Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Пролетая над министерством

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
По версии чиновников, главная беда российской авиации — это пассажиры
Михаил Мельников
7 августа, 2015 10:45
9 мин
Министерство экономического развития опубликовало доклад, согласно которому авиационную отрасль России ждет маленький Армагеддон. По мнению специалистов МЭР, авиаперевозчики не смогли оправиться даже от последствий кризиса 2008 года, а сегодняшние сложности их, похоже, добьют. Все основные компании закредитованы по самые уши, долги надо отдавать, а дешевых новых кредитов попросту нет.
И все бы ничего — производителям энергетических напитков и импортерам хамона сейчас тоже нелегко. Но самолеты-то в России летают с помощью ощутимых субсидий правительства, следовательно, власти вправе проявлять повышенный интерес к тому, как эти субсидии используются. А согласно отчетности по РСБУ, в 2014 году только пять крупнейших авиаперевозчиков страны («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Россия») потеряли в 2014 году 25 млрд руб. В текущем году ситуация стала хуже: за один первый квартал убытки той же пятерки составили уже 18 млрд руб. Чтобы цифры были нагляднее, добавим, что у большинства авиакомпаний долг в шесть и более раз превышает размер их годичной прибыли до вычета налогов и амортизации. Представьте себе, что на вас висит кредит в размере 72 ваших зарплат, и подумайте, легко ли вам выйти из этого положения.
Вот и авиакомпаниям трудно. Особенно «Трансаэро» и «ЮТэйру», которые, по данным экспертов, задолжали свыше 150 млрд руб. Минэкономразвития пророчит массовое закрытие авиаперевозчиков, вплоть до самых крупных. Причем обострения можно ожидать уже осенью. Образно говоря, лайнер российской авиации готовится к очень жесткой посадке. Ветер сильный боковой, шасси не выпускаются. Благополучный исход возможен только при слаженной профессиональной работе пилотов и наземных служб.
«Аэрофлоту» мешают конкуренты
На земле, надо сказать, не жадничают. Государство — то есть все мы — субсидирует местные авиаперевозки частных авиакомпаний. Кроме того, авиакомпании получают льготы на покупку новой российской авиатехники (но не рвутся ее покупать). И вдобавок к этому Минэкономразвития предлагает еще и обнулить НДС на внутрироссийских маршрутах — мера, надо сказать, серьезная и приведет к заметному снижению бюджетных доходов.
В небе тоже не теряют времени зря (жаль, с деньгами так не получается). Пока одни вязнут в многомиллионных долгах, другие этим пользуются и планомерно отхватывают все большую и большую долю рынка. Что хорошо для «захватчика», но не очень хорошо для пассажиров. Компания «Аэрофлот», например, провела беспрецедентный эксперимент, «родив дочку» по имени «Победа», которая несколько месяцев возила граждан по действительно низким ценам. Но «дочка» выросла, у нее испортился характер и возросли запросы. Она позволила «папе» получить еще один кусок рынка и сочла свою задачу выполненной. Если мы считаем, что российскую гражданскую авиацию спасет только монополизация, то можно радоваться: мы к ней очень близки.
А тут еще и МЭР подоспел, который, похоже, намерен приблизить момент воплощения концепции «одно небо — одна авиакомпания». Об этом, хоть и не напрямую, говорит, например, вот такой очаровательный пассаж из министерского документа: «рынок перенасыщен, что приводит к хроническим убыткам перевозчиков». Эта формулировка, естественно, возмутительная для приверженцев рыночной экономики, даже у сторонников государственного регулирования вызывает недоумение: это что получается, надо выгнать ряд авиакомпаний с рынка, чтобы не было ценовой конкуренции и оставшиеся счастливчики наконец работали в плюс? Сколько же тогда будут стоить билеты?
Во всем виноваты россияне
Характерно, что ни в одном пункте документа МЭР нельзя прочитать главного: хоть какого-то интереса к делам пассажиров, доступности цен на авиабилеты, роли авиаперевозок в обеспечении единства страны. Когда чиновник смотрит на русское небо, он видит там площадку для 65 авиакомпаний и вспоминает, с какими из них связаны его личные интересы.
Лестница посадочного павильона в аэропорту Шереметьево
Лестница посадочного павильона в аэропорту Шереметьево. Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Тот же МЭР легко относится к тому, что авиаперевозчики индексируют цены по курсу доллара, но забывает, что зарплаты граждан, увы, не растут даже в рублях. Люди Улюкаева скорбят по поводу того, что в июне 2015 года наши авиакомпании перевезли 800 тыс. пустых кресел, но не задумываются, почему так получилось. И наоборот: расстраиваются, что средний тариф упал до уровня 2008 года — 5699 руб. с человека (не считая наземных и дополнительных сборов, а также страховки), не задаваясь вопросом: а стали ли люди, пассажиры, лучше жить за это время? Да и падение тарифа крайне сомнительно. По собственным ощущениям автора этих строк, которому доводится часто летать именно по России, средняя стоимость перелета между Москвой и Уралом, например, за прошедшие семь лет выросла очень существенно — в полтора раза минимум (хотя, разумеется, гражданам из министерства виднее).
Наконец, Минэкономразвития будто с упреком указывает на то, что каждый раз, когда мы летаем внутренними рейсами, каждый из нас приносит авиакомпании убыток в среднем на 637 руб., которые приходится как-то субсидировать. То есть мы с вами приносим убытки и когда летаем (поскольку наш билет приходится субсидировать), и когда не летаем (и самолеты, мол, возят пустые кресла). Как ни крутись, все равно ты враг народа. Впору вешать над кассами красно-белый плакат: «Гражданин! Находясь здесь, ты запускаешь руку в народный карман!»
На самолете — в булочную
Все это похоже в целом на крокодиловы слезы. Задумаемся: а почему владельцы авиакомпаний, в массе своей сугубо частные лица, соглашаются терпеть убытки? Если булочная работает себе в убыток, не в состоянии платить налоги и зарплату, она закрывается — иногда тихой сапой, когда и через банкротство. Но если люди продолжают организовывать перелеты, следить за парком самолетов, проводить промоакции — значит, у них есть какие-то деньги, они строят какие-то планы и рассчитывают как-то вернуть свои вложения? Видимо, да. И если владелец булочной может быть просто-напросто упрямым дураком, то  владелец авиакомпании — с гораздо меньшей вероятностью. Вероятно, он уже просчитал, как, на чем и сколько еще удастся заработать. И, скорее всего, открытая финансовая отчетность несчастных перевозчиков не вполне совпадает с истинным положением дел и служит только для обоснования необходимости новых субсидий.
Да и никакой частной пассажирской авиации с ценовой конкуренцией у нас нет. Есть просто ряд коммерческих (подчеркнем) организаций, аффилированных либо с государством (например, «Аэрофлот» и десяток его «дочек»), либо — уже не так открыто — со «слугами» этого государства,  то есть высокопоставленными чиновниками и депутатами. Честная ценовая борьба подменена лоббистским боданием и подковерными интригами. Авиакомпании экономят на всем, кроме личных доходов владельцев и топ-менеджмента.
Нам шашечки или летать?
Давайте определимся. Либо мы не в состоянии самостоятельно перевозить своих граждан — и тогда давайте звать иностранные компании, как звали в свое время Рюрика с братьями, либо мы понимаем ответственность и готовы реформировать отрасль, но для этого нам на какое-то время придется уйти от самого понятия прибыли.
Бедные люди самолетами практически не летают, независимо от цен. Чем больше бедных — тем ниже прибыли авиакомпаний. Если мы хотим иметь прибыльную авиационную отрасль, нам нужна благополучная, обеспеченная страна. А это будет не завтра.
До тех пор та или иная форма субсидирования отрасли неизбежна. Но совершенно непонятно, почему государство за счет налогов граждан должно поддерживать сугубо частные компании с трудноразличимыми за мутным стеклом офшоров владельцами.
Повторим то, о чем говорили тремя неделями раньше в связи с усечением программы государственного субсидирования. Нам необходим крепкий государственный перевозчик с законодательно закрепленной нулевой маржой. Не нынешний «Аэрофлот» — коммерческое предприятие, направленное, кажется, в основном на обеспечение благополучия своего руководства, а реально народный перевозчик — если угодно, в немодной ныне форме НКО (некоммерческой организации).
Если такой перевозчик уходит в минус — хорошо, мы готовы поддержать его из бюджета, потому что быстрое передвижение по стране является одним из непременных условий ее развития. Если идет в плюс — мы не будем выплачивать мегабонусы руководству, а снизим цены на билеты для населения. Такой перевозчик не обязан быть монополистом — пусть кто-то попытается с ним конкурировать, чтобы не было застоя в отрасли: люди старшего поколения помнят советский вполне дешевый, доступный «Аэрофлот» с совершенно отвратительным сервисом.
Но государство не должно доплачивать тем, кто делает свой личный бизнес на нашем небе.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ