Новости – Люди












Люди
«Она, как любая мать, против войны и за мир»

СИЗО «Лефортово». Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости
Делом россиянки, обвиняемой в государственной измене, заинтересовались правозащитники и депутаты
29 января, 2015 17:45
4 мин
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков попросил Генпрокуратуру разобраться в деле жительницы Смоленской области, которую обвинили в государственной измене. Об этом он сообщил на своей странице в Facebook.
«Женщина хотела предотвратить гибель людей, — написал он. — Теперь ей грозит до 12 лет тюрьмы. На мой запрос Минобороны ответило, что информация об участии наших войск на востоке Украины — слухи. Значит, мать 7 детей хотят посадить за распространение слухов на 12 лет? Или введение войск — правда и Минобороны меня обмануло, нарушив закон? Написал сегодня очередной запрос в Генпрокуратуру. Пусть разбираются, кто кого вводит в заблуждение».
Следует уточнить, что Светлане Давыдовой по статье «государственная измена» на самом деле грозит от 12 до 20 лет лишения свободы.
По словам Анатолия Горлова, мужа Светланы, весной 2014 года его супруга стала свидетелем разговора военнослужащего из воинской части №48886, которая располагается недалеко от ее дома в городе Вязьма. Военнослужащий рассказывал кому-то по телефону, что его сослуживцев, переодетых в штатское, отправляют в Москву, а затем в командировку. Женщина к этому времени заметила, что воинская часть заметно опустела. Опираясь на эти сведения, Светлана предположила, что речь идет о командировке в Донецк. Дома она рассказала об этом мужу, а потом решила позвонить в посольство Украины в Москве и сообщить эту информацию. По словам Горлова, его супруга таким образом хотела предотвратить возможные жертвы.
Спустя почти год, 21 января 2015 года в их дом ворвались сотрудники ФСБ и задержали женщину.
Как рассказал «Русской планете» Анатолий Горлов, в 8:15 утра в дверь позвонил участковый, ему открыли дверь, а за ним вошла и «вся команда» — спецназ в черной камуфляжной форме. «Дети у нас людей не боятся, но приятного было мало», — вспоминает он. Квартиру обыскали, отправили в Москву, в изолятор Лефортово. Горлов получил соответствующее уведомление лишь на днях, до этого он не знал, где содержат Светлану.
Как сообщили РИА Новости в канцелярии Лефортовского суда, Давыдова заключена под стражу до 19 марта.
В качестве вещественного доказательства изъяли запись, сделанную Светланой: перед тем как звонить в посольство, она сделала себе несколько пометок. «Есть запись, однако она не означает, что человек что-то сделал, — сказал Горлов. — Что она, как любая мать, против войны и за мир — это я тоже подтверждаю. Она действительно могла выражать свое мнение и чисто на эмоциях позвонить, это я допускаю. Я не говорю, что она позвонила, но могла. Только следствие будет выставлять все это как намеренный шаг с ее стороны, а я считаю, что он не продуманный: просто человек не хочет войны и чтобы Россию втягивали в какие-то интриги и игры».
По словам Горлова, они воспитывают семерых детей, младшей дочке всего два месяца, мать ее кормила грудью. «Какой, к черту, шпионаж, некогда было ей заниматься», — сказал муж Светланы. Сейчас смотреть за семерыми детьми Горлову помогают родственники.
Давыдову в настоящее время защищает адвокат по назначению. «Все говорят, нужен хороший адвокат. Но что означает хороший? У меня пока голова кругом идет от этого всего», — признался ее супруг.
Делом уже заинтересовались члены президентского Совета по правам человека, которые пообещали разобраться в нем и, возможно, предоставить юридическую помощь.
О необходимости более детально изучить дело говорили и опрошенные «Русской планеты» депутаты и адвокаты. Так, один из юристов, пожелавший остаться анонимным, отказался комментировать дело именно по причине недостатка информации. «Может, у нее муж военный или еще что?» — сказал собеседник издания. Горлов отметил в разговоре с РП, что не является военнослужащим, но род своей деятельности пояснить отказался.

Адвокат Владимир Жеребенков. Фото: Новодережкин Антон / ТАСС
Адвокат Владимир Жеребенков. Фото: Новодережкин Антон / ТАСС
Адвокат Владимир Жеребенков считает это дело абсурдным, так как женщина сообщила лишь свое предположение. «Если женщина что-то предположила, может, она психически невменяемая, то какие проблемы? Чего создавать на ровном месте шпионаж и терроризм? Это какие-то детские игры», — сказал он «Русской планете».
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов считает, что пока поводов для «нагнетания» ситуации нет. «Если судить об уголовных делах только по словам обвиняемых или их адвокатов, то можно очень легко получить неполную картину, — сказал он РП. — Поэтому все, что касается уголовного дела, тем более по такой тяжелой статье, как "государственная измена", необходимо доверить следствию, либо добиваться публичности процесса. Что касается конкретно случая, когда гражданин Российской Федерации сообщает любые данные о перемещении войск организациям, работающим против Российской Федерации, то, разумеется, приветствовать такие действия нельзя. А о перспективах уголовного дела мы судить не можем, потому что мы не знаем всех деталей. Более того, мы знаем только те детали, которые распространяет защита с целью уйти от уголовной ответственности».
Депутат отметил, что Уголовный кодекс России в настоящее время позволяет привлечь человека к ответственности, даже если он не давал подписки о неразглашении государственной тайны. «Мы прекрасно понимаем, что это состав, связанный в первую очередь только с действиями человека, и только во вторую очередь с последствиями этих действий. Для того чтобы работать против интересов государства, совсем не обязательно иметь доступ к секретным сведениям либо сведениям, составляющим государственную тайну», — сказал Костунов.

Илья Костунов. Фото: личная страница в Facebook
Илья Костунов. Фото: личная страница в Facebook
В октябре 2012 года Госдума приняла поправки в УК, существенно расширяющие составы таких преступлений, как «государственная измена», «шпионаж» и «разглашение государственной тайны».
«Напомню, что по действующей формулировке статьи 275 УК РФ («государственная измена») наказывается даже направление в ЕСПЧ жалобы на власти РФ», — отметил в своем аккаунте в Twitter глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.
«Напомню, что по действующей формулировке статьи 275 УК РФ («государственная измена») наказывается даже направление в ЕСПЧ жалобы на власти РФ», — отметил в своем аккаунте в Twitter глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.
Во-первых, в статье 275 УК («государственная измена») было расширено понятие безопасности. Если раньше изменой считалась деятельность, направленная против «внешней безопасности», под которой в первую очередь понимается подрыв обороноспособности и стратегических интересов государства, то в 2012 году слово «внешняя» было исключено. «Безопасность» — более широкое понятие, и под ней понимается энергетическая, дорожная, авиационная, антитеррористическая, экологическая, компьютерная, экономическая и другие безопасности.
Во-вторых, была изменена статья 283 УК («разглашение государственной тайны»). Если раньше под государственной тайной понимались сведения, которые были доверены или стали известны человеку по службе или работе, то в 2012 году были добавлены «иные случаи» получения данной информации. Поэтому если даже вы узнали о гостайне из газет или в Интернете, рассказывать ее запрещено.
По данным судебного департамента при Верховном суде, за первое полугодие 2014 года по статье «государственная измена» были осуждены шесть человек, и все они приговорены к лишению свободы. В 2013 году осуждены по этой статье были четверо, в 2012 и 2011 годах — по шесть человек.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости