Новости – Общество
Общество
Монстр на пороге
В Сирии и Ираке может появится государство опаснее ИГ. Фото: Abaca Press/ТАСС
США может создать новое суннитское государство на оккупированных территориях Ирака и Сирии
27 ноября, 2015 14:30
5 мин
Американские аналитики и высокопоставленные чиновники всерьез рассматривают планы по созданию очередного государства-монстра взамен сетевой террористической формации ИГ. Бывший постпред США при ООН Джон Болтон отмечает, что Вашингтону следует признать новую геополитическую ситуацию. Лучшая альтернатива «Исламскому государству» на северо-востоке Сирии и западе Ирака — новое, независимое суннитское государство. Такой сценарий может быть реализован после оккупации территорий ближневосточных стран и раздела их на зоны влияния.
«Америка спорит, как ответить на террористические акты в Париже. К сожалению, ни в текущей политике президента Обамы, ни в других недавних предложениях нет стратегического видения того, каким будет Ближний Восток после победы над "Исламским государством" (организация запрещена в РФ. — РП.). Нет не устаревших ответов на основной вопрос: "Что будет после «Исламского государства?"» — отмечает Джон Болтон.
Экс-чиновник настаивает, что тех Ирака и Сирии, что мы раньше знали, больше нет. «Исламское государство» вырезало новую структуру из наследия постосманской империи, мобилизовав суннитов, которые находятся в оппозиции по отношению к режиму президента Башара Асада и к правительству Ирака. Кроме того, после многолетней борьбы формируется фактически независимый Курдистан, что можно наблюдать, как в Ираке, так и в Турции и Сирии.
Таким образом, если в этом контексте борьба с «Исламским государством» означает возвращение власти Асаду и нынешнему правительству в Ираке, такой результат и невозможен, и нежелателен для Америки, которая всерьез рассматривает свое первенство в разрушенном ей же регионе. Создание же нового суннитского государства стало бы выходом для США. У этого «Суннистана» (который должен сменить «неохалифат») есть экономический потенциал для производства нефти (разумеется, при условии договоренности с курдами). Он может быть бастионом как против Асада, России, так и против дружественного Ирану Багдада.
К прогнозам американского чиновника можно было бы отнестись скептически, если бы передел границ Ближнего Востока не стоял бы на повестке дня профильных ведомств США еще с начала нулевых годов, окончательно оформившись в 2006 году. Речь идет о так называемой карте Нового Ближнего Востока авторства Ральфа Петерса, которая используется в качестве методического пособия в программах для офицеров Оборонного колледжа НАТО и применяется Национальной военной академией США, в том числе и специалистами по планированию.
Тогда же, в июне 2006 года, госсекретарь США Кондолиза Райс сделала заявления, которые, видимо, стали новой политикой по перекройке границ.
После американского вторжения в Ирак, страна была полностью разрушена
После американского вторжения в Ирак страна была полностью разрушена. Фото: Hadi Mizban/АР
«То, что мы наблюдаем сегодня, по сути, представляет собой начало родовых схваток, в результате которых родится Новый Ближний Восток, и, что бы мы ни делали, нам следует отдавать себе отчет в том, что мы работаем во имя этого Нового Ближнего Востока», ― заявила госсекретарь.
Как следует из карты, созданной полковником США Петерсом, цель американской стратегии и геополитики в регионе — изменение границ, образованных в результате деколонизации. Эксперты отмечают, что все это относится к утверждению англо-американо-израильских намерений выполнить военную «дорожную карту», суть которой в создании дуги нестабильности на территории от Ливана, Палестины до Сирии, Ирака, Персидского залива, Ирана вплоть до границ Афганистана, где расположены военные гарнизоны НАТО. Что, собственно, и получилось.
Справедливое разграничение по-американски разделило бы Ирак, оставило бы три иракские провинции, часть из которых должна объединиться с Сирией, последняя, в свою очередь, теряет ориентированные на Средиземноморье побережья Большого Ливана. Шиитский юг старого саддамовского Ирака образует основу арабского шиитского государства, окружающего большую часть Персидского залива. Как раз слияние части территорий Сирии и Ирака в одно суннитское государство ― Суннистан ― первоочередная задача американской стратегии на Ближнем Востоке.
Отчасти это и было первой причиной создания проекта в провинции Анбар, позднее получившего название «Исламское государство». Первоначально группировка, возглавляемая выпущенными из тюрем Гуантаномо и Абу Грейб заключенными, должна была стать основой нового государства, которое, не имея статуса, могло бы аннексировать часть Сирии. Но начало антиправительственных выступлений в Дамаске и последующий вооруженный конфликт скорректировали и даже отложили создание суннитского мультигосударства. ИГ увязло в боях и продемонстрировало миру нечеловеческую жесткость в отношении военнопленных и гражданского населения.
Все это изменило и отношение заказчиков ― теперь ИГ не может претендовать на легализацию ни под каким соусом. Дальнейшее участие России в борьбе против террористов на стороне Асада, поставило вопрос о будущем Сирии, в котором США больше не является монополистом. Теперь военные западных стран всерьез подумывают о начале наземной операции. Известно, что 50 военнослужащих армии США уже на территории Сирии: они перешли КПП на границе с Турцией.
Разумеется, наземная операция нужна для того, чтобы укрепиться в нефтедобывающих районах и создать зоны влияния, где вполне может появиться новая столица, неподконтрольная Дамаску (как сегодня город Ракка, занимаемый ИГ). Раздел страны по линии Москвы и Вашингтона ― вполне вероятный вариант развития событий, если Россия не ускорит ход боевых действий и пойдет на уступки в вопросе об отставке Асада. Иначе мир может ожидать очередной монстр, который гораздо опаснее, чем «Исламское государство».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости