Новости – Люди












Люди
«Люди бросались камнями»

Задержание участника акции «Марш миллионов» на Болотной площади, 6 мая 2012 года. Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ
На очередном заседании по «болотному делу» в Мосгорсуде показания давал омоновец, которому попали камнем в подбородок
4 июля, 2013 17:12
3 мин
В Мосгорсуде в четверг 4 июля состоялось третье заседание по делу 12 обвиняемых, выделенных из основного «болотного дела». Во время заседания был допрошен пострадавший — прапорщик ОМОН Андрей Архипов.
Заседание началось с отказа обвиняемой Александры Духаниной от адвоката Александра Арутюнова. Сейчас Духанину защищает адвокат Дмитрий Дубровин. Кроме того, она попросила суд ввести в дело в качестве ее общественного защитника журналиста портала «Грани.Ру» Дмитрия Борко. Судья Наталья Никишина разрешила.
Между тем Сергей Мохнаткин, общественный защитник Сергея Кривова, попросил суд изменить своему подопечному меру пресечения и выпустить его из СИЗО. Сейчас суд даже не может обеспечить доставку Кривова на заседание, пояснил Мохнаткин. Накануне заседание было перенесено из-за того, что конвой по неизвестной причине просто не доставил Сергея Кривова в Мосгорсуд из СИЗО «Матросская тишина».
После полуторачасового перерыва судья Никишина это ходатайство отклонила. Причем после перерыва приставы не пустили в зал часть родственников подсудимых, и пока судья читала отказ в ходатайстве, было слышно, как в коридоре кричали «Позор!», а в дверь кто-то громко стучал. Конвойная собака – крупный ротвейлер с надписью «полиция» на шлейке – при этих звуках заметно оживилась и радостно вскочила на все четыре лапы.
Родственников все-таки пустили в зал.

Вячеслав Макаров. Фото: 6may.org
В свою очередь Николай Кавказский попросил суд обеспечить обвиняемым хотя бы минимально приемлемые условия содержания: «Вчера до 20 часов вечера я находился в маленьком бетонном боксе, из-за этого были сильные боли в спине». По словам Кавказского и его адвоката Вадима Клювганта, конвой не позволил адвокату передать подзащитному документы.
К словам Кавказского присоединился Ярослав Белоусов, отметивший, что «сборка» Мосгорсуда, где до и после заседаний подсудимые проводят долгие часы — очень тесное и тусклое помещение. Судья Никишина слушала со снисходительной улыбкой.
Сергей Кривов выступил с ходатайством о приобщении к материалам дела доклада Комиссии «Круглого стола 12 декабря» по общественному расследованию событий 6 мая 2012 года на Болотной площади. Это многостраничный документ, который Кривов собирался зачитать целиком, но успел прочесть только вступление (на это ушло около 15 минут).
«Погодите, вы о чем вообще ходатайствовали? — оборвала его судья Никишина. -- О приобщении или об оглашении? Вот если ваше ходатайство о приобщении будет удовлетворено, тогда можно будет огласить». Никишина поинтересовалась, что думает об этом ходатайстве адвокат Кривова Вячеслав Макаров. Тот попросил для ознакомления с докладом полтора часа. После очередного утомительного перерыва судья Никишина в приобщении доклада отказала.
Наконец начался допрос первого из потерпевших — прапорщика Андрея Архипова, сотрудника ОМОН на воздушном и водном транспорте. Всего потерпевшими по «болотному делу» признаны 85 сотрудников полиции и солдат внутренних войск, а также два гражданских лица.
Прапорщик Архипов оказался крупным мужчиной с массивным затылком. Он рассказал, что 6 мая его отряд располагался неподалеку от Большого Каменного моста. Они должны были не пропустить демонстрантов на мост. Когда начались «массовые беспорядки», им поступило указание сформировать цепочку и выдвинуться в сторону Болотной площади. Омоновцам было дано указание задерживать активных демонстрантов, которые «призывают к массовым беспорядкам».
Андрей Архипов, по его словам, успел задержать только одного человека. А потом в подбородок прапорщику Архипову прилетел камень.
— поделился Архипов с судом. Из-за попадания камня у омоновца образовалась ссадина, пошла кровь, и он больше не смог принимать участие в задержаниях.
— Как вы поняли, что это были именно «массовые беспорядки»? — поинтересовалась у свидетеля Александра Духанина.
— Люди бросались камнями, оказывали неподчинение сотрудникам, — ответил Архипов.
— Вы знаете, что описанные вами действия квалифицируются по ст. 318 УК? — спрашивает Духанина.
— С моей точки зрения это было как массовые беспорядки, — настаивал боец ОМОНа.
— А у вас от попадания камнем остался шрам на подбородке, такой бугорочек? У меня от каждой раны остаются шрамы. Могу я встать и посмотреть на ваш? — продолжала свой допрос бойца Духанина. Тот отказался.
Адвокат Вадим Клювгант спросил о том, в каком значении свидетель употребляет выражение «массовые беспорядки» — в юридическом или в общежитейском? «В общежитейском, юридического определения я не знаю», — признался Архипов.
Один из подсудимых, Алексей Полихович, попросил сменить статус Архипова с потерпевшего на свидетеля — на один из вопросов омоновец ответил, что не ощущает себя пострадавшим. Все подсудимые и их защитники поддержали эту просьбу. Сам Архипов вопрос о том, является ли он потерпевшим, оставил на усмотрение суда.
Судья Никишина ходатайство отклонила.
Напоследок прапорщик Архипов попросил освободить его от дальнейшего участия в судебных заседаниях.
Слушания по «делу двенадцати» продолжатся в Мосгосуде 9 июля в 11.30.
Рассматривающееся сейчас дело 12 обвиняемых было выделено из основного «болотного дела», расследование которого все еще продолжается. На скамье подсудимых находятся анархистка и студентка МГУ Александра Духанина, выпускник математического колледжа Андрей Барабанов, анархист и студент РГГУ Степан Зимин, отслуживший в морской пехоте студент ГАУГН Денис Луцкевич, бывший работник метрополитена Артем Савелов, националист и студент МГУ Ярослав Белоусов, активист «Левого фронта» Владимир Акименков, активистка «Партии 5 декабря» Мария Баронова, анархист и студент РГСУ Алексей Полихович, правозащитник Николай Кавказский, вятский журналист Леонид Ковязин и кандидат технических наук и член РПР-ПАРНАС Сергей Кривов. Фигуранты дела обвиняются в участии в массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая (часть 2 статьи 212 УК РФ) и в насилии над представителями власти (часть 1 статьи 318 УК РФ). Исключение составляют Кавказский, Акименков и Ковязин (им вменяется только 212-я статья), а также Баронова, которую обвиняют в призывах к массовым беспорядкам (часть 3 статьи 212 УК РФ).
Все двенадцать подсудимых отказались признавать свою вину.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости