Новости – Люди
Люди
Провокация за государственный счет
Фото: Василий Хайкин / «Коммерсантъ»
Полиция возбудила уголовное дело против Энтео
16 сентября, 2015 07:28
10 мин
В Тверском суде Москвы не состоялось рассмотрение административного дела, возбужденного по статье о мелком хулиганстве в музейно-выставочном объединении «Манеж» в отношении православного активиста Дмитрия Цорионова (Энтео) в связи с его неявкой. И, судя по всему, административного разбирательства так и не будет.
Накануне столичная полиция возбудила по поводу инцидента на выставке в «Манеже» уголовное дело по ст. 243 УК РФ, которая карает за «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей».
В свою очередь, Цорионов сообщил на странице в Facebook, что, «несмотря на тысячи обращений, МВД приняло решение не возбуждать уголовное дело против "Манежа". Закон не работает, будем сами защищать святыни». О том, что объединение «Божья воля» проводит свои акции именно по той причине, что не работает часть 1 статьи 148 Уголовного кодекса РФ, лидер движения Дмитрий Цорионов говорил неоднократно. Напомним, эта статья предполагает санкции за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».
Итак, одна статья УК против другой, одни слова против других слов.
В Манеже среди экспонатов были изображения до грубой, карикатурной непристойности обнаженного Христа, а также инсталляция с головой Иоанна Крестителя на тарелке. Надо отметить, что линолеум Вадима Сидура с изображением Иисуса мы не хотели бы даже обсуждать по многим причинам. И из-за того, что автор уже почил, и из-за того, что у него есть намного более интересные произведения, на наш взгляд, лучше соответствующие объявленной теме выставки: «Скульптуры, которых мы не видим». Все же линолеум — не скульптура. И, видимо, организаторам важно было не показать малоизвестное произведение Сидура, а продемонстрировать именно ту непристойность, которую художник когда-то допустил.
Про вторую, уже современную «работу» скажем только, что изображение головы Иоанна Крестителя на блюде является одним из самых трагически воспринимаемых сюжетов и в христианской иконографии, и в классической живописи. Евангельское же повествование об этом событии не только сугубо драматично, но и чрезвычайно идейно важно. Кстати, Энтео, выступая позже по телевидению, высказался в том духе, что другие современные богохульные работы «прячутся» за авторитетом Сидура.
Энтео и его спутники назвали работы «богохульными» и заявили, что они оскорбляют их чувства. Судя по видеозаписи, Энтео разбил тарелку, как он утверждает, из «ИКЕИ». На ней находился кощунственный муляж, изображающий главу Иоанна Крестителя, про которого Спаситель сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». (Мф; 11:11). То есть ни одна жена не родила человека, который был бы больше Иоанна. Линолеум Сидура Энтео просто сбросил на пол.
Сообщается, что, по словам главы отдела PR и рекламы ВЦ «Манеж» Елены Карнеевой, стоимость реставрации поврежденных работ составила 1,1 млн рублей. Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря подтвердили культурную ценность экспонатов выставки. Эта информация, в частности, была опубликована и в письме общественности на имя генерального прокурора Юрия Чайки с требованием «возбудить дело против религиозных мракобесов». Петиция набрала к вечеру 15 сентября 5372 подписи.
Вначале приходили известия, что Цорионов сотоварищи отделается тысячерублевым штрафом, и это вызвало бурю негодования у работников культуры. Когда же информагентства принесли весть, что цена может дойти до миллиона рублей, заволновались сторонники «Божьей воли».
Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал происшедшее так: «Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки».
Итак, «мракобесы» в который уже раз за последнее время схлестнулись с «развратниками». А ведь речь идет о чадах Русской православной церкви и деятелях Министерства культуры. Не наметилась ли устойчивая и опасная тенденция, которая может закончиться весьма печально для нашего общества?
Последний раз в суде обсуждался, как его назвали деятели культуры, «донос» высокопреосвященного Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского, который — о, как он смел! — написал жалобу прокурору о недопустимости кощунственной сцены в опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» на подмостках Новосибирской оперы. Содержание оспариваемой сцены тоже не поддается описанию на этих страницах. Судья не нашла состава преступления (о чем, напомним, постоянно говорит Энтео). Зато состав преступления в действиях владыки Тихона прогрессивная общественность нашла сразу и со смаком муссировала эту новость более месяца на всех доступных ей телеканалах, радиостанциях и в прессе.
Дмитрий Цорионов. Фото: личная страница ВКонтакте
Хотим заметить: ни сам митрополит, ни кто-нибудь из его подчиненных или просто верующих людей не покушался на кощунственный плакат, не пробовал его сорвать или что-нибудь с ним сотворить. Митрополит сделал то, на что не только имел право как гражданин. Он сделал то, что как предстоятель местной церковной общины был сделать ОБЯЗАН. Письмо в прокуратуру с просьбой проверить спектакль на наличие состава преступления, определенного статьей 148 УК РФ, владыка написал как представитель и начальствующий верующих, возмущенных творящимся на сцене богохульством. И не важно, что суд не согласился с митрополитом, — грязью его обливали последовательно и с удовольствием. Заметьте, в его адрес звучали те же слова, которые звучат в адрес Энтео.
Есть еще одна особенность. Чем большее кощунство демонстрирует наша прогрессивная художественная интеллигенция, тем агрессивнее она становится — нет, не к тем, кто противостоит этому, например к Энтео, а к православным вообще, подозревая церковный народ чуть ли не в пособничестве запрещенному в России ИГ. Хотя, надо отдать должное, и оппоненты не брезгуют этим обвинением.
Куратор скандальной выставки и хранитель фондов музейно-выставочного комплекса «Манеж» Вера Трахтенберг отказалась от интервью с РП. Поэтому нам пришлось использовать ее интервью радиостанции «Говорит Москва!», которое провела Ксения Чудинова. Радиослушатели задавали вполне резонные вопросы, к которым и мы бы не прочь были присоединиться. Итак, судите сами.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Вадим, Подмосковье. Я такой довольно условный верующий, но я считаю, что абсолютизация личной свободы, что хочу, то и пишу, пример Запада, нам, наверное, не очень подходит. Хотя бы согласовали с церковным руководством, как-то они бы этого Энтео присмирили или что-то. Какая-то координация должна быть. Неужели пример «Шарли» ничему не учит? Я не призываю ни к чему, но все равно нужен какой-то гражданский мир и согласие в этом плане, а не то, что выставил, извините, какую-то голую…. Вот скажите, фрески Микеланджело никого же не оскорбляют. Спасибо.
К. ЧУДИНОВА: Даже не знаю, что на это ответить. Вы знаете, насколько я помню из истории мировой художественной культуры, сумасшедших оскорбляет все (выделено РП). И особо ценные объекты искусства в различных музеях мира, в том числе в Лувре, в Эрмитаже, их закрывают, потому что есть люди, которые режут картины или их оскорбляет. Людей, странно собранных, оскорбляет все (выделено РП). К сожалению, с этим ничего нельзя сделать.
В. ТРАХТЕНБЕРГ: Вы знаете, я просто опасаюсь за работы Сальвадора Дали или Пабло Пикассо, если вдруг они будут выставлены в одном из наших прекрасных музеев и кого-то оскорбят.
Скажите, пожалуйста! Православных приравнивают открыто к сумасшедшим, считая их «странно собранными людьми». По существу же вопроса — никого ответа. Действительно, сколько уже прошло времени с выставки «Осторожно, религия!», никто точно не помнит. Сколько времени миновало с того ужасного «перформанса» Тер-Оганесяна. Неужели сложно спросить у сведущего православного искусствоведа — а таких немало, — что именно способно вызвать негативную реакцию. Да и сами искусствоведы в силу своего образования на самом деле могут отличить провокацию от просто необычного, неканонического изображения. Да они просто обязаны это делать, так как культура вообще-то финансируется из федерального бюджета. Так что налицо самая обычная провокация.
И еще в конце программы был такой пассаж.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Артем. Вы все время говорите о диалоге. Вопрос в следующем: до какого момента, до какой границы должен простираться диалог с православными неандертальцами? До убийства художников? Или до сожжения музеев? Или не знаю до чего там еще? Нужно уже прекращать с ними диалог на обычном языке и начинать диалог на языке силы.
К. ЧУДИНОВА: Спасибо вам большое. Это вообще важный вопрос в отношениях между любыми институциями.
В. ТРАХТЕНБЕРГ: Я бы хотела ответить цитатой почти христианской. Я за непротивление злу насилием.
Ну хоть за это спасибо!
Вот так сейчас обстоят дела на культурно-религиозном фронте. Что же касается Дмитрия Цорионова, то, несмотря на многое справедливое в его речах, хочется привести слова другого синодального начальника, председателя Отдела по делам семьи Московской патриархии отца Димитрия Смирнова об Энтео, сказанные после перформанса «Божьей воли» в одном из театров: «У каждого свой путь к Христу. Были и юродивые Христа ради, которые делали очень странные поступки. Но не надо забывать, что есть вероятность, что и он может войти незаметно в этот "истеблишмент культуры", против которого сейчас воюет».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости