Новости – Украина












Украина
Войско сибирское

Бойцы бригады «Призрак». Фото: Елена Горбачева / «Русская планета»
Как байкеры из Сибири воюют на передовой Донбасса
3 апреля, 2015 14:23
7 мин
— Прокатиться бы сейчас. Сесть на байк да поехать.
Ополченец вытягивает руки, будто держит руль, и закрывает глаза — представляет себя несущимся на мотоцикле.
Позывной ополченца — «Бык». Он щеголяет прической ирокезом и футболкой с большой надписью Chopper. В родном Оренбурге Бык был байкером, но год назад променял мотоциклетные колеса и драйв дороги на автомат и форму ополченца в бригаде «Призрак». Это подразделение под командованием Алексея Мозгового стало широко известно во время боев за Дебальцево. Байкер приехал в Донбасс, потому что, по его собственным словам, не мог сидеть дома, когда рядом идет война, и с удивлением нашел среди ополченцев своих земляков и собратьев по байкерскому клубу.
Корреспондент РП разбиралась, почему байкеры из Сибири оставляют железных коней и едут на передовую.
Зависть
Бык неразговорчив, на вопросы отвечает через силу. У него удается узнать только то, что его настоящее имя Николай и что дома, в Сибири, только мотоцикл, кажется, и ждет его.
Это война — первая у Коли Быка. В армию его не взяли по зрению, а по профессии он портной. Приехал в Донбасс, ничего не зная о военном деле, и постигал его уже в боях — на практике. «Коля отважный, — говорят о нем сослуживцы. — Почти все мы тут имеем военный опыт, а он приехал и начал с нуля».

Коля Бык. Фото: Елена Горбачева / «Русская планета»
Завтра Коля уезжает на блокпост — последнее средоточие сил ополченцев перед линией фронта. С блокпостов возвращается не каждый, но это был его собственный выбор.
В бригаде «Призрак» численностью свыше тысячи человек служат около десятка байкеров из Сибири. Все они приехали на войну независимо друг от друга и встретились уже в бригаде. Возможно, мотоциклистов в «Призраке» больше, поскольку не все хотят рассказывать о себе и о своем прошлом.
— Приезжаю сюда, смотрю на человека и думаю: ну уж больно морда знакомая, откуда я его знаю? А потом разговорились, зашел разговор про увлечения, всплыли мотоциклы — и все стало ясно. У нас же куча знакомых общих, — рассказывает ополченец с позывным «Ледяной».
Ледяному около 40 лет. Приехал в Донбасс из Омска. На родине, как сам говорит, был «директором мотокружка». В Донбассе стал одним из самых опытных бойцов ополчения, прошедшим в своей жизни огонь и воду. За плечами Ледяного четыре войны: в России и за ее пределами. Свой позывной он получил от выражения «ледяной выстрел» — это когда полностью абстрагируешься от всего, нажимая курок.

Бойцы бригады «Призрак». Фото: Елена Горбачева / «Русская планета»
— Сюда меня привела зависть, — рассказывает он. — Мне в детстве повезло: было у меня шесть дедов — два родных и четыре их брата. Все воевали с фашистами, а один был командиром истребительного полка и где-то в этих местах звезду получил, между прочим. Вот мне завидно и стало.
Эта война в его жизни самая странная, признается Ледяной.
— И страшная, — подсказывает сидящий рядом боец.
— Я здесь плакать научился заново, — кивает Ледяной. — Пришел к нам как-то на блокпост дедушка, весь белый и кости видно сквозь кожу. И говорит тихо так: «Мальчики, дайте хлебушки». А у меня нет хлеба, чтобы этому деду дать. Мы ему денег насобирали, а дед этот, старый, слабый, попытался к нам в ноги кинуться.
Окопы под Омском
— Значит, так, — сурово говорит мне большой лысый человек в очках. — Не путай байкеров с мотобандитами.
В бригаде «Призрак» позывной этого парня — «Пряник». В своем родном сибирском городке он глава филиала крупного мотоклуба. Сибирские мотоциклисты — так они предпочитают называть себя сами, не любят сравнений с американскими байкерами. «Вот там банды, — объясняет мне разницу Пряник. — Приехали мужики после Вьетнамской войны, заняться им было нечем. Вот они сели на «Харлеи» и давай устраивать погромы. В России все наоборот. Здесь мотоциклисты сами поехали на войну, умирать за других людей. Не потому что адреналина им мало, а потому что людям этим реально плохо».

Пряник. Фото: Елена Горбачева / «Русская планета»
От московских байкеров сибиряки тоже предпочитают дистанцироваться. Называют их позерами, говорят, что главное для них — возможность «засветиться» в публичном пространстве. Саму Москву не любят как понятие.
За его спиной висит огромный красный флаг. Бойцы «Призрака» говорят про него: «Флаг Победы, своего часа ждет». Во время Великой Отечественной войны дед Пряника по матери освобождал Лисичанск и Аджаровку. Ополченец, как и его друг Ледяной, гордится этой преемственностью.
— Представляешь? Мы сидим сегодня в тех же самых окопах, где воевали в свое время советские солдаты против немцев, — сообщает он.
Вместе с мотоциклом Пряник оставил дома семью. По сибирскому обычаю, он учит своих детей чтить предков и род, восходящий, по семейному преданию, к казакам, которые бежали в Сибирь от коллективизации. Его дети, говорит он, знают по именам всех — дедов, бабок, их родственников. Казачьи семьи были большими: только у одного из дедов Пряника было восемь братьев.
— Я не хочу рыть окопы под Омском, — говорит он. — Так я сказал своей жене, когда поехал сюда. Если не остановить это здесь — окопы будут там, у нас. И страшнее всего, если однажды ты осознаешь, что когда было нужно, ты был дома — отсиживался. Воспитали нас так.
Косуха
Бык, которому завтра ехать на передовой блокпост, держит в руках старенький телефон. Из динамиков хрипит Кипелов, песня «Я свободен».
Если обратить внимание на разговоры в отряде, то бросается в глаза один факт: когда командир уточняет у кого-то из бойцов день рождения, многие называют две даты. Второй день рождения ополченца Ледяного — июнь 1996 года, Чечня. Пять минут он находился в состоянии, близком к смерти, получив боевое ранение. Второй день рождения Быка — 13 ноября 2014 года. Ранение здесь, в Донбассе.
Бык смотрит на облако сигаретного дыма и говорит Ледяному:
— Желание у меня есть одно. Просьба, если что.
— Понял, – кивает Ледяной. — Сделаю, брат.
— Не надо в пиджаке, ладно? Не люблю я это. Камуфляжные штаны и косуха. Сверху в цветах. Всё.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости