Новости – Общество
Общество
Что подорожает с 1 января
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Почувствовав, что в 2015 году россиянам и так хватило подорожаний, власти, кажется, решили несколько умерить свои аппетиты
1 января, 2016 15:00
9 мин
Рост цен в России — тема не для статьи, а, скорее, для целого эпоса или, на худой конец, показательного процесса. Мы решили не пытаться объять необъятное и перечислить лишь самые заметные и наиболее значимые для большинства россиян подорожания, которые принесет нам грядущий 2016-й год.
Закон первых чисел
Про то, что все гадости в стране начинаются с первого числа, говорили еще писатели-сатирики. В 90-х власть прислушивалась к работникам искусства, и легендарное «павловское» повышение цен было назначено на 2 апреля, что, впрочем, не спасло его инициаторов ни от насмешек, ни от скорой отставки.
С тех пор власти вернулись к старой доброй традиции. Игнорирует первые числа разве что неистовый эстонец Максим Ликсутов, вводящий новые поборы с московских автолюбителей, не глядя на календарь, чисто по желанию своей левой ноги. Но он европеец, у них мышление другое. Правильные же руководители строго придерживаются закона первых чисел.
Правда, к большому сожалению для этих самых руководителей, в России не так уж много сфер, где можно организовать подорожание указом сверху. Это не СССР, где с определенного числа все, например, глазированные сырки от Мурманска до Кушки волшебным образом становились на две копейки дороже. Сегодня цены в основном диктует рынок, а чиновники, если и вмешиваются в этот процесс, то лишь «по чистой случайности» с подорожанием в качестве результата. Вспомнить хотя бы историю с ведением покилометровой платы для грузовых фур, повлекшим за собой неизбежное подорожание всех товаров, перевозимых по российским дорогам.
Но суть в том, что из-за рыночного устройства нашей экономики предсказать сейчас, до чего дойдет подорожание как конкретных продуктов, так и жизни в целом к следующей зиме, невозможно. Понятно, что после разрыва отношений с Турцией подорожают ткани и фрукты, но это не одномоментный процесс. За день цены не подскочат до своего максимума, остановившись после этого еще на год. Понятно, что правительство ожидает примерно 10%-й инфляции по итогам 2016 года — но вряд ли мнению непрофессионалов стоит доверять.
Дабы не пополнять ряды бесконечно ожидающих чего-то прогнозистов, мы взяли на себя смелость назвать лишь наиболее конкретные изменения, которые произойдут с 1 января.
Проявили сдержанность
Рост цен на услуги и продукцию естественных монополий обычно коррелирует с уровнем инфляции; по многим тарифам это прописано законодательно. Однако 2015 год оказался особенным: высокая инфляция совпала со столь же значительным снижением уровня жизни, поэтому резкий рост тарифов привел бы к резкому протесту населения. В итоге напуганное дальнобойщиками правительство проявило сдержанность: в отличие от многих предыдущих лет, практически весь анонсированный на 1 января рост расценок оказался ниже расчетного уровня инфляции (впрочем, это только первый день года, и никто не мешает задрать цены позднее…).
Еще в октябре россиян порадовали тем, что с 1 января не подорожает самое главное — ЖКХ, бесперебойный локомотив новой русской инфляции. В последние годы это удовольствие предпочитают переносить на 1 июля; впрочем, в преддверии думских выборов, возможно, потерпят даже до осени 2016-го (прецеденты есть). Единственное, что будет обходиться дороже — это пени за просрочку выплат: 0% в первый месяц, 1/300 ставки рефинансирования ЦБ во 2-3 месяцы, 1/130 ставки в день после 90-го дня просрочки.
Приятно и то, что практически не подорожают госуслуги. Эта отрасль не пользуется вниманием статистиков, между тем коммерциализация совершенно естественных функций государства идет с нездоровой скоростью. Рекорд был поставлен 1 января 2015 года, когда добрых три сотни видов пошлин подорожали в среднем более чем в 1,5 раза.
Транспорт ускоряется
Серьезно подорожают транспортные перевозки. Так, согласно сообщениям московской мэрии, в среднем за билет придется отдать на 6,9% больше, чем в 2015 году. Опыт подсказывает, что в реальности такие обещания приводят минимум к 10%-му росту. И действительно: самые популярные билеты, на лимитированное количество поездок, дорожают на 12%: на 20 поездок — с 580 до 650 рублей, на 60 — с 1400 до 1570. Странные билеты на 5 и 11 поездок по тарифу «90 минут» упраздняются за невостребованностью. А вот безлимитные единые проездные вообще не подорожают.
Кассы московского метрополитена
Кассы московского метрополитена. Фото: Александр Вильф/РИА Новости
Стоимость поездки на автобусе в Московской области составит 43 рубля вместо прежних 40, пропорционально вырастут и оптовые тарифы по карте «Стрелка».
В Санкт-Петербурге повышение цен на общественный транспорт обещает быть еще более заметным: 12% практически по всему спектру тарифов.
Подорожают и электрички, правда, довольно умеренно, в московском регионе — менее чем на 10%. Стоимость проезда по столице составит 30 руб. вместо нынешних 28, по одной тарифной зоне в области — 20,5 руб. вместо 19 руб. Пропорционально изменятся цены и на абонементные билеты.
Разумеется, аналогичное подорожание запланировано и в других регионах России.
Что касается многострадального воздушного транспорта, то, судя по всему, подорожают полеты в Крым, по крайней мере, авиакомпании утратят право на применение нулевой налоговой ставки НДС при этих перевозках.
Евро-5 для России-16
Получается, выгоднее кататься на личном транспорте? Возможно, только он тоже дешеветь не намерен: даже низкокачественные отечественные внедорожники Chevrolet Niva подорожают на 16–17 тыс. руб. (3%) в зависимости от комплектации. Вообще, вся продукция УАЗа и ВАЗа станет дороже примерно в этих пределах.
Вырастут рублевые цены и на иномарки: Škoda поднимет цены в среднем на 3%, Volvo на 2,5%, Hyundai на 5%, а вот Rolls-Royce сразу на 10%. По тому факту, что «люкс» дорожает сильнее «бюджета», становится очевидным, кто выигрывает на кризисе: богатые стали богаче, бедные — беднее.
Запланированный переход на топливо экологического класса не ниже Евро-5 (для новых и ввозимых автомобилей) отложен на полгода. Однако Москва уже с 1 января запрещает продажу топлива, не соответствующего данному стандарту. Не факт, впрочем, что это повлияет на цены: всегда можно выехать за МКАД и заправиться старым добрым Евро-4, а то и вовсе суррогатом от народных умельцев.
Но вообще за бензин тревожно: с 1 января заработает налоговый маневр, предполагающий снижение экспортной пошлины при повышении налога на добычу природных ресурсов. Экспортировать нефть станет намного выгоднее, чем перерабатывать в бензин и продавать дома, а разницу в возможной марже предсказуемо вычтут из карманов водителей. По расчетам, бензин должен за 3-4 месяца подорожать примерно на 10%, однако едва ли власти допустят столь быстрый рост.
И только нарушать правила станет дешевле: новых серьезных штрафов не введено, зато теперь при условии оплаты штрафа в первые 20 дней вы получите скидку в 50%. Предполагается, что эта мера серьезно повысит собираемость поборов ГИБДД. Скидка коснется самых распространенных незначительных нарушений типа превышения скорости на 20-40 км/ч или неправильной парковки.
Прочие расходы
Что касается потребительского рынка, ассортимента рынков и супермаркетов, то здесь рост цен неизбежен, но происходить он будет стихийно, а не по мановению календаря. Исключение лишь одно: определенно подорожает табачная продукция, ведь минимальный акциз вырастет на 28%, а значит, средняя цена пачки поднимется минимум на 13%.
Творцы высоких технологий также хотят денег. С 1 января в России вырастут цены на продукцию небезызвестной компании Microsoft — практически вся линейка программного обеспечения и облачных сервисов подорожают на 19-25% в рублях. Сильнее всего это ударит по корпоративным пользователям, о частных пользователях в Редмонде заботятся больше: коробочные версии Windows и приставки Xbox не подорожают. А для бизнеса и государства пора уже создать собственную операционку.
* * *
Что ж, в целом это выглядит неплохим Новым годом. Власти почувствовали, что переборщили в 2015 году и, кажется, готовы несколько умерить свои аппетиты. На первый план выходят не высокие ставки, а высокий процент собираемости налогов, штрафов, взносов. Это разумная политика. Будем надеяться, что перед нами не предвыборная тактика, а долгосрочная стратегия выстраивания экономических отношений государства с его хозяевами — рядовыми гражданами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости