Новости – Люди
Люди
Круговая оплата
Дети играют на дворовой площадке. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Почему из школ исчезают бесплатные кружки
10 октября, 2015 18:00
12 мин
Введение платы за группу продленного дня, случаи закрытия дворцов пионеров и других подобных учреждений, взимание денег за кружки в стенах школ — все это наводит на мысль, что государство постепенно, но целенаправленно перестает выполнять свои социальные функции по отношению к детям школьного возраста. Происходит все в рамках закона: в отличие от основного общего, бесплатное дополнительное образование наша Конституция не гарантирует. Но если в последнюю четверть века еще сохранялась инерция советских традиций, когда ребята могли оставаться в школе не только на продленку, но и для занятий в бесплатных кружках, то сейчас эта по-настоящему нужная практика уходит в прошлое. После уроков многие дети предоставлены самим себе. Риторика чиновников при этом остается жизнерадостной, если не бравурной.
В начале 2015 года глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов сообщал, что 71% российских школьников охвачен дополнительным образованием, и 46% из этого числа занимается в кружках именно на базе учебных заведений. Эти показатели, по его словам, близки к советским: 73% и 46% соответственно. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов недавно заявил, что число кружков для детей увеличилось почти на 100 тысяч: с 493,7 тысячи в 2010/2011 учебном году до 590 тысяч в 2014/2015. Столичные власти настроены еще оптимистичнее. По словам заместителя руководителя департамента образования Москвы Игоря Павлова, охваченность школьников кружками и секциями в 2015 году составит 80%.
Успехи на бумаге
В вопросах организации допобразования школы руководствуются указом президента № 599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Согласно документу к 2020 году число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должно быть увеличено до 70–75%, причем 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В остальном школы вольны сами решать, какой набор дополнительных образовательных услуг предоставлять, брать ли за них деньги, и если да, то сколько.
В последнее время все труднее отделаться от ощущения, что власть и общество живут как будто в разных странах или даже в разных вселенных. С точки зрения власти, как мы видели, все просто здорово. Участники же заседания, состоявшегося 22 сентября в Общественной палате (ОП) РФ, пришли к выводу, что выполнение указа № 599, наоборот, под угрозой срыва. Они отметили, что число дворцов пионеров и их аналогов за последние годы резко уменьшилось: какие-то учреждения объединили со школами, какие-то просто прекратили существование. Общественники сослались на данные Счетной палаты, согласно которым в период с 2015-го по 2018 год в России запланирована ликвидация еще 216 таких центров. В одной только Москве количество подобных учреждений уже сократилось со 149 до 38.
В столичных школах становится все больше платных кружков и секций и все меньше бесплатных. Средний «чек» за платные дополнительные занятия в школе, которые проходят два раза в неделю, составляет 2500–3000 рублей в месяц.
Вопреки заверениям чиновников о том, что государство заинтересовано в повышении рождаемости, льготы для многодетных семей в платных кружках нередко отсутствуют. Все чаще можно услышать разговоры, что, если родителям небезразлично будущее их детей, они должны быть готовы вкладывать в их образование немалые средства. Но что делать тем, у кого таковых нет? Если в семье несколько детей или один ребенок хочет посещать несколько кружков, то плата за допобразование для родителей может оказаться неподъемной.
«Например, родители жалуются на введение платы за «секции первого года», — сказала «Русской планете» член комиссии ОП РФ по вопросам семьи, детей и материнства Юлия Зимова. — То есть им говорят: вы заплатите за первый год занятий, а потом будете ходить бесплатно. Где-то занятия дорожают, где-то кружки закрываются».
Особенно сложно обстоят дела с техническими кружками или спортивными секциями: они нуждаются в серьезной материальной базе, но далеко не у всех школ есть средства на ее обеспечение. Поэтому расходы пытаются переложить на плечи родителей, а если те не готовы платить, ходить на кружки становится некому, и те просто закрываются. Многие из бесплатных кружков интересны в основном ученикам начальной школы. Современных подростков рисованием, хоровым пением и лепкой из теста (она, впрочем, в некоторых школах уже тоже платная) не очень-то привлечешь. И выходит, что школьники, находящиеся в самом «опасном» возрасте, часто оказываются вне системы дополнительного образования.
Чтобы как-то выправить сложившуюся ситуацию, Юлия Зимова направила мэру Москвы обращение с просьбой сделать детские кружки и секции бесплатными. А 28 сентября по ее инициативе в ОП РФ открыли «горячую линию», куда родители со всей России могут пожаловаться в случае, если плата за какой-то кружок выросла или он перестал действовать. В ОП предполагают, что через 3–4 недели работы «горячей линии» можно будет оценить масштаб проблемы, уровень социальной напряженности в связи с ней и при необходимости подготовить обращения в соответствующие ведомства.
Занятия по водному поло. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Как кружки становятся платными
Попробуем посмотреть на проблему изнутри — глазами педагога и руководителя школы. «Решение о том, какие кружки и секции будут платными, а какие бюджетными, принимает школьный управляющий совет, — поясняет директор столичной школы №830 Марина Климова. — Он согласовывает и перечень, и стоимость дополнительных услуг. Предоставление льгот по оплате кружковых занятий определенным категориям семей — тоже вопрос, находящийся в компетенции управляющего совета. Если у семьи особенно тяжелая ситуация, то вопрос о предоставлении льготы может быть решен в индивидуальном порядке. По соотношению бюджетных и внебюджетных образовательных услуг школы следуют указу № 599: 50% детей должны заниматься в кружках и секциях бесплатно».
Расчет стоимости услуг делает бухгалтер, а сумма оплаты складывается из зарплаты педагога, расходов на учебные пособия, оборудование и т.п. Нормативов, регулирующих наличие или отсутствие платы за тот или иной кружок, не существует. Но, может быть, есть такие дисциплины, занятия по которым в любом случае должны оставаться бесплатными?
«Я далеко не первый год задаюсь этим вопросом, и мы с коллегами вывели для себя три основных критерия, — отвечает Марина Климова. — Первый: связь кружков и секций с обязательными образовательными программами».
То есть если речь идет о спортивной секции, то решение зависит от того, насколько она соотносится со школьной программой по физкультуре. Футбол, волейбол, баскетбол — это углубление урока, расширение его границ. Поэтому за такие секции брать плату было бы неправильно, отмечает педагог. Платными логично делать более узконаправленные занятия, например, тхэквондо или йогу. Хоровой кружок является продолжением уроков музыки. А занятия вокалом – это уже индивидуальная работа с учащимся по постановке голоса, которая входит в программу музыкальной, а не общеобразовательной школы. Поэтому хор бесплатный, а вокал — платный.
Второй критерий — востребованность дополнительных занятий. «Если половина школьников хочет заниматься, скажем, футболом, то как мы можем заставить их всех за это платить? — рассуждает Марина Климова. — Тогда все ребята из малообеспеченных семей сразу окажутся не охваченными самыми доступными видами спорта. Наша практика показывает, что наиболее востребованы хор, ИЗО, футбол, волейбол и баскетбол. А фехтование, большой теннис, шахматы — это секции, которые по определению не могут быть массовыми, так как эти дисциплины требуют индивидуальной работы с учениками. Поэтому в такие кружки обычно ходит не более 15 человек, в то время как хоровым пением вполне могут заниматься и 20, и 50 детей».
Третий критерий — необходимость привлечения дополнительных ресурсов. «Если у школы нет необходимой базы и оборудования, то кружок радиоэлектроники или робототехники не организуешь. Или родители хотят, чтобы дети учились плаванию, а в школе нет бассейна. Значит, нужно обращаться в какие-то другие учреждения, привлекать сторонних специалистов, что, конечно, потребует определенных затрат. Поэтому такой кружок не может быть бесплатным», — говорит директор ГБОУ «Школа №830».
«Странно было бы отрицать тот факт, что школа заинтересована в платных кружках, — добавляет Марина Климова. — И не только с точки зрения получения внебюджетных средств: они дают возможность привлекать разных специалистов, предоставлять разнообразные образовательные услуги, а это одна из основ конкурентоспособности образовательной организации».
Дети на занятии в изостудии. Фото: Мария Крючкова / ТАСС
Важно отметить, что для многих родителей (особенно у кого дети в младших классах) кружки и секции, помимо прочего, своего рода замена продленки. Во-первых, далеко не у всех есть под рукой бабушки/дедушки и няни, которые могли бы элементарно «перехватить» ребенка из школы сразу после уроков. Во-вторых, воспитатели продленки более не обязаны заниматься с детьми приготовлением уроков, и те нередко просто убивают время, тогда как пара кружков, которые ребенок мог бы посетить, не покидая стен школы, была бы гораздо более привлекательной альтернативой группе продленного дня.
Куда уходят средства?
Общая же картина складывается более чем странная. При дефиците бесплатных школьных кружков в той же Москве на бюджетное допобразование выделяются колоссальные средства.
«Недавно я присутствовала на заседании в Мосгордуме, посвященном развитию дополнительного образования, — рассказывает РП Кристина Симонян, член Общественного консультативного совета при Мосгордуме, председатель регионального общественного движения «Мамы Москвы». — Официальная позиция была озвучена заместителем руководителя департамента образования Москвы Игорем Павловым. Смысл ее сводится к тому, что на допобразование у нас выделяются очень крупные средства. Это основное финансирование плюс гранты, субсидии школам, колледжам, федеральным вузам. Общая сумма — 14 млрд рублей (!), и департамент обязуется ее ежегодно увеличивать».
С точки зрения городских властей, по словам Симонян, все зависит от руководителя учебного заведения: «Если директор школы хороший хозяйственник, то в ней все кружки бесплатные. Но наш мониторинг в рамках движения «Мамы Москвы» показывает, что ситуация другая: родители жалуются на повсеместное повышение цен. Я не берусь судить, куда деваются эти огромные деньги. Но либо их большая часть действительно крадется где-то «внизу», и тогда вопрос — почему власть не обеспечивает контроль за расходованием выделяемых средств, откуда такая щедрость в условиях кризиса? Либо есть какая-то нестыковка в цифрах, которые называет департамент».
«Русская планета» обратилась за комментарием на эту тему в департамент образования Москвы, но на момент публикации статьи ответа не получила. С одной стороны, у нас есть подозрение, что при щедром финансировании бюджетного допобразования для школьников не все выделяемые средства тратятся по назначению. А с другой, происходящее вполне укладывается в логику «оптимизации», проводимой во всех сферах: говорят, что еще год назад главы ведомств получили негласное указание «резать социалку». В частности, именно поэтому исчезли бесплатные городские летние лагеря, бесплатные продленки, и вот сейчас постепенно исчезают бесплатные кружки. Вот что кроется за духоподъемными речами чиновников.
Как бы то ни было, если ваши дети могут лишиться возможности посещать любимые занятия, какие-то кружки или секции стали платными или прекратили существование, звоните на «горячую линию» Общественной палаты. Ее телефон: 8-800-700-8-800 (понедельник — четверг: с 9-00 до 18-00, пятница: с 9-00 до 17-00 по московскому времени), звонок бесплатный. Также вы можете написать обращение на сайте ОП РФ: https://eis.oprf.ru/send/treatment.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости