Новости – Люди
Люди
Справочники вместо «Войны и мира»
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Авторы новой концепции преподавания русского языка и литературы считают, что школьникам нужна не классика, а навыки написания резюме
9 сентября, 2015 11:00
13 мин
24 августа в здании президиума Российской академии наук состоялось заседание рабочей группы по разработке концепции преподавания русского языка и литературы. Решение о создании такого документа было принято в июне, для этого были созданы три подгруппы. Подгруппу по литературе возглавил директор Государственного литературного музея города Москвы Дмитрий Бак, по русскому языку — директор Института русского языка имени В.В. Виноградова Александр Молдован, и подгруппу по русскому языку как неродному и иностранному — ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.
На заседании рабочей группы, которое вел председатель Государственной думы Сергей Нарышкин, был представлен первый вариант концепции, необходимость в которой возникла в связи с законопроектом Никонова—Яровой. Он предусматривает создание единого базового содержания учебных программ и основных линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России.
В ходе заседания первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк сообщила, что в учебники русского языка и литературы и федеральные образовательные стандарты могут быть внесены изменения, предусмотренные новой концепцией преподавания русского языка и литературы, разрабатываемой рабочей группой.
Эксперты обратили внимание на увеличивающийся языковой разрыв современных детей и подростков с языком классики. «Фактически многие дети и подростки, читая классику, попадают в ситуацию "русского языка как иностранного": им неизвестны многие слова, еще понятные родителям и учителям, ими не опознаются грамматические формы и категории, кажущиеся педагогам само собой разумеющимися. Все это замедляет и затрудняет чтение и понимание, — говорится в первом варианте концепции. — При отборе содержания образования необходимо иметь это в виду и закладывать на преодоление языкового барьера дополнительное время — за счет в том числе и разгрузки содержания». То, что грамматика русского языка со времен Чехова не изменилась, авторов концепции не смущает. Как и то, что словарем устаревших терминов умели пользоваться даже в советских школах.
Русский как иностранный
Главный редактор журнала «Литература в школе», кандидат педагогических наук, почетный работник среднего образования РФ Надежда Крупина считает: утверждение, что язык русской классики для современных детей то же, что иностранный, страшное по своей сути. «Если это убеждение ученых и педагогов, то это катастрофа для нас, — говорит она. — Конечно, в языке что-то с течением временем меняется, но не настолько, чтобы родной язык дети воспринимали как иностранный. Учителя всегда кропотливо объясняли детям значение непонятных слов, учили работать со словарями, узнавать значение незнакомых слов, употреблять их в своей речи. Если мы признаем, что язык Пушкина и Жуковского, Достоевского и Толстого — иностранный для школьников, значит, мы одичали».
Надежда Крупина считает, что дети в российской школе должны знать классику. Ее надо преподавать школьникам, показывать, как много она нам открывает в обществе, в человеке, во взаимоотношениях людей, что она и о нас. «Неужели в этом надо убеждать взрослых, тех, кто каждый день входит в класс, кто стоит во главе российского образования? Подавляющее большинство наших соотечественников именно на уроках литературы получили и пока еще получают знания о русской жизни, о многообразии ей проявлений, о прошлом, настоящем и будущем, о добре и зле, о таких понятиях, как совесть, честь, дружба, любовь, вера, предательство, достоинство. Уроки литературы за школьные годы — это для большинства выпускников университет культуры. Приобретенные в нем знания, представления, чувства, пережитые во время чтения и обсуждения произведений, во многом определяют поступки, убеждения, судьбу человека», — говорит Крупина.
«Хочется, чтобы выпускник школы стал культурным, образованным человеком, хорошим родителем, благодарным сыном или дочерью, гражданином своей страны. Надо только сделать величайшую нашу литературу живой и современной для учеников. Стремление свести классику к минимуму и заменить ее понятной детям современной литературой сродни уничтожению корней у могучего дерева. Будет оно зеленеть, цвести, давать плоды, лишившись корней? Оно обречено, — констатирует собеседница РП. — Рассуждения о том, что дети не понимают языка классики, для меня неприемлемы. Неужели у нас учителя разучились вызывать интерес ребенка к литературе? Тогда что можно сказать об их профпригодности?».
Однако члены рабочей группы по разработке концепции преподавания русского языка и литературы считают, что детям классика сложна и неинтересна, а современные программы по литературе в школе серьезно перегружены.
Так, директор Института русского языка имени В.В. Виноградова Александр Молдован (к слову, этнический западный украинец) в своем выступлении отметил, что в современной российской школе образование оторвано от жизни. По его мнению, «уроки русского языка чрезмерно "литературоцентричны", чего нет в других странах мира», детей не учат писать письма, заявления, резюме, что понадобится им в дальнейшей жизни. Учебник же должен стать навигатором для современного учащегося, которому важнее привить навыки пользования различного рода справочной литературой.
«Литература относится к разряду дисциплин, в которых содержание ежегодно "прирастает", количество же часов остается неизменным. За последние 25 лет в литературе появился целый ряд имен, которые тоже могут и должны быть рассмотрены в школе, — говорится в первом варианте концепции. — Программы по литературе требуют пересмотра и серьезной разгрузки. Количество произведений должно быть приведено в соответствие с часами на их изучение и чтение». Фактически речь идет о том, чтобы сократить количество часов русской классической литературы и увеличить число уроков современной.
Владимир Путин с воспитанниками образовательного центра для одаренных детей «Сириус» в День знаний. Фото: Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС
По мнению Крупиной, существующий государственный стандарт, давая учителю 30% времени на свободу действий, позволяет ему принести на урок и современные произведения. «Хочешь дать что-то любимое и современное — пожалуйста. Если бы в эти 30% включили ещё имена Федора Абрамова, Владимира Солоухина, Василия Белова. Горько признавать, что современные школьники почти не знают произведений о Великой Отечественной войне таких писателей, как Виктор Астафьев, Владимир Богомолов, Евгений Носов, — говорит Крупина. — Только 70-летие Победы вернуло в школы эти имена. Важно, чтобы не только на время празднования. Это те писатели, которые облагораживают растущего человека, помогают взрослеть, понимать нашу историю, цену Победы».
Два подхода к образованию
Главный редактор журнала «Литература в школе» считает, что сокращение часов на изучение русской классики, стремление соединить русский язык и литературу в один предмет — осуществляемые на протяжении последнего времени — это политика разрушения российской образовательной системы, и в частности литературного образования. Этой политике пытаются противостоять учителя школ, преподаватели вузов, родители, те, кому не безразлична судьба России и российских детей.
В 2013 году по инициативе президента была создана Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка», в которую входят представители 86 регионов. Ассоциация делает очень много полезного для того, чтобы чтение, как прежде, стало интересным, привлекательным для детей, вернулось в число любимых занятий подростков и юношества. «Я только что побывала в Ульяновске, встречалась с учителями, мы с ними выпустили региональный номер, где они рассказывают о своих уроках, очень глубоких, увлекательных, ярких. В Кирове и Кировской области в Год литературы в РФ во многих школах прошли публичные уроки, на которые могли прийти и в которых могли участвовать все желающие: родители, журналисты, учителя свои и других школ». Радио, газеты анонсировали этот замечательный проект, привлекли к нему внимание. Работа учителей настолько блистательна, так многообразна, что мы уже несколько номеров журнала «Литература в школе» посвятили регионам», — рассказывает Крупина.
По мнению Надежды Крупиной, «Ассоциация учителей русского языка и литературы» сделала очень добротную Концепцию школьного филологического образования «Русский язык и литература». Она была одобрена на комиссии по развитию науки и образования Общественной палате РФ, в ее основу положена именно классика, но предусмотрено время на знакомство с тем важным и интересным, что появляется в современном литературном процессе.
«Оказывается, что создается другая концепция и другое сообщество учителей литературы и русского языка, о чем рассказывает в социальных сетях Сергей Волков — главный редактор журнала «Литература», преподаватель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобразования. Существующая почти три года Ассоциация учителей литературы и русского языка отстаивает духовно-нравственные ценности, традиционное для России соединение образования и воспитания, необходимость формирования идеалов, вкуса на лучших образцах родной и зарубежной литературы, развития устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, привития интереса к чтению, любви к родному, такому богатому и выразительному языку», – делится почетный работник среднего образования.
Удивительно, что уже существующая концепция преподавания русского языка и литературы вызывает такое раздражение и полное отрицание. «Для какой цели надо расколоть словесников, создать «инновационное» объединение преподавателей? Направили бы свои силы на освобождение учителя от гнета чиновников, заставляющих учителя составлять свои программы по всем параллелям вместо создания государственной (а если у него, например, четыре параллели, два предмета, надо сочинить 8! программ), писать многостраничные отчеты, вести два журнала (бумажный и электронный), рассылать по электронной почте задания на дом и т. д. И тратить на это время, которое можно было бы отдать подготовке к уроку, чтению новой книги, статьи по литературоведению, посещению театра, выставки, библиотеки, общению с детьми.
Но Министерству образования и науки это, похоже, не интересно. Получать дополнительное финансирование под новую концепцию гораздо занимательнее. А чего стоит последняя инициатива министра образования Дмитрия Ливанова по поводу обязательного изучения второго языка в школах? Подавляющее большинство средних учебных заведений не в состоянии обучить и одному иностранному языку, а тут надо будет «выучить» сразу два.
По словам педагога, второй иностранный — это повод для очередной оптимизации. Если нет второго языка, то школу можно закрыть. Пусть дети ходят или ездят в другое учебное заведение, где этот язык есть. Все это уже проходили, когда шло объединение школ и детских садов. В результате появились огромные «монстры», в которые входят, например, по пять школ и три сада. Насколько можно полноценно руководить таким учебным заведением — Минобрнауки не волнует.
Основа государства — культура
Именно за содержание федеральных государственных стандартов образования сейчас идет борьба. И делается вроде все для благой цели — воссоздания единого образовательного пространства. Президент говорит хорошие слова — например, 1 сентября в речи, адресованной воспитанникам школы «Сириус», Владимир Путин заявил, что основа государства — это культура. Но все, что реально происходит, делается с противоположным знаком.
«Пока в школе работают учителя, получившее образование в советское время. Это надежные и профессиональные педагоги. Когда это поколение уйдет, нас ждут очень большие проблемы с педагогическими кадрами. Еще недавно на филфаках пединститутов были огромные конкурсы, а теперь? Спросите у выпускников: многие ли из них хотят работать в школе? А каких готовят учителей? До минимума сократили часы на фольклор, древнерусскую литературу. Из педуниверситетов выходят недоучки», — рассказала Надежда Крупина.
Что касается будущего преподавания русского языка и литературы в школе, то Надежда Крупина считает, что увеличения количества часов на эти предметы не произойдет. «Очень надеюсь, что оставят хотя бы то, что есть. У нас такая богатая литература, что в писателей второго ряда мы записываем таких, которые для любой другой страны составили бы мировой уровень. — Я считаю, что школьное образование, забота об учителе должны быть сферой особой заботы государства. Ведь, по словам президента, основа государства — культура. А как иначе? Не экономика, не политика создают характер гражданина Отечества, а нравственность. А она прежде всего от освоения богатейшего наследия отечественной литературы».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости