Новости – Люди
Люди
Парадоксы российской безработицы
Фото: Павел Смертин/ТАСС
Правительство решает проблему занятости в настоящем и одновременно стимулирует безработицу в будущем
10 сентября, 2015 03:43
9 мин
В РФ началось финансирование программ по борьбе с безработицей. Так, Башкирия потратит на эти цели свыше 230 млн рублей, 95% из которых поступят из федерального бюджета. Бóльшая часть (209 млн рублей) пойдет на организацию временной занятости и переобучение людей невостребованных профессий; площадкой переобучения станут крупные предприятия. Остальное предназначено на гранты для молодых предпринимателей — это подается как стимулирование занятости молодежи. В ближайшее время средства также получат Ивановская и Саратовская области.
Будет труд — будут деньги
В общей сложности 52 млрд рублей будет выделено на борьбу с безработицей в 2015 году. А есть ли вообще в России реальная безработица?
Немного истории. Наверное, у большинства из нас в памяти сохранилась американская фотография времен Великой депрессии — оборванец, явно голодающий уже не первую неделю, с картонкой на груди «Буду работать за еду». Да, в ту пору, при крахе экономики страны и полном параличе большинства отраслей экономики он был далеко не единственным, потерявшим в одночасье все. Однако известны случаи и подревнее. К примеру, история отношения Англии — как доминиона — к Ирландии. В один отнюдь не прекрасный день ирландские крестьяне внезапно узнали, что земли, на которых они трудились долгие годы, более им не принадлежат, а находятся в собственности англичан. И ирландцы должны платить за аренду едва ли не больше, чем эти земли могли дать. Кроме того, параллельно был введен закон о борьбе с бродяжничеством: покинуть землю было нельзя, крепостное право чистой воды. С этим в значительной степени и связана волна массовой эмиграции ирландцев в Америку — они ехали не за хорошей жизнью, а от невозможной.
Вернемся к Великой депрессии. Правительство тогдашнего президента США Рузвельта приняло комплексную программу «100 дней» по выводу страны из кризиса, приняв за основу теорию конвергенции, упрощая — «капитализма с элементами социализма, то есть экономика должна базироваться на высокой покупательной способности рабочего и фермера». В результате это привело страну к расцвету, а затем и к кризису общества потребления, но сейчас речь не об этом.
Прежде всего, за бюджетный счет были созданы рабочие места: в строительстве, особенно в дорожном, и в промышленности. Фермерам стали платить дотации, всеми силами стимулировали именно потребление как таковое. И, конечно, кредиты, кредиты, кредиты… К чему это привело впоследствии, можно наблюдать сегодня своими глазами.
В СССР в эти же годы шло становление нового государства, в основе которого лежал марксистский принцип «деньги создаются трудом». Поэтому и безработица носила только временный, условный характер: разве можно назвать переобучающегося полностью безработным, тем более что государство ему выплачивает стипендию за получение новой профессии?
Как ни удивительно, но именно это наследие СССР позволяет утверждать, что истинно массовой безработицы в России в настоящее время нет: мы все еще умеем мыслить по-советски.
Негативные факторы
Разумеется, есть ряд причин, обуславливающих региональную, частичную безработицу.
Первая причина — общемировой кризис экономики, отягощенный взаимными санкциями. Безработица растет во всем мире, отнюдь не только в России. Санкции на нашей экономике сказались не фатально, но все же сказались. К примеру, при закрытии или сокращении выпуска продукции каким-либо из градообразующих предприятий в разряд безработных попадают не только те сотрудники, которые были сокращены, но и те, кто занимался обслуживанием их труда, кто в той или иной степени был с ними связан экономически. Мультипликатор подсчитать непросто, встречаются разные значения, но в первую очередь страдают торговля, сфера услуг, транспорт, что зачастую ведет к дополнительным сокращениям уже в этих отраслях.
Вторая причина — отсутствие у молодежи должного профессионального образования. Теперешнее образование по сравнению с советским выглядит пародийно. Благодаря системе учебно-производственных комплексов (УПК) советский десятиклассник вместе с аттестатом получал еще «корочку» о том, что у него есть какая-никакая, а профессия. И это не считая просто полезных навыков, полученных за время обучения в школе, — от банальных уроков труда, где учили держать в руках напильник и показывали основы работы на станках, и до кружков по интересам — автомотовождения, радиолюбительских и многих других. К сожалению, большинство знаний у современной молодежи — из интернета, а практические навыки в среднем немногим выше нуля и достигнуты почти исключительно за счет самообразования.
Урок труда в одной из школ города
Урок труда в одной из школ города. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Третья причина — «наследие 1990-х». В те годы считалось, что каждый уважающий себя молодой человек рожден «для работы в офисе», труд рабочего стал считаться уделом неудачников, так же как и работа инженера, как и служба военного. Сперва котировались торговцы (спекулянты), потом брокеры (оптовые спекулянты), несколько позже — экономисты (высококвалифицированные бухгалтеры) и юристы, еще позже — люди свободных творческих профессий, теперь именуемые «креаклиат». И вот в этих-то областях в нашей стране явный «кризис перепроизводства», именно здесь — основная безработица.
Ну и четвертая причина, не менее важная: косность и нежелание, инерция. Человек, «всю сознательную жизнь», то есть лет десять, проработавший в офисе, далеко не всегда готов менять привычный уклад на нечто принципиально новое, даже если оно лучше оплачивается. Вот и обивают пороги кадровых агентств юристы, менеджеры по продажам и страховые агенты, а на слесарей выше 5-го разряда работодатели ведут настоящую охоту.
Работа идет
Поговорим о решениях, благо здесь ничего не приходится изобретать. Если посмотреть повнимательнее, правительство РФ умело адаптировало рузвельтовскую программу «100 дней» под отечественные реалии, сделав ставку при этом на совершенно иной принцип: не «потребление — стимул развития», а «производство — стимул развития». Безусловно, не без ошибок, проблем и перекосов. К примеру, то, что происходит со здравоохранением и образованием, трудно назвать неоскорбительным словом. Сокращение численности врачей и медперсонала, «оптимизация» количества койко-мест в больницах, странные объединения совершенно разных медучреждений создали дополнительное давление на рынок труда. Ведь если, условно говоря, 25-летнего «менеджера по лизингу» еще вполне реально быстро переучить (при его желании, безусловно), то 45-летнему врачу с 20-летним стажем переквалифицироваться куда как труднее. Позволительно усомниться в том, что «рынок сам выбирает лучших». Кстати, именно слепая вера в саморегулируемость рынка и довела США до Великой депрессии.
Что предпринимается в России?
Во-первых, идет переквалификация тех, кто может, хочет и кого есть смысл переучивать.
Во-вторых, усиливается социальная поддержка тех, кто переквалификации не подлежит, вплоть до создания для них льготных условий в других регионах. Ну что поделать, если именно в данном райцентре рынок пластической хирургии заполнен? Либо менять профессию, либо переезжать.
В-третьих, стимулируется частный бизнес — на условиях его расширения, что подразумевает создание новых рабочих мест.
В-четвертых, уже запущены программы освоения регионов, ранее не пользовавшихся особой популярностью, а там рабочие руки востребованы практически в любой отрасли.
Что не предпринимается? К сожалению, не происходит ничего положительного в области образования. Вместо обучения школьников каким-либо основам профессии делается обязательным к изучению второй иностранный язык. Кому-то выгоднее, чтобы гражданин уехал за рубеж, а не стал работать на производстве. Министерство образования по-прежнему собирается готовить «идеальных потребителей», а не тружеников. В полном соответствии с законом №273 «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года… Кроме того, нет реальной защиты отечественного рынка труда от неквалифицированных, но дешевых мигрантов из Средней Азии.
***
Сейчас серьезной безработицы в России нет, дел хватает на всех, кто хочет работать. Но на наших глазах закладываются две основы для всплеска уже реальной, а не статистической безработицы 2025–2030 годов: привлечение совершенно не нужных мигрантов плюс демонтаж всего хорошего, что каким-то чудом еще сохранилось в системе школьного образования.
Так и живем: одной рукой строим здание будущего, другой — закладываем мины под его фундамент.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости