Новости – Русские победы
Русские победы
Николай Гоголь: писатель, наметивший основные черты русской литературы
Федор Моллер «Портрет Н.В. Гоголь», 1841
209 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь
1 апреля, 2017 08:00
3 мин
«Все черты, характеризующие "великую русскую литературу", ставшую мировой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы», — так высказался о классике мировой литературы критик Константин Мочульский.
Николай Васильевич родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Сорочинцы Полтавской губернии. Мария Ивановна, мать Гоголя, незадолго до этого потерявшая двоих детей, едва успевших появиться на свет, дала обет перед образом святителя Николая Чудотворца, называемого Диканьским, если будет сын, назвать его Николаем.
И святой откликнулся на эту просьбу, мальчик благополучно появился на свет и со временем стал великим писателем.
Всеобщее признание Николаю Васильевичу принесла его первая книга — «Вечера на хуторе близ Диканьки», сборник колоритных рассказов, написанных на основе украинского фольклора. Книга получила восторженные отзывы Александра Пушкина, Евгения Баратынского, Ивана Киреевского и Петра Плетнёва.
Окрыленный успехом, начинающий писатель целиком посвящает себя литературным трудам. В 1835 году выходят сразу два его сборника: «Арабески» и «Миргород». Затем появляются знаменитые «Женитьба» и «Ревизор».
После премьеры «Ревизора», состоявшейся в Александринском театре «по Высочайшему соизволению», император Николай I произнес: «Ну пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!»
Но сам Николай Васильевич был расстроен тем, что общество интерпретировало «Ревизор» исключительно как социальную пьесу, между тем писатель вкладывал в нее метафизическое значение. Для Гоголя «ревизор это… совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя».
Кульминацией творчества Гоголя стала поэма «Мертвые души», которую писатель задумал как большое эпическое произведение с целью «объять всю Русь». Сюжет был подсказан Пушкиным, и поэма наряду с «Евгением Онегиным» по праву может называться энциклопедией русской жизни.
«Эстетическое чувство давно уже не испытывало такого рода впечатления, мир искусства давно не видал такого создания» (Константин Аксаков);
«Гоголь… возвел характер искусства в поразительное явление самой жизни» (Петр Плетнёв);
«Давно уже поэтические явления не производили у нас движения столь сильного, какое произвели "Мертвые души"» (Степан Шевырёв), - такие отзывы получила поэма. «Мертвые души» стали самым обсуждаемым произведением в обществе.
Работая над вторым томом «Мертвых душ», Гоголь пробует себя как духовный писатель, пишет «Размышления о божественной литургии» и «Выбранные места из переписки с друзьями», которые являются прямой попыткой осмыслить жизнь через веру и православие.
Второй том «Мертвых душ» хотя и был закончен, но в свет так и не вышел. Гоголь его сжег. Спустя несколько дней писателя не стало. Почувствовав близкую кончину, Николай Васильевич соборовался, исповедался и причастился.
Смерть Гоголя потрясла русскую общественность: писатель прожил всего 42 года. Смерть великого художника, значение которого выходило за рамки литературы, переживала вся Россия.
«Он стоял в главе стремления всей России к самосознанию, - писал славянофил Юрий Самарин, - он, так сказать, носил его в себе. Он стоял ближе всех к разгадке, и потому вся Россия смотрела на него с трепетным ожиданием, думая получить чрез него разгадку своей судьбы, во сколько эта разгадка в сфере художества может свершиться».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости