Небо для своих
Самолет Ту-334. Фото: Михаил Генин/ТАСС

Самолет Ту-334. Фото: Михаил Генин/ТАСС

Следует ли реанимировать проект ближнемагистрального лайнера, проектирование которого началось еще в Советском Союзе

В России возобновилась работа над созданием пассажирского ближнемагистрального самолета Ту-334. Представитель компании — разработчика инженерного программного обеспечения «Аскон» Леонид Камалов заявил, что фирма примет участие в проектировании элементов конструкции этого лайнера.

По его словам, инженеры «Аскона» работают вместе со специалистами Ульяновского авиазавода и Ульяновского филиала КБ «Туполев». «Дальнейшие планы связаны с использованием наших программных средств для проектирования 3D-модели крыла и хвостового оперения Ту-334. Этот самолет планируется вновь запустить в производство», — процитировали слова Камалова информагентства. Однако он уточнил, что пока говорить о полноценной организации производства нового отечественного ближнемагистрального самолета рано.

Разработка Ту-334 началась еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Он должен был заменить выходящие из эксплуатации Як-42, Ту-134 и Ту-154Б. Однако проектирование шло медленно — прежде всего из-за финансовых проблем. А в начале 2000-х, со стабилизацией экономики и ростом цен на нефть, подоспел и конкурент — проект Sukhoi Superjet 100, продвигавшийся на рынок Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и гендиректором «Сухого», а затем и главой ОАК Михаилом Погосяном. И хотя первый полет прототип Ту-334 совершил в феврале 1999 года, а в 2003 году был представлен его базовый вариант для серийного производства, выпуск «тушки» был в итоге заморожен.

Строим лучше, чем продаем

Злые языки обвинили в этом именно ОАК. Мол, она постаралась закрыть проект Ту-334 и предпочла потратить миллиарды долларов на новый самолет, когда в наличии был уже готовый (суммарный объем инвестиций в проект Superjet составил порядка 2 млрд долларов). Однако уже на тот момент Ту-334, разрабатывавшийся полтора десятка лет, считался лайнером предыдущего поколения. Имело ли смысл вкладывать большие деньги в устаревшую технику, в то время как на самом конкурентном авиарынке — ближнемагистральных самолетов — у конкурентов выходили новейшие образцы? Ведь первый опытный самолет Ту-334 был поднят в воздух лишь через 11 лет после начала разработки — и даже тогда программа не получила твердых заказов.

Между тем в сравнении с SSJ-100 у Ту-334 есть ряд преимуществ. Отечественное оборудование, большой для своего класса размер фюзеляжа, возможность эксплуатации в реальных российских условиях — так, лайнер способен садиться даже на грунт. Учитывая, что отечественная аэродромная сеть по своему качеству уступает состоянию аэродромной сети стран Запада, Ту-334 мог быть полезен на внутренних перевозках, особенно в качестве санитарного или другого спецборта.

Но очевидные плюсы перекрываются столь же очевидными минусами — у самолета нет отечественного двигателя (при разработке использовался силовой агрегат украинской сборки). И максимальная вместимость салона — 100 пассажиров — вряд ли заинтересует коммерческих перевозчиков. SSJ-100 может взять на борт 108 человек, но потребности у российского рынка в таких маленьких самолетах просто нет — за все годы внутри страны было продано меньше 100 Sukhoi Superjet. Виноваты в этом некомпетентные менеджеры по продажам или вообще наше неумение продавать свой продукт — вопрос открытый. Но хороший самолет висит пока мертвым грузом на балансе «Аэрофлота». Тем более нет интереса к «Суперджету» у перевозчиков сейчас, в условиях жесткой экономии.

ТУ-334 в цехе конструкторского бюро ОАО «Туполев»

ТУ-334 в цехе конструкторского бюро ОАО «Туполев». Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Государственный интерес

В КБ «Туполев» и в его ульяновском филиале РП не смогли прокомментировать новость о возобновлении работы над проектом. И ясно, почему: в программах ОАК по производству проект «Ту-334» не значится, несмотря на то что в 2013 году была даже создана специальная комиссия корпорации для рассмотрения этого вопроса. В России нет сегодня ни одного завода, который мог бы взять на себя серийное производство Ту-334. Ульяновский «Авиастар-СП» имеет крупные заказы на выпуск самолета Ил-76МД-90А и его модификаций, а также занят в производстве МС-21, SSJ100 и Ил-112В. Также он занимается техподдержкой и модернизацией транспортных Ан-124 «Руслан» и Ту-204.

Первоначально планировалось выпускать Ту-334 на Казанском авиазаводе, но и он сегодня загружен госзаказами, большинство из которых связано с военной авиацией. Более того, завод в ближайшее время может быть перестроен именно под оборонные нужды, и взять на себя проект в области гражданской авиации не сможет.

Однако есть один фактор, перевешивающий все указанные выше возражения. В конце 2015 года Управделами президента России обратилось к Владимиру Путину с указанием на то, что все ближнемагистральные самолеты в специальном летном отряде «Россия», предназначенном для перевозки первых лиц государства, должны быть российскими. Сейчас там старые, изношенные Ту-134, а менять их не на что, ведь «Суперджеты» на 80% собираются из импортных комплектующих. Именно этим может быть объяснен интерес к возрождению Ту-334, тем более что сам президент неоднократно проявлял интерес к проекту. Еще в 2007 году Управление по делам Президента РФ заявляло о намерении закупить до шести бортов Ту-334 в разной комплектации салона. Однако собирать новый самолет только для одного заказчика, пусть это и сам президент, — идея оригинальная.

Хватит летать через Москву

Впрочем, звоночки раздаются не только из Кремля. Силовые структуры также нуждаются в замене более чем двухсот Ту-134. Но даже это не тот объем, который может быть интересен с рыночной точки зрения.

В результате мы видим драматическую паузу. Одни заявили, что работа над самолетом начинается. Другие — что интерес есть. Третьи напомнили, что Постановление правительства от 2005 года об освоении производства Ту-334 никто не отменял. Глава государства два раза подписывал распоряжения о поставке этого лайнера в летный отряд. При этом четкого официального подтверждения возобновления работ — с указанием выбранного производителя мотора и завода основной сборки самолета — все же нет.

А приступать к производству, и не только потому, что на то есть распоряжение президента (саботировать эти распоряжения умеет любой опытный чиновник) нужно. Ведь здоровая конкуренция — именно то, что необходимо для развития нашей гражданской авиации; оказавшись монополистами, люди из «Сухого» определенно решили почивать на лаврах. Кроме того, Ту-334 проектировался для эксплуатации в российских условиях — при крайне низких и высоких температурах, с учетом особенностей наших региональных аэропортов. Ведь и «Суперджеты», и «Боинги» с «Эйрбасами» могут садиться только в Москве и крупных городах — сеть региональных маршрутов давно разрушена, и люди летают в соседние города через Москву.

Еще одним аргументом за возобновление работ по Ту-334 стала резолюция по итогам совещания по развитию авиастроения, прошедшего 12 мая с участием Владимира Путина. Там как раз обсуждалось производство отечественного регионального самолета с возможностью посадки и взлета с грунтовых полос. Владимир Путин призвал авиапромышленников разработать конкурентоспособный самолет для полетов в регионах, чтобы не покупать самолеты за несколько десятков миллионов долларов за рубежом, а поддерживать отечественную промышленность. И тут как нельзя лучше подходит уже прошедший сертификацию самолет Ту-334. Для совсем уж локальных перевозок он великоват, но с нашими российскими расстояниями работа для него найдется.

***

Чтобы вернуть России конкурентоспособность на мировом рынке гражданской авиатехники, необходимо создавать соответствующие продукты. Ту-334 не ультрасовременный самолет, но это относительно дешевая и неприхотливая рабочая лошадка, которая при грамотном менеджменте будет востребована в странах с большой территорией и слабой инфраструктурой — таких немало в Азии, Южной Америке, Африке. Кроме того, реанимация конкурента должна создать реальную конкуренцию «Суперджетам»: в конце концов, в «государственно-монополистической» экономике Советского Союза именно соперничество между конструкторскими бюро позволяло создавать самолеты мирового уровня.

Ждем «Тушек» в небе.

«Золотого мальчика» будут судить Далее в рубрике «Золотого мальчика» будут судитьЗамять уголовное дело, возбужденное за гонки с полицией по столичным улицам, не удалось

Комментарии

30 мая 2016, 12:59
Да конечно же этим стоит заниматься, какие могут быть вопросы!? И, кстати, не стоит ограничиваться тол ко проектом Ту-334, надо так же возобновлять выпуск Як-40 и его усовершенствованных модификаций!
30 мая 2016, 15:13
Дорого, конечно, все это. Но, с другой стороны, сколько можно платить дяде за секондхенд-самолеты? и возвышать Москву до пупа мира?
31 мая 2016, 11:53
Не нужно никому платить а надо развивать скоростные железные дороги, в топку все эти летающие гробы.
31 мая 2016, 16:09
Вот полностью согласен с Романом, скоростные поезда - будущее траспортной сети России, Сапсан кстати единственный проект в РЖД который полностью себя окупает
вы же дилетант, это серьезный вопрос, надо считать, и Сапсан годится для поездки из Москвы в Воронеж, а как быть если ехать из Москвы в Челябинск или Новосиб. Если бы было выгодно развивать дорогу, ее бы безусловно развивали
01 июня 2016, 15:24
Сейчас уже строится высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань, которая в перспективе будет продлена до Екатеринбурга и далее вплоть до Пекина. До Екатеринбурга на скоростном поезде можно будет домчать из Москвы за 8 часов. Что тут плохого? Сел вечерком в вагон, влупил коньячка, почитал книжку, вздремнул и вот уже на месте. Тихо и спокойно. Куда лучше чем лететь в железной трясогузке. Если бы в России были развиты высокоскоростные жд магистрали, никто бы по стране на самолетах не летал.
06 июня 2016, 20:16
Угу, согласна, наземный транспорт нужно тоже развивать, особенно автомобили, к тому же все предпосылки для создания летающих машин. Представляете, появление нового устройства, вместо колеса, к примеру - маленького компрессора, сжимающего и выталкивающего воздух с силой около2х мПа? Допустим давление обычного трактора 50кПа... Тогда сила с которой 4 компрессора на струях сжатого газа смогут поднять трактор на полметра от земли, и... прощай бездорожье... улыбка
06 июня 2016, 20:31
Да и кораблестроение у нас в масштабах страны - что построят один круизный лайнер на всю страну сообщают, как о строительстве пирамиды улыбка когда столько рек простаивают без мостов... Пора бы яхтенный спорт развивать... улыбка
30 мая 2016, 15:34
Не все так просто как кажется. ТУ - вообще самолеты устаревшие, и нуждающиеся в серьезной модернизации. Даже главный конструктор "Туполева" И. Калыгин признавал в ряде своих интервью, что "Тушке" требуется новое крыло и новый двигатель. А это считай - разработать новый самолет с нуля. И вообще - не было бы проблем с этим 334-м, не стали бы разрабатывать ни SJ, ни Аны..
30 мая 2016, 16:19
Конечно нужно!!! Кроме того рынок ближнего зарубежья и стран где эксплуатировали советскую технику Иран, например, более того мне сотрудники аэрофлота говорили: англичане в Иране в жару и на высокогорьеднем в воздух не поднимались, только ночью, а Туполя и днем могли!! Вот вам и рынок и конкурентоспособность и латинская Америка и Африка и где только надо!
31 мая 2016, 00:06
Боюсь, что в данный момент денег на гражданскую авиацию в казне не слишком много. На военную - это всегда пожалуйста, мы же милитаризованная страна. А граждане нам зачем....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»