Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Гремит лишь то, что пусто изнутри»

Сцена из спектакля «Лир». Фото: teart.by
Спектакль Константина Богомолова «Лир» вызвал скандал еще до показа
Григорий Шугаев
4 июня, 2016 13:00
10 мин
На сцене московского Электротеатра «Станиславский» 6 июня состоится показ восстановленного спектакля «Лир», поставленного скандально известным режиссером Константином Богомоловым еще в 2011 году на подмостках петербургского «Приюта комедианта».
Спектакль — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (2013 год) в номинации «Лучшая женская роль»; награду получила заслуженная артистка России Роза Хайруллина, сыгравшая Лира. Москвичи уже имели возможность увидеть постановку и оценить ее. С одной стороны, был полный аншлаг, а либеральная пресса рукоплескала режиссеру. С другой, Богомолов угодил под шквал уничтожающей критики, исходящей с противоположного политического и культурного фланга.
Сейчас скандал потихоньку начал разгораться еще до первого показа. Гражданин РФ Денис Тимофеев написал в полицию жалобу на спектакль, усмотрев в нем признаки экстремизма и состав преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Тимофеев не думает, что у дела имеется судебная перспектива, но надеется, что таким образом будет дан старт общественной дискуссии и самые одиозные сцены, оскорбляющие ветеранов и верующих, будут из спектакля удалены.
После подачи жалобы Тимофеев подвергся резкой критике за то, что сам он полностью спектакля не видел. Все это повторяет обвинения в адрес митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, направившего в прокуратуры жалобу на спектакль «Тангейзер». Владыка тоже сам постановку не смотрел, а мнение о ней составил по рассказам прихожан и рецензиям. Стоит заметить, что главным оскорбительным для верующих моментом спектакля был некий плакат, содержание которого оказались не в состоянии описать в телеэфире даже самые ярые защитники свободы слова вообще и режиссера Тимофея Кулябина в частности.
Константин Богомолов
Константин Богомолов. Михаил Метцель/ТАСС
Кажется, что в случае с «Лиром» золотое правило «вначале посмотри сам — потом выскажись» помнить нужно, но здесь оно не совсем применимо. В таком духе высказался Тимофеев, когда РП обратилась к нему за комментарием. Он считает, что, когда попираются фундаментальные моральные нормы, когда сознательно оскорбляются религиозные чувства, достаточно посмотреть на фотографии, снятые на прошлых показах, чтобы сделать соответствующие выводы.
«Про меня сказали, что я, дескать, только посмотрел программку и побежал писать жалобу в полицию, — говорит Тимофеев. — Но в интернете много разнообразных рецензий, есть куски видео в YouTube, масса фотографий. Кроме того, в своем решении я основывался на экспертизе, проведенной Татьяной Троицкой, искусствоведом, религиоведом, лингвистом и юристом. Ее экспертное мнение я целиком разделяю: спектакль содержит признаки, предусмотренные ст. 282 УК РФ. Поэтому я приложил к своему заявлению ее экспертизу».
Собственно, провокационность спектакля не только не скрывается режиссером, организаторами показа и благожелательными критиками, но, наоборот, ставится Богомолову в заслугу. «Провокационная рефлексия о природе российского тоталитаризма», — пишет, например, Кристина Матвиенко, называя «Лира» «опытом новой коммуникации». То, что спектакль есть «опыт» (и прежде всего над зрителями), понятно, но не вполне ясно, почему «новой» и «коммуникации».
На сайте Электротеатра каждый может прочитать, что «Лир» — первый провокативный (выделено РП) спектакль Богомолова, свободная композиция по мотивам трагедии Шекспира, произведениям Ницше, Варлама Шаламова и стихам Пауля Целана». Организаторы почему-то забыли упомянуть, что в шекспировский текст также включены цитаты из Самуила Маршака и, чтобы уж совсем было круто, отрывки из Откровения Иоанна Богослова.
Далее в анонсе сказано, что «"Короля Лира" режиссер превратил в черную комедию, соединив несоединимое: зрелищность, агрессивную театральность, гротесковую актерскую игру с гэгами и аттракционами — с размышлениями о человеке и современности. Наряду с классическими персонажами трагедии на сцену выходят пророк Зороастр и Посол Европы г-н Заратустра, генерал Семен Михайлович Корнуэлл (аллюзия на Буденного), писатель Самуил Яковлевич Глостер (аллюзия на Маршака) и доктор Лунц (в исторической реальности — полковник КГБ, психиатр, автор идеи карательной психиатрии в СССР)».
Действие перенесено из Британии в как бы разрушающуюся Россию. Зритель увидит на сцене грязные кирпично-мраморные стены, пол, засыпанный щебенкой. В общем, «Москва, Красная площадь, 1941 год». Роли женщин исполняют мужчины, и наоборот. В одной из сцен артисты появляются с православными иконами в руках и с ночными горшками на головах, что есть, по нашему мнению, просто оскорбление, а никакая ни художественная метафора. Плутание мысли Богомолова можно долго описывать. Ограничимся несколькими эпизодами, замеченными человеком, точно видевшим спектакль.
«Лир объявляет о разделе страны, ему приносят надутую куклу из sex-shop’a, на которой нарисована карта, — пишет в рецензии Марина Дмитревская. — В страстном припадке, под музыку Лир ласкает грудь и промежность куклы, олицетворяющей державу, с которой он расстается, но которую вожделел всю жизнь… Надо сказать, Содом и Гоморра не вызывают у Богомолова отвращения, он представляет все это без апокалипсического содрогания, даже с некоторым сладострастием. Вот женщина (Роза Хайруллина) в виде мужчины ласкает как бы женщину, это определенный гомосексуальный акт, поставленный с явным удовольствием. Мужчина Корделия в белом платье или мужчина Регана с декольте выглядят просто забавой для "нетрадиционно ориентированных", и "омужичивание" актрис — явление того же порядка. Несомненно, режиссер пишет свои фантазии поверх соскобленного шекспировского текста, создавая авторский миф о конце советского света».
Сам режиссер в интервью журналу GQ в 2015 году пояснял, что «до основания можно измельчить, а можно из осколков сложить что-то новое. Разрушение — важная вещь. Восприятие людей зашорено, забетонированы дырки, в которые должна проходить информация. Эти дырки нужно пробить, чтобы дать доступ новому. Надо сначала уничтожить сложившиеся у человека структуры восприятия. Я же делаю не политический или социальный театр. Мои спектакли про эстетику, а не про политику». Но, кажется, тут Богомолов сильно лукавит. И что это за художник, для которого «разрушение — важная вещь»? Ах! Пардон, конечно, видимо, какой-нибудь постмодернистский или даже постпостмодернистский.
Сцена из спектакля «Лир»
Сцена из спектакля «Лир». Фото: teart.by
Спектакль, как замечает Дмитревская, заканчивается тем, что «Корделия, надев шлем истребителя, прилетит на родину не то с захватчиками, не то с освободителями, и на рукаве у нее будет повязка не то с фашистской эмблематикой, не то с логотипом одной интернет-игры». Звучит песня «День Победы», аранжированная в стиле группы Rammstein. Денис Тимофеев считает: все эти жуткие и жалкие попытки что-то сказать обществу про тоталитаризм на самом деле есть глумление и прямое издевательство над нашим народом.
Еще яснее выразились в рецензии «Коммерсанта»: «Петербургский "Лир" — не частый на современной российской сцене пример режиссерского сочинения, столь же изобретательного и увлекательного, сколь нелегко усваиваемого, требующего от зрителя не только думать и постигать смыслы, но и преодолевать свою неприязнь. Оттолкнувшись от трагедии Шекспира, режиссер Богомолов залезает в коллективное подсознательное советской истории, вторгается в самое святое, которое, естественно, и оказывается самым болезненным: действие спектакля происходит накануне и во время войны, которая, по Богомолову, должна быть обозначена как война нашего фашизма с их фашизмом (выделено РП).
Так что зря говорит Богомолов, что его «Лир» не про политику. Его спектакль и есть чистая политика, и ни разу не искусство. Когда тебе со сцены говорят, что твой народ в той ужасной войне представлял из себя фашистскую орду, неотличимую от германской, то ты, несомненно, занимаешься уже не решением нравственных вопросов времен сталинской тирании и коммунистических идеалов, ты уже — политик. Богомолов, желая «дать доступ новому», обсуждает вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства, но нет, не обольщайтесь, конечно, не сталинского, а несомненно, сегодняшнего. Для сегодняшнего государства и, как это ни печально, и для нынешнего русского народа Великая Отечественная — святыня. Хочет этого Богомолов или нет. Но режиссер сознательно восстает против этого, и даже не с целью сказать «покайтесь, люди русские, ибо и сталинизм мерзок перед Богом». Нет, здесь виден явный политический интерес: представить сам факт появления ТАКОГО спектакля как обвинительный акт в отношении России по типу приговора Нюрнбергского трибунала. Вот почему режиссеру абсолютно не важно, по Шекспиру развивается действо или нет. Вот почему и этот длинный ряд «соавторов». Вот почему, отмечают критики, фактически отсутствует финал — он не нужен.
Что касается художественной стороны, опять же согласимся с Мариной Дмитревской: «Как говорил Чехов, "у умственно несвободных людей всегда бывает путаница понятий". "Лир" представляется мне спектаклем человека несвободного и изживающего эту несвободу в сценической вседозволенности». А человек, политически ангажированный, художником и свободным творцом быть не может. Так не бывает. И поэтому в данной ситуации вполне возможна жалоба гражданина РФ (а Тимофеев настаивает, что делает это только как гражданин страны) в полицию, ибо своим политическим поступком, а не художественным высказыванием режиссер нарушил закон. Гражданин Тимофеев, да и многие русские не хотят более ввязываться в игру «я художник, и я в домике — ты чумазый, и ничей». Мы вовсе не хотим сказать, что Богомолов агент какой-то политической силы. Его биография и действительно удачные, талантливые работы не дают поводов для такого вывода. Но, видимо, он стал заложником определенной политической идеи. А политика, она ведь дама слишком вооруженная. И именно в ее арсенале для политиков прытких, поверхностных и в итоге неудачливых есть одно самое страшное оружие — забвение. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ