Новости – Общество
Общество
Порвать парковку в ликсуты
Фото: Алексей Бобров/ТАСС
Как получилось, что платная парковка в Москве приносит городскому бюджету сплошные убытки
25 января, 2016 18:00
10 мин
Деньги, полученные от оплаты водителями парковки в столице, растворяются в чиновничьих кабинетах, утверждают СМИ. Как выяснилось, суммарные расходы Москвы на создание и обслуживание сети парковок за все время существования последней сильно превышают доходы, поступившие от этой сети в городской бюджет. Вся операция «платная парковка» оказалась убыточной не только для автомобилистов, но и для самой столицы, причем убытки исчисляются миллиардами.
Сократить и запретить
Но прежде чем говорить о цифрах, стоит привести несколько примечательных цитат из свежего интервью Максима Ликсутова — заместителя мэра столицы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, с легкой руки которого в Москве когда-то и начался парковочный беспредел. Главный городской транспортник — человек явно мужественный и охотно дает журналистам комментарии, зачастую разоблачающие его же самого.
ЦИТАТА: «За 2015 год скорость движения транспорта в городе выросла в целом еще на 8% (до 50 км/ч) за счет наведения порядка в улично-дорожной сети и улучшения работы городского транспорта».
Очень удобная цифра: проверить ее рядовой читатель не может никак. Равно как и представить себе, что вообще означает плюс 8% к средней скорости движения всего транспорта по всей Москве. А восемь — это, простите, прибавка только по личным транспортным средствам или автобусы и трамваи тоже шли в счет? А велосипедный транспорт, которому последний год-полтора везде у нас дорога, тоже учитывался? И для какого времени суток актуальны данные цифры? Для утренне-вечерних часов пик или для поздней ночи, когда по городу как по гоночной трассе могут свободно рассекать так называемые стрит-рейсеры? В общем, о тонкостях проверки официальной информации нам придется говорить еще очень много.
ЦИТАТА: «Чтобы в городе стало ездить легче, нужно сократить число автомобилей еще примерно на 150–200 тыс. единиц».
А потом еще на 200 тысяч. Или на 20. Или на 2 миллиона — кто ж там будет проверять. Все равно ведь, сколько ни сокращай — по любому выходит, что ездить легче. Нет предела аппетитам мэрии…
ЦИТАТА: «Вы знаете, я уверен, что, если бы правительство Москвы ничего не делало с 2010 года в части наведения порядка на дорогах, количество людей, недовольных нами, было бы в тысячи раз больше. Ведь ситуация ухудшалась на глазах: с каждым годом мы стояли бы в пробках все больше и больше».
Этот человек всерьез думает, что его работой москвичи довольны. И говорит это вслух.
ЦИТАТА (о запрете парковки около детских больниц): «Мы должны выбрать, для чего нам нужны дороги: чтобы ехать или чтобы стоять. А что бы вы конкретно в этой ситуации предложили?»
Если перевести с ликсутовского на русский, москвичи выбрали крутиться в ближайших (если повезет) к поликлинике дворах, а потом тащить оттуда больного ребенка. Этот человек вообще себя слышит? А как вам предложение катать больных детей только на такси? Бог с ними с деньгами, но ведь в случае инфекций это означает заразить следующих пассажиров; к тому же заболевшего ребенка может, простите, вырвать... Впрочем, это слишком длинное уравнение для чиновника, который умеет безошибочно подсчитывать только деньги.
ЦИТАТА: «По итогам 2015 года в Москве действует уже 51 тыс. резидентных разрешений».
Еще раз: всего 51 тысяча разрешений парковаться в своем районе. И это в городе с несколькими миллионами машин и сотнями километров платной парковки. Какое-то подозрительно скромное соотношение. Цифра должна бы быть в десять раз больше. Может быть, система все-таки работает как-то не так? Но уверенность вице-мэра непоколебима: он всерьез гордится достигнутыми показателями.
На честном эстонском слове
Вот мы и добрались до самого интересного — до денег.
Максим Ликсутов
Максим Ликсутов. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
ЦИТАТА: «Механизм этот (сбора и перераспределения средств за парковку. — РП.) и так совершенно прозрачный. Не забывайте, ведь сначала мы перечисляем муниципалитету предоплату в размере 80% расчетных сборов за парковку, а по итогам года — остальное».
К сожалению, в муниципалитетах о том, что получают такие деньги, ничего не знают. Более того, проверить это утверждение г-на Ликсутова, как и в случае с волшебными 8 процентами, никак нельзя! Как установила контрольно-счетная палата Москвы, достоверно сопоставить суммы, полученные с автолюбителей всякими ЦОДД и АМПП, с размером поступлений в местные управы невозможно. Проще говоря, никто точно не знает, сколько именно денег собирают с автовладельцев самопровозглашенные хозяева столичных улиц. Соответственно, сколько из них утекает ежедневно мимо городской кассы — тоже не известно.
«Из-за отсутствия доступа к данным информационных систем, задействованных в системе городских расчетов, невозможен достаточный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей за пользование платными городскими парковками. Так, полномочия администратора доходов в полной мере не реализуются, в том числе по причине отсутствия необходимого объема информации о начисленных и оплаченных платежах (организованного информационного обмена между участниками расчетов)».
Вот ведь как получается: парковки оформили, шлагбаумы сделали, запрещающие знаки поставили, а об «информационном обмене» забыли! Тем временем городские депутаты обращают внимание на то, что, пока самих парковок становится все больше, поток «парковочных» денег в управы медленно, но верно иссякает. По подсчетам «Ведомостей», суммарные парковочные поступления в муниципальные бюджеты только за 2014-й год оказались на 900 миллионов (!) рублей меньше, чем реальные сборы с автомобилистов. Куда испарился почти миллиард — неизвестно. «Город забрал их себе и определил, на что тратить», — пояснили депутаты на условиях анонимности. А такую секретность можно истолковать и так: кое-кто забрал деньги кое-куда и распорядился ими там по своему личному усмотрению.
Невыносимая ловкость рук
Комбинация гениальная. Отобрать деньги у москвичей (бюджет города состоит из средств налогоплательщиков) для того, чтобы создать систему отбора денег у москвичей. И заставить москвичей послушно платить за одно и то же снова и снова!
Разложим по полочкам, чтобы все было предельно ясно.
- Придя к власти в городе, группа Максима Ликсутова занялась обустройством парковочных мест — так называемых «карманов». Подобная работа велась и прежним правительством Москвы, но с 2010 года активность на этом направлении выросла в разы. Разумеется, все это за счет города, налогоплательщиков: других источников средств на подобный проект не нашлось.
- Потом стали появляться выделенные трассы и потихоньку речь зашла о платной парковке.
- Потом появились подряды на создание систем платной парковки; причем оплачивались они — напомним еще раз, из бюджета — как «обустройство с нуля», хотя в реальности на тот момент в городе уже были обустроены удобные карманы. В результате потрачено было свыше 16 миллиардов рублей, и эта цифра не окончательная. При этом себестоимость изготовления знаков, установки паркоматов и труда таджикских работяг в оранжевых робах не была обоснована никаким внятным образом.
- И вот после этого вдруг выясняется, что ни один московский район на самом деле так и не увидел реальных денег от расположенных в нем паркингов. Правительство города решило, что ему виднее, как тратить средства автомобилистов, и просто забрало их неизвестно куда — забыв, правда, этих самых автомобилистов об этом известить. Мол, обойдутся газетчики — и все москвичи вместе с ними — абстрактной жвачкой из невнятных интервью и ничего не значащих цифр.
И конца-края расширению платных паркингов не видно, как и бюджетным тратам на их обустройство. За четыре года потрачено на эти цели, повторимся, более 16 млрд руб., а получено от парковок — всего 5,8 млрд. 10 миллиардов убытков! И нет никаких оснований ждать хоть сколько-нибудь значительного прироста прибыли в дальнейшем. А ведь еще в 2013 году Ликсутов обещал городу прибыль от проекта, подчеркивая малый объем затрат на него: дескать, организация платных парковок не требует таких капиталовложений, как, например, при строительстве домов или другой недвижимости, а значит, и окупится намного быстрее…
В ожидании прокурора
Самое смешное, что если бы власть вообще не вмешивалась в проблемы движения (а вмешиваться и регулировать ситуацию она, конечно, должна), никакой катастрофы бы не случилось. С нарастанием пробок люди точно также стали бы отказываться от машин, тем самым поддерживая естественный баланс загруженности дорог. Выделенные полосы помогали бы общественному транспорту и экстренным службам, а главное — город, как ни странно, не получил бы убытков на 10 миллиардов рублей.
Другое дело, что тогда и нужные фирмы, которые злопыхатели называют связанными с чиновниками мэрии, не получили бы 10 миллиардов за многочисленные непонятные, а возможно, и не полностью выполненные в реальности подряды. А разве ж такое безобразие можно было допустить?
***
Есть конкретные люди, которые подписывали распоряжения на соответствующие работы. Есть несколько независимых расследований, которые сходятся в том, что часть средств исчезает без следа. Есть депутатские запросы, в том числе по публикациям «Русской планеты».
Нет только внятной прокурорской проверки и последующего открытия уголовного дела.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости