этого сада, и приходит в садик, что бы с ней повидаться. Заведующая, большая умница, ни когда себе бы даже подумать не позволила о таких вещах, не говоря уже о том, что бы что-то требовать. Про "стул позора" написан полный абсурд. Какой человек в здравом уме может вообще в это поверить? Я просто возмущен это статьей!
На каких фактах основаны эти утверждения? Кто-то кому-то что-то "рассказал"? Вы, автор, лично были в этом саду? Или, может быть, Кристина Симонян там была? Есть доказательства, письма с жалобами от родителей? Я уверен, что ничего этого не было.
В статье поднимаются серьезные проблемы. Но, наблюдая в ней такую ложь, я понимаю, что статья заказная. По всей видимости у заказчика есть цель подставить и сместить соответствующие лица. Заодно, попиариться за счет других, ни в чем не повинных людей.
Наш сад всегда был на хорошем счету, все родители хотели устроить в него своих детей. Все его знают. А теперь за счет популярности сада, все знают госпожу Симонян, которая рассказала такую "замечательную" небылицу.
Вот как после этого верить журналистам? Если про наш сад пишется явная ложь, значит нет веры всей статье и автору. Если бы мои дети не ходили в этот сад, я бы конечно поверил и с радостью подписался под каждым словом этой лживой статьи. Ведь в ней так много нашей насущной правды. Вот как народ у нас обманывают!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»