Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Справочники вместо «Войны и мира»

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Авторы новой концепции преподавания русского языка и литературы считают, что школьникам нужна не классика, а навыки написания резюме
Елена Сердечнова
9 сентября, 2015 14:00
13 мин
24 августа в здании президиума Российской академии наук состоялось заседание рабочей группы по разработке концепции преподавания русского языка и литературы. Решение о создании такого документа было принято в июне, для этого были созданы три подгруппы. Подгруппу по литературе возглавил директор Государственного литературного музея города Москвы Дмитрий Бак, по русскому языку — директор Института русского языка имени В.В. Виноградова Александр Молдован, и подгруппу по русскому языку как неродному и иностранному — ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.
На заседании рабочей группы, которое вел председатель Государственной думы Сергей Нарышкин, был представлен первый вариант концепции, необходимость в которой возникла в связи с законопроектом Никонова—Яровой. Он предусматривает создание единого базового содержания учебных программ и основных линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России.
В ходе заседания первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк сообщила, что в учебники русского языка и литературы и федеральные образовательные стандарты могут быть внесены изменения, предусмотренные новой концепцией преподавания русского языка и литературы, разрабатываемой рабочей группой.
Эксперты обратили внимание на увеличивающийся языковой разрыв современных детей и подростков с языком классики. «Фактически многие дети и подростки, читая классику, попадают в ситуацию "русского языка как иностранного": им неизвестны многие слова, еще понятные родителям и учителям, ими не опознаются грамматические формы и категории, кажущиеся педагогам само собой разумеющимися. Все это замедляет и затрудняет чтение и понимание, — говорится в первом варианте концепции. — При отборе содержания образования необходимо иметь это в виду и закладывать на преодоление языкового барьера дополнительное время — за счет в том числе и разгрузки содержания». То, что грамматика русского языка со времен Чехова не изменилась, авторов концепции не смущает. Как и то, что словарем устаревших терминов умели пользоваться даже в советских школах.
Русский как иностранный
Главный редактор журнала «Литература в школе», кандидат педагогических наук, почетный работник среднего образования РФ Надежда Крупина считает: утверждение, что язык русской классики для современных детей то же, что иностранный, страшное по своей сути. «Если это убеждение ученых и педагогов, то это катастрофа для нас, — говорит она. — Конечно, в языке что-то с течением временем меняется, но не настолько, чтобы родной язык дети воспринимали как иностранный. Учителя всегда кропотливо объясняли детям значение непонятных слов, учили работать со словарями, узнавать значение незнакомых слов, употреблять их в своей речи. Если мы признаем, что язык Пушкина и Жуковского, Достоевского и Толстого — иностранный для школьников, значит, мы одичали».
Надежда Крупина считает, что дети в российской школе должны знать классику. Ее надо преподавать школьникам, показывать, как много она нам открывает в обществе, в человеке, во взаимоотношениях людей, что она и о нас. «Неужели в этом надо убеждать взрослых, тех, кто каждый день входит в класс, кто стоит во главе российского образования? Подавляющее большинство наших соотечественников именно на уроках литературы получили и пока еще получают знания о русской жизни, о многообразии ей проявлений, о прошлом, настоящем и будущем, о добре и зле, о таких понятиях, как совесть, честь, дружба, любовь, вера, предательство, достоинство. Уроки литературы за школьные годы — это для большинства выпускников университет культуры. Приобретенные в нем знания, представления, чувства, пережитые во время чтения и обсуждения произведений, во многом определяют поступки, убеждения, судьбу человека», — говорит Крупина.
«Хочется, чтобы выпускник школы стал культурным, образованным человеком, хорошим родителем, благодарным сыном или дочерью, гражданином своей страны. Надо только сделать величайшую нашу литературу живой и современной для учеников. Стремление свести классику к минимуму и заменить ее понятной детям современной литературой сродни уничтожению корней у могучего дерева. Будет оно зеленеть, цвести, давать плоды, лишившись корней? Оно обречено, — констатирует собеседница РП. — Рассуждения о том, что дети не понимают языка классики, для меня неприемлемы. Неужели у нас учителя разучились вызывать интерес ребенка к литературе? Тогда что можно сказать об их профпригодности?».
Однако члены рабочей группы по разработке концепции преподавания русского языка и литературы считают, что детям классика сложна и неинтересна, а современные программы по литературе в школе серьезно перегружены.
Так, директор Института русского языка имени В.В. Виноградова Александр Молдован (к слову, этнический западный украинец) в своем выступлении отметил, что в современной российской школе образование оторвано от жизни. По его мнению, «уроки русского языка чрезмерно "литературоцентричны", чего нет в других странах мира», детей не учат писать письма, заявления, резюме, что понадобится им в дальнейшей жизни. Учебник же должен стать навигатором для современного учащегося, которому важнее привить навыки пользования различного рода справочной литературой.
«Литература относится к разряду дисциплин, в которых содержание ежегодно "прирастает", количество же часов остается неизменным. За последние 25 лет в литературе появился целый ряд имен, которые тоже могут и должны быть рассмотрены в школе, — говорится в первом варианте концепции. — Программы по литературе требуют пересмотра и серьезной разгрузки. Количество произведений должно быть приведено в соответствие с часами на их изучение и чтение». Фактически речь идет о том, чтобы сократить количество часов русской классической литературы и увеличить число уроков современной.
Владимир Путин с воспитанниками образовательного центра для одаренных детей «Сириус» в День знаний. Фото: Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС
По мнению Крупиной, существующий государственный стандарт, давая учителю 30% времени на свободу действий, позволяет ему принести на урок и современные произведения. «Хочешь дать что-то любимое и современное — пожалуйста. Если бы в эти 30% включили ещё имена Федора Абрамова, Владимира Солоухина, Василия Белова. Горько признавать, что современные школьники почти не знают произведений о Великой Отечественной войне таких писателей, как Виктор Астафьев, Владимир Богомолов, Евгений Носов, — говорит Крупина. — Только 70-летие Победы вернуло в школы эти имена. Важно, чтобы не только на время празднования. Это те писатели, которые облагораживают растущего человека, помогают взрослеть, понимать нашу историю, цену Победы».
Два подхода к образованию
Главный редактор журнала «Литература в школе» считает, что сокращение часов на изучение русской классики, стремление соединить русский язык и литературу в один предмет — осуществляемые на протяжении последнего времени — это политика разрушения российской образовательной системы, и в частности литературного образования. Этой политике пытаются противостоять учителя школ, преподаватели вузов, родители, те, кому не безразлична судьба России и российских детей.
В 2013 году по инициативе президента была создана Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка», в которую входят представители 86 регионов. Ассоциация делает очень много полезного для того, чтобы чтение, как прежде, стало интересным, привлекательным для детей, вернулось в число любимых занятий подростков и юношества. «Я только что побывала в Ульяновске, встречалась с учителями, мы с ними выпустили региональный номер, где они рассказывают о своих уроках, очень глубоких, увлекательных, ярких. В Кирове и Кировской области в Год литературы в РФ во многих школах прошли публичные уроки, на которые могли прийти и в которых могли участвовать все желающие: родители, журналисты, учителя свои и других школ». Радио, газеты анонсировали этот замечательный проект, привлекли к нему внимание. Работа учителей настолько блистательна, так многообразна, что мы уже несколько номеров журнала «Литература в школе» посвятили регионам», — рассказывает Крупина.
По мнению Надежды Крупиной, «Ассоциация учителей русского языка и литературы» сделала очень добротную Концепцию школьного филологического образования «Русский язык и литература». Она была одобрена на комиссии по развитию науки и образования Общественной палате РФ, в ее основу положена именно классика, но предусмотрено время на знакомство с тем важным и интересным, что появляется в современном литературном процессе.
«Оказывается, что создается другая концепция и другое сообщество учителей литературы и русского языка, о чем рассказывает в социальных сетях Сергей Волков — главный редактор журнала «Литература», преподаватель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобразования. Существующая почти три года Ассоциация учителей литературы и русского языка отстаивает духовно-нравственные ценности, традиционное для России соединение образования и воспитания, необходимость формирования идеалов, вкуса на лучших образцах родной и зарубежной литературы, развития устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, привития интереса к чтению, любви к родному, такому богатому и выразительному языку», – делится почетный работник среднего образования.
Удивительно, что уже существующая концепция преподавания русского языка и литературы вызывает такое раздражение и полное отрицание. «Для какой цели надо расколоть словесников, создать «инновационное» объединение преподавателей? Направили бы свои силы на освобождение учителя от гнета чиновников, заставляющих учителя составлять свои программы по всем параллелям вместо создания государственной (а если у него, например, четыре параллели, два предмета, надо сочинить 8! программ), писать многостраничные отчеты, вести два журнала (бумажный и электронный), рассылать по электронной почте задания на дом и т. д. И тратить на это время, которое можно было бы отдать подготовке к уроку, чтению новой книги, статьи по литературоведению, посещению театра, выставки, библиотеки, общению с детьми.
Но Министерству образования и науки это, похоже, не интересно. Получать дополнительное финансирование под новую концепцию гораздо занимательнее. А чего стоит последняя инициатива министра образования Дмитрия Ливанова по поводу обязательного изучения второго языка в школах? Подавляющее большинство средних учебных заведений не в состоянии обучить и одному иностранному языку, а тут надо будет «выучить» сразу два.
По словам педагога, второй иностранный — это повод для очередной оптимизации. Если нет второго языка, то школу можно закрыть. Пусть дети ходят или ездят в другое учебное заведение, где этот язык есть. Все это уже проходили, когда шло объединение школ и детских садов. В результате появились огромные «монстры», в которые входят, например, по пять школ и три сада. Насколько можно полноценно руководить таким учебным заведением — Минобрнауки не волнует.
Основа государства — культура
Именно за содержание федеральных государственных стандартов образования сейчас идет борьба. И делается вроде все для благой цели — воссоздания единого образовательного пространства. Президент говорит хорошие слова — например, 1 сентября в речи, адресованной воспитанникам школы «Сириус», Владимир Путин заявил, что основа государства — это культура. Но все, что реально происходит, делается с противоположным знаком.
«Пока в школе работают учителя, получившее образование в советское время. Это надежные и профессиональные педагоги. Когда это поколение уйдет, нас ждут очень большие проблемы с педагогическими кадрами. Еще недавно на филфаках пединститутов были огромные конкурсы, а теперь? Спросите у выпускников: многие ли из них хотят работать в школе? А каких готовят учителей? До минимума сократили часы на фольклор, древнерусскую литературу. Из педуниверситетов выходят недоучки», — рассказала Надежда Крупина.
Что касается будущего преподавания русского языка и литературы в школе, то Надежда Крупина считает, что увеличения количества часов на эти предметы не произойдет. «Очень надеюсь, что оставят хотя бы то, что есть. У нас такая богатая литература, что в писателей второго ряда мы записываем таких, которые для любой другой страны составили бы мировой уровень. — Я считаю, что школьное образование, забота об учителе должны быть сферой особой заботы государства. Ведь, по словам президента, основа государства — культура. А как иначе? Не экономика, не политика создают характер гражданина Отечества, а нравственность. А она прежде всего от освоения богатейшего наследия отечественной литературы».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ