Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Как советский авиапром благословил Ту-104 на смерть

В 1958 году новенькие самолёты падали неоднократно в результате необъяснимого «подхвата»
Андрей Карелин
15 августа, 2019 17:06
10 мин
Авиакатастрофы в наше время стали обыденностью. Количеством сообщений о нештатных ситуациях, которые потенциально могли привести к трагедии, и вовсе пестрит лента новостей. Как начиналась история отечественного «самолётопадения»?

Первая катастрофа реактивного лайнера произошла ровно 61 год назад, 15 августа 1958 года, когда самолёт Ту-104А выполнял рейс Хабаровск-Москва. Промежуточная посадка была запланирована ночью, в Иркутске, через 3200 км.   

Самолёт с заводским номером 7350303 был выпущен всего за год до катастрофы. В нём могло поместиться 70 пассажиров, но в тот роковой день на его борт взошли только 54 пассажира и 10 членов экипажа.
Погода на маршруте была «не ахти». Облачность до 10 баллов! Видимость от 4 до 10 км. А в дожде? Дели надвое. В пути экипаж ждали фронтальные грозы. В такой ситуации – перестраховаться бы и не вылетать, чтобы всё было как в ещё не написанной на тот момент песне Владимира Высоцкого: «Опять не выпускают самолёт…». 

Но в 21.45 15 августа 1958 года ТУ-104А рейса 04, успевший налетать всего ничего – 1041 лётный час! — в последний раз поднялся в воздух.

Уже спустя 5 минут с земли поступила команда занять эшелон 9000 метров. Кучевая облачность! Экипажу категорически не хватало высоты для того, чтобы её обойти.
Руководитель полётов по фамилии Аржёнков дал добро выполнить правый и левый виражи для того, чтобы преодолеть облачность и поднять борт над облаками. К выполнению команды, поступившей с земли, экипаж приступил незамедлительно. После чего произошла пересменка. За диспетчерским пультом оказался некто Матюшанский.  
К этому моменту экипаж успел занять высоту 8600, о чём было доложено на землю. Матюшанский оценил ситуацию, связался с ВВС и получил согласие на то, чтобы пассажирский Ту-104А занял эшелон 11 тысяч метров.
— 04-й, 11 тысяч разрешаю, после прохождения облачности, снижение до 9000 метров, — упредил КВС Барабанова диспетчер.
— 11 тысяч разрешили. После облачности – 9000 метров, 04-й, принял, — подтвердил полученную инструкцию командир корабля Павел Барабанов.
Однако и на 11 тысячах метрах были облака. Вместо того чтобы правильно оценить метеорологическую обстановку, сопоставить её с полётным весом вылетевшего в последний путь «04-го», Матюшанский азартно связался с ВВС повторно.

Военные лётчики не имели ничего против того, чтобы лайнер поднялся и до 12 тысяч. Получив добро на 12 тысяч метров, экипаж поднялся до 11 600, а затем доложил о том, что через облака… лишь начинают просматриваться звёзды.

На 19-й минуте полёта, в 22.14? Барабанов сообщил на землю, что самолёт летит на 12 000 метрах.
— Впереди кучевая облачность, попытаемся обойти. Если не получится, прошу разрешения вернуться в Хабаровск, — сообщил лётчик.
После этого в эфире на 4 минуты наступила пауза. В 22.18, вспомнив про 04-го, Матюшевский попытался связаться с экипажем. 
— 04-й, доложите ситуацию.
— Минутку-минутку, — услышал он в ответ встревоженный голос командира корабля.
Матюшевский выждал минуту.
— 04-й … - попытался было опять установить связь с проблемным бортом руководитель полётов.
— Минутку! — донеслось в ответ ещё более напряжённым голосом.
И больше рейс 04 на запросы с земли не отвечал. Через «минутку», в 22.20, находясь в 215 километрах от аэропорта вылета, самолёт врезался под углом 60 градусов в густой лес и взорвался, не оставив ни единого шанса на спасение экипажу и пилотам.
Что же произошло?
Это была первая катастрофа реактивного самолёта в истории СССР. О ней, конечно же, ничего не сообщалось в средствах массовой информации. Во-первых, зачем? Никого не вернёшь. Во-вторых, советская гражданская авиация — самая надёжая в мире. Она просто не могла понести репутационный урон. Это сегодня каждый журналист считает своим профессиональным долгом «посмаковать» подробности катастрофы и поделиться своим «профессиональным» мнением.  
В-третьих, врать нехорошо. И виновата в падении ТУ-104А была вовсе не плохая погода.
Поблизости кружили бомбардировщики ТУ-16, пилоты которых рассказали следователям, что на 12 км высоты была болтанка.

В районе падения самолёта погодные условия были ещё хуже, чем те, которые были заявлены в предполётном прогнозе. 

Но это ещё не «повод» для авиакатастрофы. Оказалось, что полётный вес самолёта был 66 тонн. Занимать высоту 12000 метров Ту-104А мог в сложившихся предлагаемых обстоятельствах, лишь развив максимальную мощность двигателей.
Увы, этого сделано не было. Лётчики летели на «номинале».

«Пробив» потолок «номинала» на высоте 11 км и поднявшись до 12-ти, экипаж максимально приблизил самолёт к аварии. Но это был ещё не конец.  

Да, теперь вывести их на критический угол атаки, что влекло за собой утрату поступательной скорости, а затем и сваливание в «штопор», мог даже не очень значительный воздушный поток.

Но главное: комиссия, работавшая на месте катастрофы, обнаружила, что шасси были выпущены. Это могло говорить о том, что шасси выбросило, когда самолёт подхватили восходящие воздушные потоки. Произошёл так называемый «подхват» самолёта.

И этот подхват, неожиданные подбрасывания ТУ-104А, был известен специалистам. И тем, которые выпускали самолёт. И тем, которые анализировали его полётные особенности в процессе эксплуатации.
В результате «подхвата» поступательная скорость стала ещё меньше, а двигатели просто заглохли. Это была «точка нормализации», после которой перевести самолёт в режим успешного полёта было практически невозможно.
Что же пытался сделать экипаж?
Слова «Минутку, минутку!» произнесённые Барабановым с ярко выраженной нервной эмоциональной окраской, скорей всего, говорят о том, что «авиагоризонты» отказали в результате резкой потери скорости. И во тьме (22.18 в августе — это ночь) экипаж до конца боролся за выживаемость, пытаясь понять элементарно своё положение в пространстве, относительно земли, стабилизировать положение в воздухе «подброшенного» самолёта.  Они были дезориентированы происходящим на 100%.
Кто виноват?
Диспетчеры Арженков и Матюшанский, которые, руководствовались отнюдь не инструкциями, предписывавшими им вернуть самолёт в аэропорт вылета, а «русским авось»? Да. Руководство полётами (и один, и второй диспетчер) позволили командиру Барабанову поступательно проторять себя путь навстречу неизвестности, обернувшейся трагедией. Ещё и «помогли», заручившись одобрением военных.
Обнаружилась «деталь», которая ярко говорила об уровне дисциплины.

Самолёт должен был вылететь ещё в 18.10. А вылетел в 21.45. Спустя целых 3 часа 35 минут, пока пассажирам говорили: «Нелётная погода!». На самом деле экипаж отдыхал в Хабаровском профилактории, хотя анализ полётных интервалов свидетельствовал о том, что лётчики не были перегружены и спокойно могли вылетать в 18.10. 

Просто была «негласная договорённость» с Матюшевским о том, что рейс 04 вылетит ближе к 22.00. А как же пассажиры? Их планы? Подождут!
Надо ли говорить, что к этому времени стемнело, да и погодные условия стали хуже в разы?

Установили даже тот факт, что инструкции о предельной высоте для Ту-104А относительно полётного веса самолёта попросту отсутствовали, как не было и детального инструктажа для лётчиков на случай непроизвольного сваливания.  

Но главное ли это? Нет. Пройдёт всего два месяца, и 17 октября 1958 года точно такой же новенький Ту-104А, следовавший по маршруту Пекин-Омск-Москва с 71-м пассажиром (делегацией комсомольских активистов из КНР и Северной Кореи) и 9-ю членами экипажа на борту, на высоте 10 км окажется в турбулентном потоке.
И вдруг! Находясь в положении кабрирования, самолёт потеряет скорость, «встанет на дыбы».
Произойдёт, опять-таки, тот самый «подхват». Резко – нос вверх! Неконтролируемый набор высоты. Насколько большой?
Ту-104А наберёт ещё почти 3 км высоты, влекомый потоками и на высоте 13 000 метров войдёт в штопор. Он рухнет в 27 км западнее города Канаш Чувашской АССР.
КВС, 35-летний лётчик-фронтовик Гарольд Кузнецов, человек, не раз смотревший смерти в лицо, будет более хладнокровен, чем Барабанов. Обращаясь к диспетчеру РДС Казань с позывным «Вероника», он успеет передать бесценные сведения о специфике поведения самолёта в сложившейся аварийной ситуации. Хотя будет понимать, что самолёт обречён. И спастись нет шансов. 
Командир корабля Гарольд Кузнецов так и не узнает, что виновным в аварии и не справившимся с управлением самолётом признают именно его, человека, совершившего 231 вылет за линию фронта, кавалера Ордена Красной Звезды.  Ну, а кого, спрашивается? Министерство авиационной промышленности?
Но — от греха! — тихонечко уберут ТУ-104А на доработку. И, базируясь на предсмертном сообщении Кузнецова, подвергнут весьма значительным корректировкам саму конструкцию самолёта и предельно допустимые эшелоны полётов.

Для того чтобы технические неполадки были устранены и появились соответствующие инструкции для пилотов, потребовалось угробить не одну сотню пассажиров.

Но помимо китайской и северокорейской делегации на борту были граждане Великобритании, Польши, Лаоса, Камбоджи, Венгрии, Румынии, Судана, Марокко, Франции, ГДР, Чехословакии. И «безупречный» советский самолёт, всё же, решили «доработать».
А то… неудобно как-то перед иностранцами.
Такая история.  
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ