Новости – Люди
Люди
Сила — в Сибири
Дмитрий Рогозин в Новосибирске на заседании государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Фото: arctic.gov.ru
Сибирский федеральный округ призван стать основанием и источником грядущего процветания России
14 июня, 2016 10:45
12 мин
Чуть более двух с половиной столетий тому назад Михайло Ломоносов бросил свою знаменитую фразу: «Российское могущество будет прирастать Сибирью». Однако с годами это высказывание оказалось переврано. Когда его вспоминают, порой говорят, что Сибирью должно прирасти не могущество, а богатство России (в три раза чаще, судя по упоминаниям в интернете). Здесь есть существенный нюанс. Конечно, Сибирь — богатейший и неисчерпаемый мир, но мы говорим не о богатстве, то есть об использовании, о «потреблении» Сибири, о том, что может быть передано на сторону, включено в финансовые потоки, продано и разменяно на мелкие блага, а именно о могуществе — неотменяемом источнике силы и славы страны и государства.
Образец для страны
9 июня на состоявшемся в Новосибирске заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики омский губернатор Виктор Назаров представил «Сводный каталог сибирской продукции» для использования на Крайнем Севере. В каталог вошло 100 видов разных товаров, в том числе созданных с применением новых, абсолютно уникальных технологий и конструкторских решений. В ближайшее время каталог будет расширен и скорректирован в соответствии с пожеланиями главных «северных» заказчиков.
Ознакомившись с презентацией, вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил создать специальный «арктический ГОСТ». Арктика, по его словам, теперь будет тестом на высочайшее качество всех технологий, «от одежды до сложных механических устройств», и продукция, прошедшая испытания в сложнейших условиях Крайнего Севера, призвана стать эталонной для всей страны.
Это пожелание можно только расширить. Действительно, у Сибири есть все основания, чтобы стать не только образцом, но и лучшим образом России. В какой-то мере именно здесь — квинтэссенция и наших проблем, и наших возможностей. Сибирь представляет российское и евроазиатское начало во всей полноте — промышленная и аграрная, пустая и населенная, прорезанная транспортными артериями и страдающая от бездорожья, с мощными городами и оторванными от остального мира старинными деревнями и поселками по берегам великих рек. Работы и возможностей здесь непочатый край, и Сибирь ждет хозяина и работника.
Такой разный округ
Сибирский федеральный округ занимает 30% территории РФ, но здесь проживают только двадцать с небольшим миллионов человек (около 14% населения страны). В состав СФО входят 12 регионов: Алтайский, Красноярский и Забайкальский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области и четыре национальные республики: Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия. При этом земли СФО — настоящая кладовая страны: 85% общероссийских запасов свинца и платины; 80% угля и молибдена; 71% никеля; 69% меди; 44% серебра; 40% золота. Основа экономики СФО — промышленность, как гражданская, так и военная, но существуют здесь и обширные сельскохозяйственные районы. Алтайский край — одна из основных житниц восточной части России, в Минусинской котловине можно выращивать даже арбузы, Бурятия, Алтай, Тыва — зоны традиционного кочевого скотоводства, возрождение которого может стать важнейшей хозяйственной и культурной задачей. Разнообразие пейзажей, множество гор, рек, озер, источников, первозданных лесов и заповедников делают Сибирь едва ли не самой перспективной территорией для развития внутреннего российского туризма. Несмотря на относительную популярность Алтая, Байкала и Горной Шории, эта отрасль здесь фактически даже и не начинала развиваться. Конечно, у сибирского туризма есть своя специфика. Главное — не разрушить тонкое равновесие между вековечной природой и требованиями к современной туристической инфраструктуре. Трудно представить себе, например, пятизвездочный отель, работающий по принципу «все включено», на красноярских Столбах, в Восточных и Западных Саянах, в Орлике и на Аршане, на берегах Бии, Катуни, Байкала, Телецкого озера или, скажем, в бамовском поселке Новая Чара у подножья Кодарского хребта, на краю самой северной в мире песчаной пустыни, на территории, которая была нанесена на географические карты только в 1930-х годах, причем не кем-нибудь, а знаменитым фантастом Иваном Ефремовым… С другой стороны, стандарты потребления обеспеченных западных туристов, на которые тоже необходимо ориентироваться (это серьезный материальный ресурс), требуют именно «пяти звезд» с круглосуточными барами…
Как и вся Россия, Сибирь не терпит привнесенных извне штампов и стандартов, она требует любви и индивидуальных творческих решений.
Люди и заводы
В Сибири представлены почти все основные отрасли промышленности: цветная и черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, промышленность стройматериалов, легкая, пищевая, мукомольная. Эта земля способна не только полностью обеспечивать себя, но и гарантировать устойчивое процветание окружающим территориям. Однако на сегодняшний день ситуация от региона к региону, от города к городу может меняться до неузнаваемости. От архитектурных красот и самых современных пейзажей мы неожиданно попадаем в заповедник давно прожитых 1990-х и даже 1970-х, где, кажется, все пришло в упадок и ничуть не изменилось за последние десятилетия.
Металлургический комбинат
Металлургический комбинат. Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Признанным индустриально-промышленным лидером не только СФО, но и всей России давно уже стал Красноярский край. Тут работает крупнейший металлургический комплекс в стране, включающий Красноярскую ГЭС, Красноярский металлургический завод (КраМЗ), Красноярский алюминиевый завод и Ачинский глиноземный комбинат. В крае производится почти треть первичного российского алюминия, «Норильский никель» дает 80% никеля, 70% меди, 75% кобальта и более 90% металлов платиновой группы из всего объема производства по России.
Второе место после металлургии в крае занимает машиностроение. Тут и ОАО «Информационно-спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, работающее над системой ГЛОНАСС, и Красноярский завод комбайнов, и Краслесмаш (лесопогрузчики, лесовалочные машины и пр.), и Крастяжмаш (карьерные экскаваторы), и это только начало перечня. Также в Красноярске развита химическая, атомная, фармацевтическая и деревообрабатывающая промышленность. На Красфарме выпускают почти все отечественные антибиотики, а на Красноярском шинном заводе — шины для российских самолетов.
Согласно рейтингу социально-экономического развития, подготовленному компанией Creditinform по сложной методике, учитывающей 15 важнейших показателей (от демографической ситуации, средних зарплат и уровня регионального валового продукта до степени развития малого и среднего предпринимательства), Красноярский край входит в десятку самых развитых регионов страны, совсем немного уступая лидирующим Москве, Татарстану и Петербургу. В I квартале 2016 года в крае обозначился устойчивый экономический рост, а по некоторым показателям (например, производство мяса и мясопродукции) прирост составил 95% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.
Кроме Красноярска, мощные промышленные агломерации сосредоточены в Новосибирской области (машиностроение), в Кузбассе (угольная промышленность и металлургия), в Омской (пищевая промышленность, химия, нефтехимия, металлообработка), Томской (нефтехимия, энергетика, машиностроение) и Иркутской (авиастроение, машиностроение, металлообработка) областях.
Забайкальский край, в свою очередь, сохраняет позиции как основная ресурсная база ядерной промышленности страны.
Одновременно Новосибирск, Красноярск, Томск и Иркутск — это еще и знаменитейшие в России научные и университетские центры.
Города и дороги…
Но отнюдь не все так благополучно в Сибири. Важнейшей проблемой округа остаются моногорода. В Сибири ввиду особенностей индустриализации края их особенно много, больших и знаменитых, таких, как Братск, и маленьких, до недавнего времени почти забытых, таких, как кемеровский Калтан или алтайский Заринск. Расселять их на сегодняшний день никто не собирается, к тому же во многих местах градообразующие предприятия хоть и несколько ужались, но продолжают эффективно работать. Однако в любом случае моногорода нуждаются в помощи и постоянной опеке со стороны государства. Если брать СибФО, то это не всегда центральные власти. Так, в Томской и Кемеровской областях, в Алтайском крае давно уже разработаны региональные программы, и они дают определенный эффект. В этом есть резон: на местах лучше видны самые острые проблемы и пути их решения.
Другой проблемой Сибири остается транспортная инфраструктура, прежде всего автомобильные дороги. Масштабы территории и огромные расстояния (тысяча с лишним километров между соседними региональными центрами — Красноярском и Иркутском) делают особенно важными удобные и современные пути сообщения, а они подчас отсутствуют. При этом надо сказать, что с каждым годом ситуация здесь развивается в лучшую сторону. Три десятилетия назад основная сибирская трасса от Омска до Улан-Удэ более чем наполовину была грунтовой, более или менее комфортно проехать там можно было только зимой или в сухую погоду. С тех пор ситуация кардинальным образом изменилась. Но и сейчас на пути между Красноярском и Иркутском, между Тулуном и станцией Зима покрытие оставляет желать много лучшего.
Автомобильная трасса
Автомобильная трасса. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
А других транзитных дорог через Сибирь просто не существует. Северная «бамовская» автодорога от Тулуна на Братск, дальше на Усть-Кут и Северобайкальск, по которой часто идут на Крайний Север, пребывает в самом удручающем состоянии. Южную трассу из Алтая в Тыву, через Ак-Довурак, способную значительно сократить расстояние между Западной и Восточной Сибирью, начали было проектировать в позднее советское время, но, к сожалению, оставили за недостатком финансирования и больше к проекту не возвращались. Между тем расширение автодорожной сети могло бы дать мощнейший импульс для развития множества сибирских территорий.
Работа есть
Так или иначе, по большей части в СибФО для людей есть работа и возможность личностного роста (в Красноярском крае предложение рабочих мест выросло за последний год почти на 10%). Однако остались и проблемные точки. Так, в десятку самых депрессивных по уровню безработицы регионов входят Забайкальский край (10,8%), Горный Алтай (15,9%) и Тыва (15%). И хотя до лидирующей по этому показателю Ингушетии (31%) далеко, цифры все равно серьезные. Однако опять же смотреть на них надо с учетом местной сибирской специфики. Все-таки Алтай и Тыва — зоны традиционного кочевого скотоводства. И, несмотря на наличие в Тыве таких промышленных центров, как, например, Ак-Довурак, подходить к уровню трудоустройства местного населения с общероссийским лекалом было бы по меньшей мере наивно.
Но современная Сибирь — не только инфраструктура и территория, индустриальные и научные центры, бескрайние поля и степи. Современная Сибирь — прежде всего особая социальная среда, которую определяют люди часто с уникальной судьбой и квалификацией, с особым, чисто сибирским менталитетом, отношением к России и к своему краю. Не разрушить этот мир, а укрепить и дать ему новый импульс — одна из основных задач государственной политики.
***
…Согласно майскому Индексу социально-экономических настроений населения, подготовленному Финансовым университетом при Правительстве РФ, единственным регионом, где позитивный настрой за последний год не только сохранился, но и несколько укрепился, стала Томская область...
…Согласно опросу HeadHunter, почти каждый второй сибиряк считает себя трудоголиком и порой думает о работе даже во сне. Больше всего таких самоотверженных работников в Омске (47%), в Новосибирске и Томске (46%), в Кузбассе (45%), а в Алтайском крае их «всего» 44%. Любопытно, что мужчины страдают трудоголизмом меньше, чем женщины. По словам участников опроса, «выкладываться на полную» их заставляет сама жизнь…
…На одной из улиц красноярского центра долгое время красовались граффити: «Сила Сибири — мы. И мы — не газопровод»…
Читайте также:
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости