Новости – Люди
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Люди
Какие кадры решат все?
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/52/104/staff_620.jpg)
Фото: Слава Алахов / ТАСС
Пора менять «образцовых потребителей» на специалистов по производству
13 августа, 2015 07:00
7 мин
В 1935 году Сталин произнес фразу, ставшую крылатой: «Кадры решают все». И этот тезис является одним из наиболее актуальных для нашего времени.
Страна не тех специалистов
Кадровый голод, испытываемый страной еще с 1980-х, сегодня впору называть, скорее, кадровым удушьем, потому что голод еще можно потерпеть, а вот без воздуха проживешь недолго. Если бедовая демография наградила Россию тяжелой одышкой, то постперестроечная политика наши дыхательные пути практически перекрыла. Встала поперек горла, так сказать. В результате в РФ сложилась совершенно парадоксальная и аварийная, если не сказать катастрофическая, ситуация: помимо того что у нас банально мало трудоспособного населения (из 150 млн человек в оптимальном возрасте находятся не более 50 млн), так оно еще и обучено не так и не тому. Армия, в которой генералов больше, чем солдат, обречена. А работающее сейчас поколение как раз и учили больше руководить и консультировать, а не делать что-то самостоятельно, создавать «при помощи рук и головы из имеющихся материалов».
Особенно очевидно это проявилось в последний год на фоне переориентации экономики на внутренние резервы. Есть проекты, есть ресурсы, есть даже финансы, но физически нет тех, кто способен профессионально решать и выполнять задачи. К примеру, все мы можем представить, какое количество инноваций и изобретений каждый месяц рождается в нашей стране. Но мало только придумать, необходимо еще и реализовать. Допустим, есть у нас для этого инвестиции и мы готовы построить завод, но работников для него откуда взять? Если они и были, то большинство уехало в крупные города работать водителями маршруток и менеджерами по продажам.
Все потому, что нельзя 20 лет выращивать общество «образцовых потребителей» и людей странных забугорных профессий, надеясь, что инженеры, слесари, технологи и токари как-нибудь «самозародятся». И нельзя 20 лет убеждать молодежь, что правильно — это зарабатывать, сидя перед компьютером и переставляя циферки из одной таблицы в другую или перепродавая все, что продается. Иначе в конечном итоге обнаружится, что компьютеров-то в стране хватает на всех (даже на 150 млн человек), а вот людей, которые сделают к ним кресла, соберут столы и обеспечат подачу электричества, не осталось.
Перестарались
Взгляните на любой посвященный трудоустройству сайт. Сколько вы видели за последние 20 лет резюме, к примеру, слесаря 6-го разряда? Их нет.
В 1920–1930-е годы наблюдалась похожая ситуация, только причины были диаметрально противоположными. Тогда в европейской части страны жило примерно в полтора раза больше народа, чем сейчас, но подавляющей частью населения были крестьяне, дай Бог полуграмотные. Требовались технические специалисты, механизаторы, квалифицированные рабочие, но не из кого было их воспитать. И людей-то было полно, но профессиональное образование было для них недосягаемым. Поэтому и придумали рабфаки, где крестьян не только обучали грамоте, но и подтягивали их до предвузовского уровня.
Население, до того существовавшее по преимуществу в непроглядной крестьянской бедности, очень быстро прочувствовало, что институтское образование повышало уровень жизни раз эдак в пять. И с этого момента диплом о получении «вышки» стал символом богатого и почитаемого бытия в противовес нищему деревенскому. Со временем это представление никуда не делось, вот только сам образ «вышки» претерпел кардинальные изменения. Список специальностей разрастался в основном за счет «интеллектуальных» профессий, нужных для новых отраслей, а технические на фоне больших зарплат и высокого спроса на менеджеров, бухгалтеров, юристов и так далее, естественно, проигрывали. Здесь и кроется вторая причина нынешней ситуации. Когда бурный рост инновационных отраслей экономики закончился, спрос на «сидячих» профессионалов с высшим образованием резко упал. Только вот общественное сознание на это не среагировало, и умение составлять таблицы по-прежнему считается более полезным в жизни навыком, нежели умение строить жилье.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles4/1_August_2015/staff_vrez_1.jpg)
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Пора меняться
В общем, несмотря на то что у нашей страны есть значительнейшие запасы всевозможных ресурсов, нет самого главного — людей, которые могли бы непосредственно обеспечивать использование этих богатств на благо России. Отчасти поэтому мы и продаем их за рубеж или сдаем в аренду иностранцам (что, по сути, равноценно).
Что с этим делать? Первой и неотложной мерой должно стать возвращение профессионального образования. И неверно считать, что это даст эффект только в следующем поколении. Существует практика профессионального переобучения. В 1990-е переучивали офицеров, сокращенных из армии, на специалистов в других областях. К примеру, военная связь или военное строительство не так уж кардинально отличались от своих гражданских аналогов, поэтому переподготовка была достаточно легкой, давая отличные результаты.
Мера вторая — безусловно, активная пропаганда. Повышение престижа профессий, связанных с реальным сектором экономики, благо в теперешних условиях ничего и выдумывать не надо, достаточно продемонстрировать «юноше, обдумывающему житье», истинное положение вещей. На фоне санкций и необходимости импортозамещения именно в сфере производства сохраняются стабильные зарплаты, растет потребность в рабочих руках, тогда как в непроизводственных сферах — торговле, банковском деле и т.п. — зарплаты падают, а сотрудников не нанимают, а сокращают.
Мера третья, которая уже реализуется, но пока, видимо, недостаточно — репатриация, вплоть до упрощенной процедуры предоставления российского гражданства экс-гражданам СССР. Здесь имеются свои подводные камни. Специалисты необходимого нам уровня и в других странах зарабатывают достаточно и живут комфортно. Пока так, но по мере развития общемирового кризиса жизнь в РФ будет становиться все более привлекательной.
Мера пятая, вынужденная. Обеспечить процесс передачи знаний и навыков молодому поколению. Но это, к сожалению, возможно лишь путем удержания ветеранов на их рабочих местах. Я не сторонник повышения пенсионного возраста, но есть способы мотивировать человека — и социальные, и административные.
Тут надо понимать, что ранее этот вопрос решался во многом благодаря кооперации со странами Запада. Я собственноручно оформлял в УФМС разрешения на работу для бригады специалистов из страны, которая сейчас с восторгом включилась в режим санкций (а специалисты сидят без работы). Судя по заключаемым «на самом верху» договорам и с учетом того, что в санкционной борьбе мы не собираемся «давать слабину», кадровый вопрос в любом случае придется решать самостоятельно. Более того, срочно. Начни мы этим заниматься хоть с понедельника, уверяю вас, выяснится, что во многом мы уже опоздали. Но это не повод отступать. Наоборот, именно поэтому нужно действовать с удвоенной силой, пока накапливающиеся проблемы не захлестнули общество, не парализовали экономику и не вызвали волну социальных протестов. Наличие кадров действительно решает все, и этот лозунг для России сегодня актуален, как никогда.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости