Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Страховая зачистка

Зачем Центробанк последовательно устраняет «лишних» игроков на страховом рынке
Владимир Лактанов
3 мин
Здание Центрального банка России. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Сразу две компании были вынуждены покинуть российский рынок страхования 14 июня: одна — окончательно, вторая — с возможностью вернуться. Информация о соответствующем решении Центробанка появилась на сайте регулятора в тот же день.
Таким образом, число страховщиков, чьи лицензии были аннулированы или приостановлены Банком России за все время его надзорной деятельности, перевалило уже за полторы сотни — именно столько неудавшихся страхователей значилось на счету регулятора к концу мая текущего года, когда глава профильного департамента ЦБ Игорь Жук отчитался перед Госдумой о проделанной работе. Всего же на начало 2016 года к оказанию страховых услуг были допущены 344 компании, а это значит, что за прошедшие два с половиной года регулятор уже убрал с рынка примерно треть игроков и, судя по словам г-на Жука, не намерен останавливаться. Как признался чиновник еще в феврале, в его департаменте рассчитывают довести годовую норму до 130 отзывов лицензий.
Игорь Жук
Игорь Жук. Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ
Наиболее вероятная цель зачистки страхового рынка — которую в ЦБ хоть и не афишируют так, как аналогичную по сути «санацию» банковского сектора, но и особо не скрывают ,— очевидно, состоит в его централизации. Остается вопрос: в чьих руках? Участникам этого дележа достанется в общей сложности триллион рублей в виде ежегодных страховых сборов — и не факт, что государство окажется в их числе.
Результат налицо
Активность Центробанка на рынке страховых услуг не может не вызывать некоторого изумления: столь ревностного и регулярного внимания ЦБ не удостаивался, кажется, ни один из множества «непрофильных» сегментов, которые в свое время втюхали ему в качестве наследства от безвременно упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Вместе со страховщиками под надзор регулятора тогда попали биржи и биржевые посредники, кредитные кооперативы, брокеры и микрофинансовые организации. К последним регулятор был особенно мягок: официально разрешенные ставки в 600% годовых и постоянно пополняющийся реестр — лучшее тому доказательство.
Со страховщиками все иначе. Оно и понятно: триллион годового оборота — это вам не те ничтожные по меркам Центробанка суммы, которыми ворочают все МФО вместе взятые. Впрочем, даже внутри одного сектора строгость Центробанка ощущают очень по-разному. Получив доли рынка, освободившиеся после ухода неугодных регулятору игроков, наиболее крупные компании существенно нарастили свои рублевые прибыли (хотя сами страховщики и называют этот рост чисто номинальным и предпочитают говорить об обвале рынка в долларовом эквиваленте).
По данным РИА «Рейтинг», один только «Росгосстрах» (буквы «гос» в названии обозначают все что угодно, только не «государственный») — рекордсмен по объемам сборов по итогам 2015-го — собрал за прошлый год 148,9 млрд руб. (рост на 14,6% по сравнению с 2014-м). Следующий за ним СОГАЗ показал результат в 123,3 млрд руб. (+17,1% за год). А вместе компании, входящие в топ-10 крупнейших страховщиков страны, собрали за указанный период 671,9 млрд руб. Иными словами, на начало 2016-го года им принадлежало 66% всего российского рынка, хотя годом ранее эта доля составляла 59%. Результаты центробанковской зачистки налицо.
Кому вершки, кому корешки
Помимо названных компаний в число лидеров по росту сборов также стали «ВТБ-Страхование» (+29,7%), ВСК (+27,6%) и «Сбербанк Страхование жизни» (+20,7%).
Несмотря на то что все они по разным причинам ассоциируются с государством, по факту условно казенной можно назвать разве что 100-процентную «дочку» банка ВТБ, которым наряду с Росимуществом (60,93% акций), владеют еще и, например, швейцарский банк «Кредит Свисс» (2,37%) и холдинг «Открытие» (2,68%).
Основным акционером СОГАЗа формально остается «Газпром», однако до недавнего времени главными бенефициарами компании назывались бизнесмены Геннадий Тимченко и Юрий Ковальчук.
«Росгосстрах», несмотря на «казенное» название, был приватизирован еще в 2003 году и с тех пор не раз уличен антимонопольной службой во всевозможных нарушениях. Впрочем, лицензию — как и свое лидерство на рынке — он до сих пор сохранил.
Единственным бенефициаром ВСК (в прошлом Военно-страховой, а ныне — Всероссийской страховой компании) является бизнесмен Сергей Цикалюк. При этом в списке акционеров ВСК числятся фирмы не только с российской, но и с кипрской пропиской.
Что касается страховой дочки Сбербанка, она целиком принадлежит самому Сберу, которым, в свою очередь, владеет официально независимый (согласно закону) от государства Центральный Банк.
Кто останется в конце
В самом начале июля глава «Ингосстраха» Михаил Волков, общаясь с журналистами, заявил, что поддерживает жесткую позицию ЦБ в регулировании страхового рынка: «Я, конечно, за ту жесткость, с которой они подходят к регулированию. Произойдет очищение определенное и зачистка. Но когда это произойдет, — добавил Волков, — я буду, конечно, за ослабление жесткости».
Такой вариант развития событий был бы идеальным для наиболее крупных частных страховщиков: если в результате зачистки на рынке останется всего несколько компаний, каждая из них будет в той или иной мере пользоваться преимуществами монополиста. В то, что надзорные органы смогут пресечь злоупотребления, верится с трудом. История с ОСАГО наглядно показала, что нарушения прав потребителей в данной отрасли допускаются всеми игроками без исключения — в том числе и теми, кто всегда на виду, — и могут превратиться в устойчивую и довольно прибыльную бизнес-модель.
Эта ситуация — прямое следствие критического недостатка регулирования на рынке. Нагруженный огромным числом несвойственных ему функций Центробанк не может навести порядок даже на родном поле — в банковском секторе, вместо этого продолжая «зачищать», что, впрочем, не приносит ощутимой пользы ни государству (вынужденно взявшему на себя обязательства по страхованию вкладов), ни гражданам, которые в поисках замены банкам бегут в МФО.
Как и в случае с банками, на рынке страхования зачистка может оказаться эффективной только в одном случае: если доминирующее положение на рынке будет занимать государство — не только в качестве регулятора, но и в качестве основного (если не единственного) игрока. Потенциал привлечения тех самых длинных денег, о которых грезят в правительстве и которые Минфин пытается изыскивать по большей части в карманах пенсионеров, в страховом бизнесе огромен. Для государства он мог бы стать регулярным источником финансирования стратегических проектов. Однако насколько можно судить по нынешним результатам «зачистки» на рынке, страховые деньги будут распределены отнюдь не в пользу национальной казны.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин