Новости – Общество
Общество
Восточному опять не хватило
Космодром «Восточный». Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Создание основы космического будущего России в очередной раз столкнулось с нехваткой средств
22 июля, 2016 12:45
7 мин
Федеральное агентство по специальному строительству (Спецстрой), занимающееся возведением космодрома Восточный — того самого, который в апреле текущего года открывал президент РФ Владимир Путин, в очередной раз призналось, что подрядчикам не хватает денег для завершения строительства объектов первой очереди. Нехватка эта, по данным издания «Коммерсантъ», составляет 7 млрд руб. Без этих средств подрядчики не могут завершить 20 объектов, запланированных к сдаче до 31 октября 2016 года.
В ответ на эти заявления заказчик работ госкорпорация «Роскосмос» заявила, что все необходимые деньги на строительство Восточного давно выделены и никаких дополнительных миллиардов Спецстрою никто давать не намерен. Что касается курирующего стройку вице-премьера Дмитрия Рогозина, то, как сообщил источник в правительстве, известие об очередной нехватке средств его «не обрадовало»: в ближайшее время «будет большой разбор полетов».
Понять руководство космического ведомства можно: космодром давно уже превратился в чемодан без ручки. Цена стройки пересматривалась не раз и не два, к тому же в условиях кризиса ведомству порезали бюджет, так что лишних миллиардов у Роскосмоса действительно нет.
Тем не менее хочется понять, почему работа над столь важным для страны объектом превратилась в настоящую строительно-криминальную «Санта-Барбару».
Воруют? Да, но это не главное
История космодрома оказалась связана с несколькими волнами посадок членов руководства компаний-подрядчиков. Выполнение работ на полтора года отставало от графика, рабочие по четыре месяца не видели зарплат. Вопреки ожиданиям, возбуждение 30 уголовных дел и передача руководства стройкой от Спецстроя непосредственно к Роскосмосу ситуацию улучшило не существенно.
СПРАВКА: На создание космодрома из федерального бюджета было выделено 188 млрд рублей. По данным на май текущего года, общая стоимость возведенных строителями объектов составила 84 млрд. Еще 7,4 млрд, по сведениям Генпрокуратуры РФ, оказались расхищены подрядчиками.
В конце концов курировать проект было поручено лично вице-премьеру Дмитрию Рогозину. За последние полтора года зампред правительства приезжал на стройку 50 раз, в ручном режиме проверяя выполнение тех вещей, которые в обычных условиях контролируются рядовыми бухгалтерами и прорабами.
Подсчитали — прослезились
Основная проблема планирования работы над объектами такой величины, как космодром, состоит в самой организации процесса. Дело в том, что при обсчете и согласовании проектов подобного масштаба проектировщики всегда имеют дело не с реальными ценами на стройматериалы, монтажные работы, логистику и т.д., а с их усредненными, практически справочными показателями. К этим условным ценам в дальнейшем применяются повышающие и понижающие коэффициенты, отражающие влияние сторонних факторов на стройку.
К примеру, вырыть кубометр земли в июле, когда грунт сухой, на треть дешевле, чем в октябре, когда земля напитана водой. Монтажные работы в мороз и сильную жару тоже обходятся дороже, чем аналогичный труд при комфортных температурах.
Согласование крупных проектов нередко длится годами. Так, первый замглавы Спецстроя Александр Загорулько отмечал, что проектно-сметная документация по Восточному запаздывала на два года. Его слова подтверждал и экс-глава Роскосмоса Олег Остапенко, сетовавший, что работы с самого начала велись хаотично и бессистемно.
Александр Загорулько на заседании комиссии по вопросам строительства космодрома «Восточный»
Александр Загорулько на заседании комиссии по вопросам строительства космодрома Восточный. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
В финансово-экономическом аспекте столь долгая задержка документации означала, что все цены, указанные в сметах, безнадежно устаревали еще до того, как строители успевали начать что-то делать. При этом оплату подрядчики всегда получают по факту выполненных работ, а значит, гигантская стройка несколько лет функционировала в режиме долгов, отсроченных платежей и бухгалтерского хаоса.
Никуда не денешь и корыстные интересы некоторых участников процесса, которые вмешивались в расчеты на всех этапах подготовки и строительства. В России вообще подрядчики в погоне за контрактами нередко завышают свои возможности, подстраиваясь под ожидания заказчиков: руководство карьера, например, может заявить о готовности поставлять миллион тонн щебня, тогда как реальная производительность составит разве что половину от этой цифры. Правда всплывает, лишь когда начинаются перебои с поставками материалов. Однако к этому моменту стройка уже в разгаре, а потому главный подрядчик не может позволить себе заниматься судебными разбирательствами со лжецами-партнерами, поскольку вынужден судорожно искать дополнительных поставщиков.
Естественно, цены на дополнительные поставки за редчайшим исключением не совпадают с теми, что указывались в смете. Стоимость же конечного продукта окончательно отвязывается от каких-либо расчетов и уходит в свободное плавание, направляемое допсоглашениями, заключаемыми направо и налево по мере надобности.
Стоит в этот мутный коктейль погрузиться профессиональным мошенникам, мастерам распила, специалистам по учреждению бесконечных «дочек» и передаче обязательств — и найти концы народных миллиардов становится предельно сложно.
Не надо истерик
То, что проблема планирования работ над крупными объектами в России носит системный характер, хорошо видно на примере другого скандального долгостроя — петербургского стадиона «Газпром-арена», который в настоящее время носит политкорректное, ни на что не намекающее название «Крестовский». Налицо такое же постоянное сдвигание сроков, бесконечное раздувание сметы, и как итог — резонный интерес правоохранительных органов.
То, что в России даже солидные строительные компании и государственные федеральные агентства пользуются приемом гастарбайтеров-шабашников — «ой, хозяин, неправильно рассчитали, материалы кончились, надо еще денег на доделку», — дело, безусловно, скверное. Однако и сильно истерить по этому поводу вряд ли стоит: ведь в условиях нынешней организации процессов по-другому, скорее всего, случиться и не могло. В этом плане, кстати, показательно, что публикацию «Коммерсанта» подхватили в первую очередь либеральные «Эхо Москвы», «Свобода», «Медуза» и уйма сайтов разной степени маргинальности, а солидные издания проявили сдержанность: пока слишком мало подробностей для однозначных выводов.
В любом случае космодром России необходим, без него у нашей космической отрасли нет перспектив развития на ближайшие 30–50 лет. Так что достраивать его так или иначе придется. Кстати, Спецстрой еще в марте этого года потерял статус единственного исполнителя работ: строителей второй очереди Восточного планируется отбирать по конкурсу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости