Дивиденды сквозь слезы
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Повышение дивидендов в госкомпаниях является частью подготовки к «большой приватизации»

Согласно недавно подписанному распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева, государственные компании — такие, как «Газпром», «Алроса», «Башнефть», «Зарубежнефть», «Русгидро», «Совкомфлот», «Транснефть» и «Роснефтегаз», — обязаны не менее 50% своей прибыли направлять на дивиденды. Сами компании пытаются избавиться от нежданно свалившегося на них «счастья», а эксперты предрекают возможный дефицит инвестиций в будущем. Впрочем, главную проблему — устрашающую неэффективность — повышенные выплаты акционерам не решают, и вряд ли будут сильно способствовать успехам приватизации госимущества.

Выжимание прибыли

Прибыль госкомпаний правительство стало рассматривать в качестве источника доходов лишь в 2008 году, с наступлением первого кризиса. Тогда компаниям было рекомендовано перечислять в бюджет 25% прибыли. Пять лет спустя это требование стало обязательным. Пришлось раскошелиться и Центробанку — тогда же доля его прибыли, перечисляемой в бюджет, была увеличена с 50 до 75%. А с 2016 года сборы с ведомства Эльвиры Набиуллиной увеличатся до 90%. Хотя и этот порог представляется недостаточно высоким с учетом того, что ЦБ не ведет никакой производственной деятельности.

За счет дополнительных дивидендов правительство хочет получить с госкомпаний еще от 80 до 100 млрд руб., что, впрочем, не решит проблему бюджетного дефицита. Ранее дополнительные пошлины были наложены на нефтяников и металлургов, среди которых много вполне себе частных компаний — благодаря этому государство извлечет в этом году порядка 300 млрд руб. ранее не планировавшихся финансовых поступлений.

Логика нового решения простая: лучше изъять прибыль, чем оставить ее на разграбление.

Правила не для всех

Впрочем, согласия по поводу размера дивидендов госкомпаний нет даже в министерствах. Например, Минэкономразвития и Минэнерго схлестнулись по поводу дивидендов «Роснефти», которая не входит в вышеприведенный список. Но в него входит «Роснефтегаз» — компания, управляющая государственными активами в области нефтяной и газовой промышленности. «Роснефтегаз» владеет 69,50% акций «Роснефти», поэтому требование по дивидендам коснулось и ее.

Минэнерго полагало, что «Роснефти» нельзя повышать дивидендные выплаты до 50% от чистой прибыли, поскольку данный шаг приведет к сокращению инвестпрограммы на 10% и снижению добычи сразу на 2–3%. В итоге «Роснефтегаз» и «Роснефть» все же получили поблажки. «Роснефтегаз» планирует заплатить за 2015 год дивидендов в размере 25% от чистой прибыли, а совет директоров «Роснефти» рекомендовал акционерам выплатить 35% чистой прибыли.

Вдохновившись таким примером, «Газпром» также попросил правительство сделать для него исключение из общего правила и позволить ему направить на дивиденды менее 50% чистой прибыли по МСФО.

Получается, что госкомпании начали манипулировать решением правительства, еще ничего не заплатив по новым правилам. Скорее всего, оставшиеся компании из списка в скором времени также начнут придумывать оправдания, почему они ни в коем разе не могут заплатить 50% своей прибыли в бюджет.

Бюджет

Бюджет. Фото: Александр Шалгин/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС

Ни прибыли, ни инвестиций

Если бы мы говорили об эффективных рыночных компаниях, а не о прожорливых спрутах, кормящихся за наш с вами счет, то можно было бы предположить, что все средства, которые не будут направлены в бюджет, пойдут на инвестиции. В условиях, когда стоимость кредита исчисляется двузначными величинами, а доступ к зарубежным кредитным рынкам закрыт, реинвестирование прибыли становится практически единственным выходом для предприятий. И чем больше дивиденды, тем меньше инвестиции.

Увы, на самом деле прибыль в госкомпаниях тратится отнюдь не на эффективные вложения. Аналитики Центра научной политической мысли и идеологии признают, что «у госкомпаний не всегда прозрачная структура расходов. Частое явление — высокие бонусы для высшего менеджмента. То и дело попахивает коррупцией. Не факт, что те средства, которые они распределяют из чистой прибыли на внутреннее использование, тратятся честно и обоснованно». Эксперты отмечают, что гораздо правильнее было бы ввести систему оценки и контроля финансовой деятельности госкомпаний, которая позволяла бы выявлять и предотвращать нарушения. Четкое и последовательное внедрение системы контроля и ужесточение наказаний за взяточничество и прочие схемы выведения прибыли из госкомпаний привело бы к тому, что чистая прибыль по МСФО многих из них существенно увеличилась бы — и не пришлось бы в административном порядке заставлять компании перечислять больше денег в бюджет. При этом высвободились бы и средства непосредственно на развитие бизнеса. Иными словами, взялись за решение проблемы не с той стороны и не теми мерами.

Подготовка к национализации

Единственным разумным объяснением действий правительства (помимо очевидного латания дыр, вызванного неумелым управлением экономикой) является подготовка к «большой приватизации». Ведь увеличение нормы по обязательным дивидендам повышает стабильный доход частных собственников акций этих компаний (государство владеет в большинстве из них контрольными, но не стопроцентными пакетами). Рост дивидендов на руку и новым собственникам, которые могут появиться в процессе приватизации. Кроме того, решение правительства уже привело к повышению интереса инвесторов, прежде всего иностранных, к российскому фондовому рынку. Впрочем, этот интерес угасает столь же быстро, как и разгорается. Например, после появления новости о предложении «Газпрома» сократить норму дивидендных выплат его акции подешевели сразу на 4%. Вряд ли приходится говорить и об интересе инвесторов к крупным пакетам акций госкомпаний в условиях, когда их прибыли абсолютно непредсказуемы вследствие фискальной, а дивиденды — вследствие финансовой политики правительства. И новый документ премьера стал очередным доказательством этой непредсказуемости, очередной сменой правил прямо во время игры.

К слову, эффективностью управления долями государства в госкомпаниях в последние три года не так давно интересовалась Счетная палата. Выяснилось, в частности, что просроченная задолженность компаний по выплате дивидендов в пользу государства за 2014 год составила 397 млн рублей. Всего за 2014–2015 годы 7,5 млрд рублей так и не было распределено между акционерами госкомпаний без каких-либо причин. Более 400 организаций, живущих за госсчет, в последние два года вообще не распределяли прибыль — не утверждали годовые отчеты или бухгалтерскую отчетность.

Несложно догадаться, что и новое суровое распоряжение премьера будет саботироваться менеджментом госкомпаний. Прежде чем менять правила игры, стоило бы навести элементарный порядок в делах. А там, глядишь, и не потребовалось бы отдавать очередные распоряжения сомнительного экономического качества.

Смотр натовской техники вместо Парада Победы Далее в рубрике Смотр натовской техники вместо Парада ПобедыТесное сотрудничество НАТО и Молдавии накаляет обстановку в регионе

Комментарии

05 мая 2016, 19:50
Может они лучше чистую прибыль инвестируют во что-нибудь, вместо того чтобы ее по карманам распихивать, бедных людей в числе акционерв крупных компаний нет, нуждающихся тоже
06 мая 2016, 12:21
Тоже так думаю. Почему не обязать госкомпании передавать 50% прибыли в Резервный Фонд, или еще в какой-нибудь Фонд развития.
06 мая 2016, 16:27
Все проблемы экономики оттого, что прибыль монополий аккумулируется и для рынка становится попросту балластом. Деньги должны постоянно пускаться в оборот.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»