Благовещенский собор Кремля — домовая церковь московских князей и царей
2 мин чтения
Благовещенский собор Кремля — домовая церковь московских князей и царей

Освящённый 9 августа 1489 года собор является настоящим украшением Соборной площади столицы

Возвышение Москвы, в начале XIV  века ещё небольшого городка, было пророчески предсказано предстоятелем Русской Церкви, митрополитом Петром. Слова митрополита с предложением начать строительство каменного храма: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими…», князь Иван Калита воспринял буквально, в августе 1326 года было начато строительство Успенского собора, а перенос митрополичьей кафедры в Москву стал залогом процветания города. Сегодняшним антиклерикалам следует помнить о том, кто именно дал старт проекту под название Москва.

Естественно, что усиление позиций Москвы стало в то же время импульсом для развития гражданского и храмового зодчества. В 1484 году по приказу собирателя земель русских государя Ивана III началось строительство белокаменного храма в самом центре столицы, по соседству с тогда ещё небольшим по своим размерам Успенским собором.

Возвести храм предстояло строителям под руководством опытных псковских мастеровых Кривцова и Мышкина. С задачей они справились достаточно быстро, через 5 лет, 9 августа 1489 года (по юлианскому календарю) собор был торжественно освящён. Являясь домовым храмом великих князей московских, собор входил в комплекс дворцовых построек и был соединён с ними переходом через паперти. Поэтому в документах XVII-XVIII веков он именуется «Благовещением на государевом дворе» и «Храмом на сенях».

Здесь совершались религиозные обряды семейного характера, происходили встречи, здесь до 1671 года венчались, т.е. вступали в брак русские государи. В престольный праздник, вспоминая благочестивую христианскую традицию, введённую ещё князем Владимиром Святославичем, в царских хоромах храма устраивали пиры для нищих.

Наряду с традиционными изображениями Бога, Богородицы, святых и ангелов, в храме имеются фрески царственных покровителей православия и Церкви - это римский император Константин и его мать Елена, император Михаил и императрица Феодора, русские правители князь Владимир и княгиня Ольга, князья Александр Невский и Иван Калита, оба в иноческом одеянии. Храмовая роспись подчёркивала идею преемственности сакральной власти по сохранению православия от Константинополя к Москве.

Большую культурную ценность представляют иконы собора, принадлежавшие кисти прославленных русских иконописцев преподобного Андрея Рублёва и Феофана Грека.

В начале прошлого века часть древних икон была восстановлена группой советских реставраторов, высказавших в ходе работе мнение, что ряд икон деисусного чина принадлежат кисти Феофана Грека.

Облик Благовещенского собора, как и его внутренний вид, убранство, фрески и иконы в течение столетий подвергался многочисленным изменениям.

Как отмечают исследователи, современный облик собора появился после его первой профессиональной реставрации, проведённой архитектором Рихтером в 60-х годах XIX столетия.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Тюмень — первый русский город Сибири Далее в рубрике Тюмень — первый русский город Сибири8 августа 1586 года была основана Тюмень, восточный форпост Русского государства Читайте в рубрике «Политика» Как Россия Осетию от геноцида защитилаЕщё раз о маленьком народе, пережившем большую трагедию ровно 10 лет назад. Как это было 08.08.08? Как Россия Осетию от геноцида защитила
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!