Новости – Люди












Люди
Soft power по-русски

Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Россия вошла в топ-30 стран-лидеров «мягкой силы», но для великой державы этого недостаточно
15 июня, 2016 12:45
7 мин
Сегодня у русских людей появился как минимум еще один повод для гордости — впервые в истории Россия вошла в список 30 самых влиятельных стран по критерию «мягкой силы». Такую позицию наша страна занимает согласно ежегодному рейтингу The Soft Power 30, опубликованному британским PR-агентством Portland.
На первом месте вполне предсказуемо оказалась родина «мягкой силы» США, Россия же — на 27-м, между Венгрией (26-е место) и Китаем (28-е). Разумеется, это значительный прогресс по сравнению с прошлым годом, когда наша страна попала лишь в топ-50. По факту же поводов для радости не так много. России как великой державе, обладающей богатым культурным наследием, чей язык входит в число мировых языков, участвующей в дипломатическом разрешении международных конфликтов, чьи средства массовой информации эффективно и профессионально работают по всем земному шару, следовало бы занимать более высокое место в The Soft Power 30. Среди российских экспертов есть мнение, что РФ «засудили», и британский рейтинг, как и следовало ожидать, является политически ангажированным. Но учитывая тот факт, что российская мягкая сила активизировалась с опозданием на годы, ей действительно есть, куда стремиться.
Объективные и субъективные факторы
Термин «мягкая сила» является калькой с английского «soft power». Его ввел в оборот в 1990 году Джозеф Най, американский политолог, профессор Гарвардского университета. «Мягкая сила» — форма внешнеполитической стратегии, под которой понимается умение государства добиваться своих целей на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. По мнению Ная, мягкой силой являются язык и культура страны, а также ценности, политические идеалы и программы. Противоположный термин — «жесткая сила» — означает обеспечение своих внешнеполитических интересов посредством военной и экономической мощи страны. США, обладая и тем и другим, взяли инструмент «мягкой силы» на вооружение и добились больших успехов. Американское влияние, прежде всего культурное— язык, мода, кино, образ жизни —испытала на себе и Россия, и постсоветские республики.
Поэтому вполне обоснованно в The Soft Power 30 в этом году лидирует США. На втором месте —Германия, на третьем — Япония, которая также совершила рывок вверх с прошлого года. Индекс «мягкой силы», выработанный Portland, состоит из двух частей — объективных и субъективных показателей с весом 70% и 30% соответственно. Объективные показатели — это госуправление, информационные технологии, культура, бизнес-климат, образование, охват сети зарубежных дипломатических представительств и участие государства в решение глобальных проблем. Субъективные показатели определяют результаты соцопросов в 25 странах мира, определяющие отношение к национальной кухне, товарам, внешней политике, жителям страны и так далее.
Стоит обратить внимание на тон, которым рассуждают эксперты, говоря об успехах России. «То, что Россия вошла в первую тридцатку, может вызвать большое удивление у обозревателей на Западе» — так в Portland намекают на якобы испорченный на фоне «аннексии» Крыма и войны на Донбассе имидж России. «Впрочем, несмотря на реваншистскую внешнюю политику, Россия обладает богатыми запасами культурного влияния»,— в то же время признают авторы рейтинга. По их мнению, повышением в рейтинге Россия обязана прекращением горячей фазе конфликта на Донбассе и операцией против ДАИШ (ИГ, запрещена в РФ). Как отмечается в исследовании, на мнение западной публики эти факторы особо не повлияли, но «глобальный индекс Soft Power 30 не отражает исключительно западноцентричное видение».
Заниженный рейтинг
По мнению российских экспертов, место России в этом рейтинге явно занижено. Кроме того, подобные рейтинги программируют реальность, влияя на образ и оценку России за рубежом.
Первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич заявил, что место России в тройке стран с самой влиятельной «мягкой силой».
«К сожалению, там есть масса определяющих факторов, которые формируют этот рейтинг и, конечно, эти условности принижают роль России. Наша роль значительно серьезнее, и без сомнения мы входим в тройку стран, которые формируют всю мировую политику, наряду с США и Китаем», ― сказал Клинцевич, добавив, что субъективные факторы создаются специально, для того, чтобы дезавуировать Россию.
Почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Сергей Караганов также считает, что Россия достойна более высокого места в рейтинге – как минимум 15-го. По его словам, Россия привлекает огромное количество людей стремлением к своей самостоятельности и суверенитету и поддержкой традиционных ценностей.
Глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев согласен с коллегами: в неполитизированных объективных рейтингах место России было бы гораздо выше. «Я считаю, что у России определенно есть "мягкая сила", которая находится на очень высоких по привлекательности местах и, даже несмотря на то, что нас как страну последовательно дискредитируют, дискриминируют, пытаются к нам лепить любые негативные сюжеты — у них не получается снизить наш рейтинг», ― полагает он.
Восстановление влияния
Конечно, нам нужно меньше оглядываться на всевозможные рейтинги, и главная задача, которая стоит сегодня перед Россией ― освоить изначально западный инструментарий в своей собственной интерпретации, только так можно добиться реальной конкурентоспособности. Термин «мягкая сила» зачастую воспринимается негативно, так как используется как прикрытие для агрессивной по сути американской политики. В свою очередь, принцип действия российской «мягкой силы» ранее сформулировал в интервью «РП» глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович ― «Принцип российской "мягкой силы" — коммуницировать, а не контролировать».
Еще одним примеров «новой мягкой силы Путина» стал концерт 5 мая симфонического Оркестра Мариинского театра в освобожденной от террористов сирийской Пальмире. Аналогов этому событию по силе воздействия и красоте, пожалуй, в мире давно не было.
Россия предстоит наверстывать упущенное в сжатые сроки: термин «мягкая сила» как направление внешней политики стал использоваться в российских официальных кругах лишь с середины 2012 года, Россотрудничество, которое занимается улучшением имиджа России за рубежом, было создано в 2008 году, а меньше 10 лет назад 21 июня 2007 года указом президента РФ Владимира Путина был создан фонд «Русский мир», популяризующий русский язык и культуру.
И в первую очередь российское внимание должно уделяться постсоветскому пространству, где хорошо поработала американская «мягкая сила», и цель здесь не подняться в рейтингах британских PR-агентств, а восстановить былое влияние.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости