Россиянин в цепях. «Владимир Владимирович, пройдемте с нами»
Днем 9 июня блогер Владимир Цыганович вместе со своей супругой и шестилетней дочкой возвращались из Минска домой, в агрогородок Петришки в 30 километрах от МКАДа.
Посреди леса машину остановили сотрудники милиции и попросили Владимира пройти в служебный автомобиль. Сопротивления мужчина не оказывал — боялся напугать ребенка. Мужчина сел в патрульную машину и уехал с сотрудниками милиции. Прошло больше восьми месяцев, но домой глава семейства до сих пор так и не вернулся.
Включи мозг
«В последние семь лет Владимир активно вел на YouTube блог под названием МозгON. Там он высказывал свое мнение о происходящем в республике и указывал на определенные недостатки в каких-то областях экономики и вообще жизни страны. — рассказывает его супруга Наталья Цыганович.
— Сразу скажу, что какой-то политической направленности эти ролики до определенного момента не носили. Владимира, например, очень беспокоил стремительный рост цен на бензин. А у мужа высшее экономическое образование, он прекрасно понимал, как это должно работать. Об этом он и рассказывал в своих видео, наглядно и понятно даже для обывателя
Сейчас на канал Цыгановича подписано свыше 73 тысяч человек. Последнее видео там было опубликовано утром в день задержания блогера. На видеозаписи Владимир призывает Следственный Комитет республики ответить на вопрос о местонахождении политзаключенного, российского полковника Андрея Новикова. Незадолго до этого Владимир провел акцию у Белнефтехима против повышения цен на бензин.
«Я сразу поняла, что они приехали мужа арестовывать, не просто остановили нас для проверки документов. — вспоминает женщина — Его осудили по 23.24 статье КоАП РБ (организация массовых мероприятий) еще за несколько дней до этого, но брать сразу не стали. Видимо ждали определенного момента, когда мужа нужно будет закрыть. Дождались и закрыли»
По прошествии двух недель Владимиру предъявили обвинение по 342 статье белорусского УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) и перевели из изолятора временного содержания в СИЗО на Володарского.
Соглашение о неразглашении
Цыганович родился 4 апреля 1980-го в Бресте. Отец Владимира — полковник в отставке, по долгу службы был вынужден много переезжать вместе с семьей. После развала Советского союза отец Цыгановича служил на территории РФ, поэтому у Владимира есть российский паспорт. Учиться молодой человек уезжал в белорусскую академию, однако от гражданства РФ не отказывался, не знал, где захочет жить в дальнейшем. После учебы вернулся работать в Москву, но в 2006 все же перебрался в Минск.
Так как у Владимира два гражданства, на территории России его представляет один адвокат, а на территории РБ — другой. С последним журналисту РП поговорить не удалось, так как он подписал соглашение о неразглашении. По словам Натальи, с ней адвокат тоже общается неохотно, однако женщина предполагает, что защитника могли запугать.
«Информация мне выдается очень осторожно и очень малыми частями. Я точно знаю, что сперва у Владимира была 342 статья, у нас ее изначально практически всем политическим [заключенным] дают. Но по ней срок содержания под стражей не более шести месяцев. Поэтому, как я понимаю, через полгода мужу придумали новую статью. Я не знаю, какую, какие вообще по ней санкции и сроки. Сколько ему сидеть? Год? Пять? Двадцать? Я звонила следователю, попросила свидание с Владимиром, но бестолку. Следователь заявил, что сначала нужно вынести обвинение, потом будет рассмотрение, а уже потом суд, а уже потом может быть и свидание. Я предлагала приехать в СИЗО, написать прошение, заявление, да что угодно. Я мужа восемь месяцев не видела. Но никакие уговоры на них не действуют — говорят, не имеем права, и вообще у вас вся связь через адвоката. А у меня сложилось впечатление, что защитника попросту запугали. У нас полнейший ужас творится в республике. Адвокатов направо и налево лишают лицензий за малейшие отступления от правил. Юрист мне говорит, что по делу подвижки есть. Ну, я вижу счета, ходатайства, какие-то жалобы. Но за что мой муж до сих пор сидит в СИЗО — не знаю»
В России интересы Цыгановича представляет адвокат Виталий Белочистов. В начале февраля он обратился в Министерство иностранных дел с просьбой предпринять меры по факту незаконного удерживания гражданина России в минском СИЗО. 12 февраля ведомство прислало ответ [есть в распоряжении редакции]:
«Ваше обращение направлено для рассмотрения в Посольство России в Беларуси. О результатах вы будете проинформированы указанным Посольством».
Прошло практически две недели, однако консул к Цыгановичу так и не приходил. Ответа от Посольства РФ защитник также не получал.
Виновен
Наталья не скрывает, что когда летом прошлого года она осталась одна с дочкой на руках, было очень тяжело и морально, и финансово. Но позднее, как она призналась в беседе с белорусским изданием Ребёнок.BY, привыкла.
С материальными проблемами помогли справиться подписчика канала мужа — узнав о ее увлечении рукоделием, буквально «завалили заказами». Просто деньгами Наталья помощь не принимала, потому что «не все так плохо».
«Сколько было сообщений в директ — сказать сложно, может, 100, а может и 200. Я даже не успевала всем оперативно отвечать. И заказы делали большие, например, по 5 шапок на одну семью! Как бы мне ни хотелось, я не могла взять все заказы, ведь у меня нет вязальной машины, а всего две руки. Я объясняла это людям, и многие говорили, что готовы подождать. Но волна поддержки, конечно, ощутимая», — с теплотой говорит женщина
Осенью дочка Владимира и Натальи пойдет в первый класс. И женщина, и ребенок хотят верить, что к этому моменту отец семейства уже вернется домой.
Однако близкие Цыгановича глубоко убеждены, что Владимира преследуют не за массовые беспорядки, а за критику власти. А видя ситуацию в стране, представлять, чем это может закончиться, по-настоящему страшно.
В одном из последних писем [есть в распоряжении редакции] Цыганович пишет, что сейчас его обвиняют уже по ч.2 293 статьи УК РБ (массовые беспорядки). Максимальная санкция по этой статье - пятнадцать лет лишения свободы. Владимир не исключает, что отпустят его еще не скоро, потому что он действительно виновен во «вскрытии социальных и экономических проблем страны».
А власти такого не прощают.