Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

«Все против нас и против социологии»

Граффити с изображением Пьера Бурдье в Париже. Фото: Erick Erock / Flickr

Французские социологи поискали ответ на вопрос, как перестать ютиться в академическом гетто и начать служить обществу

21 октября, 2013 15:46
9 мин
Социолог Луи Пэнто 19 октября прочитал в книжном магазине «Фаланстер» лекцию «В чем смысл социологической критики?» В дискуссии после лекции принял участие социолог Жерар Може (Центр европейской социологии CNRS Франции). Как переводчик выступил их российский коллега Александр Бикбов.
 
«В обыденном понимании социология — это в первую очередь опросы общественного мнения. Научный и обыденный взгляды — два полюса, между которыми социологическая практика находится в непрерывном движении. Каков действительный вклад социологии в критику ложных очевидностей, крайностей научного схематизма, издержек социального порядка? Отправляясь от концепции Пьера Бурдье, Луи Пэнто продемонстрирует, в чем и как именно социология — критическая наука», — сказано в анонсе лекции.
Понимание социологии как критической науки не является само собой разумеющимся. Существуют и другие подходы, например инженерный (описывающий общество как функционирующую систему и разбирающийся с тем, как эта система работает) или литературный (описывающий область эстетики — то, что красиво, чувственно осязаемо и доставляет эстетическое удовольствие).
Бурдье сделал главной задачей социолога критику. Критический подход предполагает разрыв между реальным и видимым, то есть представлениями о социальном мире ученого и представлениями, которыми спонтанным образом оснащены практические деятели социального мира (обыватели). Он был общепринят во Франции до 1980-х годов. Впоследствии тезис о главенстве критики был пересмотрен — не только по познавательным, но и по политическим причинам. Поворот от критической социологии к социологии критики осуществил ученик Бурдье Люк Болтански, назвавший свой подход прагматической социологией.
— Социолог не должен быть ведом тотальным подозрением, — объяснил лектор.
Болтански сформулировал ряд упреков в отношении критической социологии. Он обвинил ее в теоретическом высокомерии, в рамках которого индивиды воспринимаются как идиоты, а целью становится описание условий, детерминирующих их жизни, притом что сами индивиды не отдают себе в них отчета. Социологи не должны прояснять или объяснять поведение индивидов, полагал Болтански, но лишь описывать их действия. Так, необходимо довольствоваться индивидуальными высказываниями респондентов, но ни в коем случае не судить, что за ними стоит. В этом плане он стал последователем метода американского социолога Гарольда Гарфинкеля, который можно охарактеризовать как сугубо описательный.
Луи Пэнто. Фото: cse.ehess.fr
— Я, в свою очередь, постараюсь показать, что понятие критики до сих пор является крайне богатым, — возразил Пэнто.
Один из актуальных аспектов критики, восходящий к Марксу и Канту, предполагает, что субъект должен относиться критически к инструментам своего познания. Можно ли относиться к таким словам, как «культура», «экономика», «превосходство», «challenge», как к чему-то само собой разумеющемуся и наделенному вневременным значением  или стоит разобраться в социальном генезисе этих понятий? Подход Бурдье в сфере генезиса понятий и их критики заключался в демонстрации разрыва между отношением к ним ученых и отношением, формирующимся и воспроизводящимся у агентов социальной реальности. Бурдье называл это «критикой ученого разума», в рамках которой анализировались не просто понятия, но и агенты, являющиеся их носителями, и структуры, делающие возможным их употребление.
Другое предназначение критики — анализ того, что скрыто от сознания индивидов. В качестве примера Пэнто взял уровень образованного населения во Франции. Вопрос о проценте дипломированных специалистов и успеваемости в школе кажется довольно простым, но в нем имеется скрытый (или вытесненный) контекст, о котором общество, возможно, не хочет знать: неравенство в школе сильно различается в зависимости от социального происхождения, роль которого часто недооценивается в том, преуспевает ли ребенок в учебе или нет. («Русская планета» публиковала обзор доклада профессора парижской Высшей нормальной школы Кристиана Бодело, посвященный социальной дифференциации во Франции).
— Социальный мир не навязывает нам принуждение в какой-то определенной и единственной форме. Формы принуждения разнообразны, скрыты и нуждаются в обнаружении в самых разных ситуациях, — говорит Пэнто.
Принуждение может иметь вид не только физического насилия, но и побуждения к той или иной форме действия в зависимости от социального происхождения тех, с кем вы взаимодействуете.
Например, существует конкретный габитус, связанный с представителями социального низа, с кем вы будете взаимодействовать совершено не так, как обычно взаимодействуете с культурагентами более высокого социального положения.
Принуждение может иметь вид скрытого морального давления, спонтанно принимающегося самим агентом. Например, в виде максимы «начальник умнее меня и лучше знает, как поступить, — я буду поступать, следуя его указаниям».
Другой пример скрытого: в дебатах, должна ли школа в первую очередь отвечать запросам экономики и потребностям рынка или должна транслировать знание и воспитывать детей независимо от этих факторов, скрыта оппозиция, основанная на степени близости высказывающихся по этому вопросу либо к полю политической власти, либо к полю интеллектуального производства. Принцип, управляющий высказыванием одной из точек зрения, может быть крайне неочевиден.
— В каких-то случаях он для нас прозрачен. Но порой требуется серьезная работа, чтобы вскрыть эти соответствия и разобраться в том, какие в действительности факторы управляют производством суждений по текущим социальным вопросам, — заметил докладчик.
Критическая социология учит, что слова лишены собственного значения. Они приобретают значение исключительно в рамках способа их использования носителями различных социальных позиций. И социология не только описывает, но при необходимости и объясняет эти связи, «идет за границы видимого». Тот простой факт, что социология описывает и объясняет, каков социальный мир на самом деле, и образует ее критический характер.
Люк Болтански. Фото: metropolism.com (http://metropolism.com/)
Люк Болтански. Фото: metropolism.com
Третий аспект критики — политический. Социология вносит вклад в понимание того, как устроен определенный политический и социальный порядок, и предлагает увидеть его некоторые менее очевидные измерения. Так, посредством исследования стратегий господствующих социальных групп она показывает, каким образом эти группы участвуют в воспроизводстве политического порядка. Описание стратегий семейного и культурного воспроизводства господствующих субъектов оказывается уже политической работой, поскольку критически объясняет, что социальное доминирование — не естественное состояние группы, а результат отчасти неосознанной социальной работы. И эта работа складывается из необъятного разнообразия практик, которые доминирующие навязывают в отношении других социальных групп или собственных детей, например, объясняя им: «это не для тебя», «в эту область уважающий себя человек не пойдет».
Другой пример политического эффекта социологической критики — анализ того, каким образом в обществе определяется актуальная повестка дня.
Социология изучает, как именно журналист иерархизирует события и факты, говоря преимущественно об одних темах и напрочь забывая о других.
— Если на практике журналисты постоянно говорят о социальных проблемах, то в рамках самопрезентации они в гораздо большей степени склонны проблематизировать журналистскую деонтологию, описывать приемы мастерства и так далее, — объясняет лектор.
Препарировать ход мышления журналистов чрезвычайно важно, так как благодаря методической описательной и объяснительной работе социолог вскрывает, как именно функционируют области, задающие в обществе тематические и символические приоритеты.
Понятие доминирования — один из ключевых инструментов критики, позволяющий понять, каким образом социальные группы, находящиеся в отношениях между собой, стремятся воспроизвести себя через инструменты власти, находящиеся у них в их распоряжении. Пэнто воспользовался этим инструментом для исследования интеллектуального мира Франции, продолжив работу Бурдье в этой области. При этом сами интеллектуалы крайне не любят быть объектом исследования. Если описать интеллектуальный мир в терминах его собственной механики, во Франции социолог рискует прослыть скандалистом.
Текущее состояние интеллектуального поля Франции характеризует деполитизация или «диссидентский постмодернизм», которым увлекается часть интеллектуалов.
— Здесь уместно вспомнить старого Маркса, насмехавшегося над младогегельянцами, говоря, что те занимаются революцией понятий, — сравнил Пэнто.
Мнимый радикализм современных европейских мыслителей — Жака Рансьера, Алена Бадью, Антонио Негри и Бруно Латура — представляет собою такую же пустопорожнюю «революцию понятий», лишенную политического контекста. Пэнто объясняет поголовную деполитизацию интеллектуалов четырьмя факторами:
1. Слабая интеллектуальная цензура в медиа. Академическая среда подверглась массированному внедрению медийных интеллектуалов — как говорит Пэнто, «абсолютно незначительных фигур, которые представляются великими мыслителями».
2. Все, что ранее составляло автономии интеллектуалов, сегодня вынуждено конкурировать с рядом дилетантских инстанций: экспертными think-tanks, медийными мыслителями, квазиинтеллектуальными изданиями.
3. Ослабление политической цензуры и самоцензуры. После Второй мировой войны интеллектуалы в большинстве своем рассматривали собственные политические установки, например свой прогрессизм, как то, что может служить делу прогрессистских партий и тем самым выводить интеллектуалов из их узкоинтеллектуального гетто. Но теперь эпоха, когда интеллектуалы рассматривали себя в качестве попутчиков прогрессистских партий, завершена.
4. Обращение значительной части левых интеллектуалов в реалистов: их безоговорочное принятие неолиберального взгляда и согласие с тем, что человечество находится в конце истории и остается лишь принять реальность такой, какова она есть.
Пэнто заключил выступление надеждой, что социология должна работать не просто научным, то есть наиболее критическим, способом, но посредством описания и объяснения социального мира производить эмансипационный эффект, предлагая наиболее угнетаемым группам инструменты их освобождения.
Последовала дискуссия. На вопрос, как он относится к отказу от критики Люка Болтански, Пэнто отрезал: довольно скверно, ведь тот предлагает брать высказывания агентов социального мира такими, какие они есть, не анализируя стоящие за ними скрытые силы.
Фактически Болтански исключает вопрос о символическом доминировании одних групп над другими и всей механики работы инструментов господства.
Напротив, помимо того что социология должна быть критической практикой, социолог должен постоянно спрашивать себя, каких политических и социальных стратегий ему стоит придерживаться, чтобы его критика была максимально действенной. Нельзя забывать, что вопрос выбора темы исследования (стоит ли исследовать журналистику, преступность, гомосексуализм и так далее) не только интеллектуальный, но и политический.
— Это важнейший вопрос социологии: что может стать тем рычагом, который позволит произвести наибольшие изменения в социальном мире? — говорит социолог.
При этом важно понимать, что высококачественная социология соотносима с философией — более того, она наследует долгую философскую традицию. Ей близки критические позиции таких философов, как Кант и Витгенштейн, спрашивающих, какой властью гарантирована та или иная истина, каким авторитетом обеспечивается то или иное высказывание. В этом плане социология не конкурирует с философией — они работают в разных областях, занимаясь одним и тем же.
В разговор вмешался усатый француз, спрятавшийся среди зрителей, — Жерар Може, коллега докладчика. Он заметил, что при всех плюсах социологии обществу все равно на нее наплевать.
Жерар Може. Фото: gangs-story.com (http://www.gangs-story.com/)
Жерар Може. Фото: gangs-story.com
— Как социологу заставить себя услышать? Очень серьезный вопрос.
Одно дело, если социологи издают научный журнал тиражом 200 экземпляров при своем институте, но часто для изложения некоторых проблем необходимо получить доступ к господствующим СМИ.
— Но как? Ведь СМИ никак в нас не нуждаются и нередко ненавидят, — пожаловался социолог.
Серьезные французские СМИ — Le Monde и Liberation — терпеть не могут социологов и социологию. Как следствие, места, в которых можно говорить с широкой публикой, крайне редки. Но социолог обязан проникать в сферу журналистики и публицистики, иначе его труд будет просто обессмысливаться. Необходимо постоянно пытаться «перестать быть социологом для социологов и стать социологом для всех». В этом плане неплох интернет, но социологи, сетует Може, крайне редко умеют им пользоваться. Так что, вполне возможно, один из способов стать услышанными в обществе — создать альтернативное популярное социологическое СМИ для распространения анализа и критики в доступном формате.
Идея изобрести новый носитель для социологии и расширить аудиторию хороша, согласился Пэнто, однако следует учитывать и баланс сил в политике. Власть имущие никогда не обращаются за помощью к социологам.
— Все против нас и против социологии, унаследованной от Бурдье, — сокрушается ученый.
Пэнто вспомнил, как проводилась реформа образования. При Саркози министры принимали решения в узких кабинетных кругах, обращаясь к экспертам из think-tanks и полностью игнорируя социологов. На выходца из социалистической партии Олланда возлагали большие надежды. Ожидалось, что его собеседникам станут профессионалы, посвятившие долгие годы систематическому изучению проблем в сфере французского образования.
— И что же в действительности происходит? Да ровным счетом ничего.
Советниками власти остались те же самые эксперты, чьи речи наполнены «эффективностью», «бенчмаркингом» и прочим «дискурсивным шумом».
— Конечно, если президент Олланд позвонит мне и предложит выступить с анализом текущей образовательной ситуации, я соглашусь. Но я точно знаю, что мой телефон не зазвонит, — горестно завершил лектор.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ