Социальное равенство: утопия или борьба?
Французские ученики у ворот закрытой школы. Фото: Jacques Brinon / AP

Французские ученики у ворот закрытой школы. Фото: Jacques Brinon / AP

Социологи: французы протестуют против наследственного богатства, а россияне хотят индивидуального раскрепощения

В воскресенье, 29 сентября Французский университетский колледж при МГУ провел в книжном магазине «Фаланстер» публичную дискуссию на тему «Социальное равенство: утопия или борьба?». «Русская планета» послушала выступавших и законспектировала неутешительные выводы.

С докладами выступили два социолога: заслуженный профессор парижской Высшей нормальной школы Кристиан Бодело и заместитель директора Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ Александр Бикбов.

Кристиан Бодело: «Можно ли победить социальное неравенство?»

С 1789 года, когда Франция стала республикой, равенство из знаменитого девиза «Свобода, равенство, братство!» остается республиканским идеалом, основополагающим понятием, упоминающимся во всех избирательных кампаниях. При этом ситуация с неравенством во Франции довольно специфична. Если сравнивать оценивающий неравенство доходов коэффициент Джини, то во Франции он составляет 30 % — ниже, чем во многих странах: около 40 % в России, США и Великобритании, более 50 % в странах Латинской Америки.

Но в некоторых областях Франция показывает заметное неравенство. Одним из институтов, где сегодня ярко выражено социальное неравенство, оказалась школа. Данные международных опросов показали, что Франция является одной из немногих стран, где социальное происхождение родителей влияет на результаты учеников и на их последующую профессиональную ориентацию. У детей успешных родителей гораздо больше шансов преуспеть и поступить в университет, чем у детей рабочих.

Неравенство также крайне велико в институте частной собственности на уровне наследуемого имущества, которое передается из поколения и в поколение.

Хотя услуги французского государственного здравоохранения бесплатные, у обеспеченных людей больше возможностей лечиться, чем у бедняков.

Несмотря на относительно низкий коэффициент Джини и не очень большой разрыв в зарплатах вообще, разница в зарплатах самой высокооплачиваемой части и остального населения огромна.

Профессор университета во Франции входит в число высокооплачиваемых профессий, однако банкиры, футболисты и художники зарабатывают в 10—20 раз больше него.

Начиная с кризиса 1995 года, во Франции остается очень высокий уровень безработицы — 10 %. Вероятность получить или не получить работу существенно различается для разных социальных групп.

Единственная сфера социальной жизни, где неравенство сильно сократилось за последние 60 лет, — это гендер, сфера взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Последних угнетали тысячелетиями, но постепенно они продвинулись на своем пути к равенству, и теперь активны наравне с мужчинами и в образовательных учреждениях, и на рынке труда.

Кристиан Бодело. Фото: forumeuropeendebioethique.eu (http://www.forumeuropeendebioethique.eu/)

Кристиан Бодело. Фото: forumeuropeendebioethique.eu

При этом за неравенством, которое описывает статистика и которому приписывают коэффициенты, всегда стоит социальный конфликт между определенными группами и интересами. Так, уровень неравенства в школе не снижается, потому что те группы, которые в состоянии принять меры для снижения неравенства, просто не принимают их. Причем речь идет не только о министерстве образования и образовательных структурах, а вообще обо всех, у кого есть возможности для сокращения неравенства. Например, обеспеченные семьи, чьи дети учатся успешно, скорее будут всеми силами сохранять свои привилегии, чем добиваться социального равенства.

Чтобы сократить имущественное неравенство, разрыв между привилегированными и непривилегированным, необходимо прибегнуть к любимому оружию левых — обложить богатых налогами. Во время последней президентской кампании социалист Франсуа Олланд много говорил о соответствующей налоговой реформе. Но на деле все оказалось гораздо сложнее, чем на словах: от налогов могут спасти офшорные зоны; определенные лобби были просто не заинтересованы в налоговых реформах, богачи стали угрожать, что уедут из Франции и так далее. Налоговые меры очень сложны в реализации.

«Вы же знаете, есть пример знаменитого актера, очень богатого, который, чтобы не платить налоги, получил российское гражданство», — намекнул социолог на Жерара Депардье.

Бодело выделяет два вида неравенства. Первый — «изначальное неравенство», «мертвый капитал», когда родители передают накопленное богатство детям. Второй вид возникает в результате человеческого труда: кто-то может разбогатеть, так как он гениальный предприниматель или изобретатель; с 1789 года подобное неравенство не вызывает в обществе отторжения.

«Революционеры считали, что все равны, кроме талантов», — сказал Бодело.

Человек имеет право на обогащение посредством своего таланта. Однако «неравенство от рождения» критикуется во французском обществе, поскольку создает социальную конфронтацию. После Второй мировой доля передающегося по наследству капитала во Франции существенно сократилась. Благодаря, в частности, этому государство стало более демократическим. Но сегодня доля переходящих по наследству богатств все время увеличивается в ущерб богатству, которое производится трудом.

«Не знаю, как в России, но у нас это очень серьезная проблема», — отметил лектор.

Александр Бикбов. Фото: liva.com.ua (http://liva.com.ua/) Публичная дискуссия Кристиана Бодело и Александра Бикбова в магазине «Фаланстер». Фото: сообщество магазина «Фаланстер» Вконтакте

Александр Бикбов. Фото: liva.com.ua

Но самая важная проблема французского общества — колоссальная терпимость по отношению к неравенству, которая становится все более и более сильной. Слово «равенство» уже словно вызывает неприязнь у людей. Общество, когда-то скандировавшее «Свобода, равенство, братство!», привыкло жить в реальности, неотъемлемой чертой которой является социальное неравенство.

Александр Бикбов: «Есть ли место социальному равенству в российских утопиях перемен?»

Второй доклад начался с вопроса о том, какие социальные силы являются сегодня носителями эгалитаристских установок в России. Является ли родившийся в декабре 2011 года протест носителем новой модели отношений — утопической, технологической или технократической, — которая соотносит себя с проблемами социального и экономического неравенства и предлагает механизм их решения?

«Высокий индекс Джини не гарантирует высокой мобилизации, которая будет выступать носителем социальной повестки. Похоже, что российский случай как раз такой», — предположил Бикбов.

Лектор проиллюстрировал свой тезис исследованиями, которые НИИ митингов вели на улицах Москвы и других крупных городов во время крупных протестных акций. Вопросы, которые задавали интервьюеры НИИ митингов, номинально отсутствовали в повестке мобилизации — прежде всего, потому что публичные спикеры протеста сдерживали себя в высказываниях по социальной тематике, чтобы не оттолкнуть благополучную часть движения и не расколоть протест. Именно этот факт сделал невозможным непосредственное понимание того, является ли нынешний российский протест носителем некоторой потенциальной социальной повестки или даже утопии.

Одним из показателей того, насколько чувствителен участник протеста к социальным темам, служит словарь мобилизации — спонтанное употребление таких ключевых понятий, как «равенство» и «справедливость», в ответах на самые разные вопросы —

о целях протеста, об ожиданиях, намерениях что-то изменить и так далее. И в первые три месяца мобилизации (декабрь 2011 — январь-февраль 2012) было отчетливо видно, что справедливость подразумевается участниками как честное правосудие и справедливый суд, а равенство — как равенство перед законом.

В целом, говорит Бикбов, «фигуры критики патернализма», характерные для начала девяностых и обращенные на население, пользующееся господдержкой и являющееся бенефициантом государственного вмешательства в социальную жизнь, являются одним из сильных препятствий, делегитимирующих сегодня критику современного российского капитализма. Эта критика заключается в невозможности присоединиться к тем, кто ожидает от государства поддержки и направляет свои усилия на то, чтобы вынудить государство делать экономическое перераспределение более справедливым, и усиливается индивидуалистскими установками, склоняющими ощутимую часть участников протеста к тому, чтобы предпочитать индивидуальную благотворительность социальному государству.

Речь идет не только о прямом отказе части россиян государству в легитимности в качестве посредника, который мог бы перераспределять экономические богатства, заметил Бикбов. Речь о том, что многим вообще непонятны или неизвестны сами категории малоимущих или бедных:

— Нужно ли усиливать государственную поддержку малоимущих? — спрашивает интервьюер.

Отвечает молодая женщина с высшим техническим образованием, системный администратор:

— Что-то я малоимущих не наблюдаю, — смеется. — У меня в окружении никого нету, кому не хватало бы денег на жизнь. В моей среде нет никого, кто нуждался бы, в Москве. Таких людей сегодня просто нет.

Более того, отмечает лектор, многие участники митингов связывают надежды на переустройство современного российского общества не с поддержкой малоимущих или бедных, а, напротив, с «высвобождающей силой производства, предпринимательства и богатства».

— Усилить поддержку малоимущих? — отвечает другая собеседница. — Наверное, сохранить стоит. А так вообще имущих было бы неплохо освободить немножко.

Бикбов опустил несколько не менее показательных выдержек из интервью с участниками протестов. Краткое резюме заключается в том, что немалая часть протестующих рассчитывает исключительно на свои силы, не доверяя государству и, тем более, не намереваясь его исправлять. Борьба с социальными и экономическими неравенствами рассматривается как личное дело, не как участие граждан в качестве социальных объединений или коллективных общностей, взаимодействующих с государством, а граждан, которые из личных средств разумно выделяют деньги на благотворительность.

— Нельзя помогать просто, — рассказывает еще одна собеседница. — Давать деньги на нищих там, на церковь. Ты приди в какой-то конкретный храм и сделай там что-то своими руками или заплати за что-то. Точно так же помощь неимущим. Она должна быть конкретной семье, конкретному человеку.

Один из главенствующих принципов, характеризующих активную (хотя, возможно, и не самую многочисленную) часть тех, кто сегодня недоволен сложившимся политическим и общественным порядком, звучит как (цитата из интервью): «Считаю, что мужик от 18 до 40 должен работать». Вопрос: «А если работает и получает 7 тысяч рублей?» Ответ: «Вы знаете, все так индвидуально». Таким образом, протестующие настаивают на эффективности личных усилий и недопустимости обязательного государственного распределения.

Часть отвечавших на вопросы НИИ митингов неявным образом примыкают к тем, кто высказывается против государственного перераспределения и социального государства. Ответ на тот же вопрос «Нужно ли усиливать поддержку малоимущих?»: «Ну, не знаю. Неимущие — это кто? Пенсионеры? Нужно поднимать пенсию, соответственно». Вопрос: «А как можно улучшить российское образование и медицину?» — Ответ: «А что, у нас с образованием какие-то проблемы?»

Даже начинающие ученые в социальных науках могут демонстрировать сопротивление логике универсального перераспределения, которое можно наблюдать во Франции. Аспирант-социолог, 24 года, социал-демократ по убеждениям:

— Ну конечно, нужно усиливать поддержку малоимущих. Но всему должны быть разумные пределы. Потому что мы знаем, что есть примеры европейских стран, где большое количество людей принципиально не работает, а живет на пособии. Это ведь тоже неправильно. Но бросать этих людей на произвол судьбы тоже неправильно. Должен быть какой-то баланс.

Подобные представления и многочисленные свидетельства, собранные на улицах российских городов во время протестных митингов, обнаруживают отсутствие утопической или технократической схемы, которая адресовалась бы механизму социального перераспределения.

Социальное или экономическое неравенство как проблему воспринимают либо выходцы из регионов, либо носители ретроспективных представлений о Советском Союзе: «Тогда зарплаты регулировались, а теперь нет, и это ужасно».

«В целом, если говорить о массовых, смутных и недоопределенных интенциях, которые поначалу разделял протест, можно утверждать, что в его составе присутствует весьма значительный элемент, составляющий опору для крайне неолиберального и неоконсервативного продолжения тех реформ, которые осуществляются сегодня в России», — говорит Бикбов.

Неолиберальные интенции протеста получили свое отражение в избирательной программе Алексея Навального: «Москва — достаточно богатый город, чтобы обеспечить доступность качественных услуг здравоохранения и ЖКХ всем, вне зависимости от доходов и физических возможностей. За счет средств, сэкономленных благодаря повышению прозрачности и снижению уровня коррупции, мы сможем существенно расширить адресную социальную поддержку для всех нуждающихся в ней, включая пенсионеров и инвалидов, а также улучшить общедоступную городскую среду».

Далее социолог обратил внимание на то, какими средствами предлагается решение проблем неравенств: «за счет средств, сэкономленных благодаря повышению прозрачности и снижению уровня коррупции». Такой подход, помимо того, что может быть описан как крайне популистский, не ставит вопроса (как и в случае начала мобилизации), каким будет механизм справедливого перераспределения: кто и какими средствами будет перераспределять и кто будет бенефициарием перераспределения?

В данном случае перераспределение рассматривается просто как снижение бизнес-издержек уже существующей модели перераспределения. Таким образом, при гипотетической победе нынешних протестных настроений (в частности, победе Навального на выборах мэра Москвы), прослеживающихся и у публичных спикеров, и у участников митингов, российское общество ждала бы дальнейшая реализация неолиберальной или неоконсервативной линии, которую сегодня и без того реализует действующее правительство.

Ранее в интервью «Русской планете» социолог Александр Бикбов уже рассказывал о том, что главным лозунгом российского протеста было требование стабильности.

Читайте в рубрике «Общество» Сербия идет по украинскому путиПолитика балансирования между Россией и Западом печально закончилась для режима Януковича, и сербские власти сегодня повторяют эту ошибку Сербия идет по украинскому пути

Комментарии

30 сентября 2013, 22:26
Сложный вопрос, проблема социальной справедливости всегда будет остро стоять перед человечеством. Каждый хочет счастья для себя и своей семьи, но для всех почему то никогда не получается
01 октября 2013, 08:41
И это французы рассуждают о социальном неравенстве?
Это у них проблемы???
Посмотрите на российские реалии, ведь социальное неравенство не только в кармане, как примитивно рассуждают европейцы, а в головах. Сравните представление о "хорошей жизни" жителя села Дерезовка и жителя района Куркино г.Москвы. поверьте это будет два кардинально разных представления!

Тут с головами работать надо, а не деньги направо и налево раздавать!!
01 октября 2013, 11:39
А что вы думаете во франции нет таких же районов? У них там от эйфелевой отъехать 20 минут и ты уже в гетто безработицы,грабежей и наркотиков. Просто по телевизору этого про францию не показывают,а про Россию показываюи и мы привыкли что наша страна самая долбанутая.
01 октября 2013, 13:10
Насчет наличия гетто в центральных городах Франции (а так же Англии, Испании и некоторых других европейских стран) - здесь вы абсолютно правы, как и в том что все это умалчивается. Однако до наших реалий и "прекрас" в некоторых уголках России это все равно пока не дотягивает. Особенно касательно сельской местности, которая в Европе в отличии от нашего захолустья (а это более 90% территории РФ) наоборот является самодостаточной и процветает! ((
01 октября 2013, 13:22
Да у нас чаще всего либо спиваются либо в город уезжают и работают на еду.
01 октября 2013, 15:54
Все это есть, и составляют население таких трущоб почти исключительно мигранты из Африки и арабских стран. Но учтем, что у каждого гопника из такого "раёна" непременно при себе дорогущий смартфон, планшет, да и неплохие жилье/одежда как бы имеются. И макси-скутер/мотоцикл тыщ за 5-10 евриков - не пешком же вышагивать горячим алжирским мачо! Обычно минимум один автомобиль в семье. Они по нашим меркам вовсе не бедствуют (кроме совсем уж спившихся бомжей или скрывающихся цыган-нелегалов).
В южной Европе сейчас высокая молодежная безработица, но большинство таких людей живет на порядок лучше тех же жителей российской глубинки, получающих по 3-10 тыс. рублей в месяц (или вообще ровно 0 в случае отсутствия работы). А там у одних безработных пособие, у других родители не бедствуют и помогают...
01 октября 2013, 08:32
Ну если всем платить пособия из бюджета, то многие просто сядут и будут тупо сидеть на пособии. Нужно развивать здоровую экономику, предпринимательство, бартер, тогда каждый будет сам кузнец своего счастья. А на деле получается, что богатеют одни но за счет других. Причем этих других - большинство.
01 октября 2013, 10:50
о том и речь, стимулировать нацию надо, а не жалеть...
01 октября 2013, 09:18
У нас сама модель экономики призвана плодить неравенство. Монетарное общество порождает многие негативные явления, такие как страх перед завтрашним днём, страх войн и экономических дефолтов, страх за будущее детей, страх за статус, страх потерять вложенные в какие-то предприятия деньги, страх попасть в аварию или заболеть неизлечимой болезнью. И все это скрывается за бесконечной погоней за материальным достатком. А тут уж кто на что горазд.
01 октября 2013, 10:55
Эти страхи преследуют человека с начала цивилизации. А вот то что у нас социальная сфера превращается в сплошной поток вранья с экранов телевизоров вот это правда. и тем более когда любая услуга соц органов требует дачи взяток и вообще социалка самачя корупуционная сфера страны, голикова тамографами торговала и про зурабова вообще молчать нельзя и никто не сидит все помощники президента((((((((
01 октября 2013, 10:10
Все неравенства - это просто пыль в глаза. Все равны перед Богом и все рано или поздно предстанут перед Ним. И к савану карманов не пришьешь, как пришел ты в этот мир безо всего, так безо всего его и покинешь.
01 октября 2013, 12:53
С такими подходом к жизни лучше сразу в петлю, чего мучаться?
01 октября 2013, 13:16
Зато детки чиновников, бандитов и олигархов будут жить беззаботно, прожигая жизнь, понюхивая кокаин где-нибудь на Мальдивах, швыряясь деньгами направо и налево, не зная их истинную цену и прикалываться над жалкими людишками, копающимися в дерьме на бескрайних российских просторах, в надежде заработать себе и своим детям на кусок хлеба...!
08 октября 2013, 12:15
собчаки когда нибудь за все это отсидят, не переживайте
01 октября 2013, 11:14
У каждого свои меры,сколько он может работать,сколько ему хватает еды,сколько нужно часов спать и так далее и тому подобное от уровня шума рядом с домом до погоды. Если государство удет усреднять и искать универсальные нормы для всех людей это неизбежно приведет к тому,что какой то процент градан будет постоянно страдать. Думаю процент этот станет просто напросто еще больше.
01 октября 2013, 15:40
те у кого есть деньги, всегда будут пытаться заполучить эксклюзивность, натура к тщеславию склонных, не искоренить, да и такие всегда должны быть, без них прогресс невозможен
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»