По состоянию на 28 мая 10:35
Заболевших379 051
За последние сутки8 371
Выздоровело150 993
Умерло4 142
История
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
История

Плюс секуляризация всей страны

Процесс секуляризация церковного имущества в России шел параллельно с процессом секуляризации русского общества
Кирилл Брагин
2 марта, 2018 13:00
2 мин
Лукас Конрад Пфанцельт. Портрет императора Петра III, 1762 год
Император Петр III, пылкий и преданный поклонник прусского короля Фридриха Великого, в историю вошел тем, что «слил» все завоеваний русской армии в период Семилетней войны.
Симпатии Петра III к прусскому королю и лютеранству находили выражение в государственных указах и проявлялись в отношении к традиционной вере русских – православию. Едва заняв трон, он выразил желание, чтобы православное духовенство в подражание прусским пасторам-лютеранам брило бороды и носило короткое платье.
В области экономической политики в отношении Церкви, Петр III с подачи временщиков Воронцова и Шувалова, продолжил разработку программы, начатой во времена его предшественницы Елизаветы Петровны.
Сенат откликнулся на предложение Петра изданием указа о создании Коллегии экономии для управления монастырскими вотчинами и обложении бывших монастырских крестьян по примеру государственных и дворцовых однорублевым окладом.
Пашенные земли Сенат предполагал передать крестьянам, а остальные сдавать в аренду – «в оброк». Монастырские земли следовало продать « с публичного торга». Сумма, определенная на содержание монастырей и архиерейских домов, исходила из штатов и норм первой четверти XVIII века. Предложение Сената было одобрено Петром III и включено в сенатский указ от 19 февраля 1762 года.
Духовенство было потрясено этой мерой. Тимофей (Щербацкий), архиепископ Московский писал митрополиту Арсению (Мацеевичу): «Всех нас печальная сия тронула перемена, которая жизнь нашу ведет к воздыханиям и болезням… До сего дожили мы по заслугам нашим».
На этот указ высшее духовенство, за исключением митрополита Арсения, никак не отреагировало. «Иерархия воздыхала, но терпела», - так назвал позицию епископата историк Антон Карташев. Он же отмечает, что указ привел к началу расхищения церковного имущества:
«Землероб с волнением почуял, что плотину прорвало сверху, и начал «не зевая» хищничество. Крестьяне рубили леса, увозили сено, угоняли скот, птицу, вылавливали рыбу из прудов…»
Однако, это императорский указ не был осуществлен, в июне 1762 года, в результате дворцового переворота Петр III был смещен, престол заняла Екатерина II.
Примечательно, что отстранение от власти своего супруга императрица объясняла заботой о православии и Церкви, однако секуляризацию церковных земель продолжила спустя два года. При решении этого вопроса она приняла сторону партии франкофилов, разделявших мнение парижских энциклопедистов, принципиально стоявших за секуляризацию.
Процесс секуляризация церковного имущества в России шел параллельно с процессом секуляризации и европеизации высшего общества. 
темы
2 мин