Новости – Общество
Общество
Югославский сценарий для Сирии
Местный житель в селе Картмилак у строящейся стены на сирийско-турецкой границе.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Бывший главком НАТО в Европе считает, что настало время для раздела Сирии
13 марта, 2016 19:00
6 мин
О планах США по разделу Ближнего Востока хорошо известно, и работа в этом направлении продолжается. Бывший главнокомандующий силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис в статье для Foreign Policy заявил, что пришло время задуматься о расчленении Сирии. По его мнению, хотя объявленное перемирие и соблюдается, война в регионе в ближайшее время не закончится. Выходом из ситуации, считает он, может стать раздел Сирии по примеру Югославии, Боснии или Ирака.
Ставридис указывает на очевидные факты: основные игроки не могут договориться между собой о выходе из кризиса, между США и Россией существуют разногласия по поводу Башара Асада, между Ираном и Саудовской Аравией — геополитический и религиозный конфликт, позиции Турции и РФ тоже радикально расходятся. При этом, продолжает Ставридис, единого сирийского государства, в котором с 2011 года продолжается кризис, уже не существует, значительные части страны управляются отдельными группировками, и «собрать» Сирию в единый организм крайне сложно. «Пора подумать о разделении», — подсказывает автор.
Хотя экс-главком описывает и риски принятия данного решения, свою идею он отстаивает вполне убедительно. И это не досужие размышления отставного военного. Публикация совпала с появлением сообщений о возобновлении 14 марта межсирийских переговоров и слухов о новых договоренностях России и Запада по поводу федерализации Сирии. Федерализация подразумевает сохранение территориальной целостности, но, судя по всему, Вашингтон придумал запасной план и от стремлений урвать лучшие куски ближневосточного пирога отказываться не собирается. Но не надо забывать одного: трагический раздел Югославии произошел в совсем иных геополитических условиях, с тех пор военный и политический потенциал РФ серьезно возрос, поэтому сейчас такие трюки не пройдут.
Разделить и уничтожить
Джеймс Ставридис описывает будущую разделенную Сирию: это алавитский район с центром в Дамаске под руководством Асада или его преемника, затем центральный регион, руководство над которым со временем, после победы над террористами перейдет к умеренному суннитскому режиму, и, наконец, может быть создан курдский анклав на востоке. При этом возможны различные градации подходов. «Само собой, подход к разделению может варьироваться от полного распада страны (практически как распалась Югославия после смерти маршала Тито) до рыхлой федеративной системы, как Босния после Дейтонских соглашений, или слабой, но в какой-то степени федеративной модели наподобие Ирака», — рассуждает Ставридис.
Джеймс Ставридис
Джеймс Ставридис. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Он напоминает, что современная Сирия создана после Первой мировой войны, в которой потерпела поражение и распалась Османская империи. Среди прочих причин сирийской войны указывается и на тот факт, что республика уже была разделена по религиозным и этническим причинам. Но хотелось бы спросить, всем ли государствам, которые появились в XX веке, неоднородны этнически и религиозно, требуется раздел?
Экс-главком не отрицает: речь идет о сложном и опасном решении, и в международном сообществе к нему обоснованно относятся с опаской. Недовольна будет не только Турция, всячески препятствующая появлению курдских автономий. «Добиться поддержки для разделения трудно, потому что во многих странах (Испании, Турции, не говоря уже о членах Совбеза ООН, таких, как Британия, Китай и Россия) есть меньшинства, желающие получить свои государства», — предполагает Ставридис.
Он признает, что озвучивать такое предложение на межсирийских переговорах еще рано, должно пройти время с начала перемирия, о котором договорились Москва и Вашингтон. Однако будущее решение конфликта якобы невозможно без расчленения Сирии. Несмотря на все проблемы, раздел государств эффективно «разнимет» конфликтующие группы.
По сути же предлагаемый раздел ослабит Асада, оставив легитимную Сирию в усеченном виде, в то время как большая часть сирийской территории предстанет в виде лояльного США суннитского государства, которое (судя по тому, что Вашингтон понимает под «умеренной» оппозицией) станет новой трансформацией «Исламского государства». Что касается курдов, с ними США давно заигрывают, предоставляя поддержку и обещая Сирийский Курдистан в обмен на лояльность. У США будут все возможности для выкачивания ресурсов из того, что останется от Сирии. Кроме того, так как кризис будет якобы урегулирован, российским военным придется уйти из Сирии.
Старые песни
Стройные рассуждения Ставридиса вызывают ощущение дежавю. Еще в начале 2000-х перекрой границ ближневосточных государств вошел в число внешнеполитических приоритетов США. Стали достоянием широкой общественности карты Ближнего Востока, опубликованные подполковником Ральфом Петерсом в Armed Forces Journal. Впервые термин «Новый Ближний Восток» публично озвучила государственный секретарь США Кондолиза Райс в Тель-Авиве в июне 2006 года.
Есть и более свежие предложения: экс-постпред США при ООН Джон Болтон не так давно выступил за создание нового суннитского государства на территориях Ирака и Сирии взамен надоевшего ДАИШ. И здесь появление «Суннистана» было бы крайне выгодно США. За всеми этим формулировками стоит оккупация территории ближневосточных государств и передел их на зоны влияния.
Между тем, как сообщает Reuters со ссылкой на источник в Совете Безопасности ООН, основные силы, близкие переговорам по урегулированию сирийского конфликта, рассматривают возможность федерализации Сирии. Как уточняется, эту идею поддерживают Россия и западные страны. Введение в Сирии федеративного устройства направлено на поддержание территориальной целостности страны, за которую всегда выступала РФ. Механизм федерализации действительно является компромиссным, он довольно пластичен, но первоочередной должна быть победа над ДАИШ и прекращение кровопролития в регионе.
Россия всерьез занялась ближневосточным урегулированием, так что в США могут строить планы и рисовать воображаемые карты сколько угодно. Стоит добавить, что конфликт между суннитами и шиитами носит исторический характер и возник далеко не в XXI веке. Дело лишь в том, что кто-то играет на этих противоречиях в своих интересах.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости