Новости – Люди












Люди
НАТО путается в показаниях

Визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Польшу. Фото: Zuma/ТАСС
Альянс начинает новую игру в вопросе размещения войск в Балтии
2 июня, 2016 08:00
8 мин
В Варшаве 8–9 июля должен пройти очередной саммит НАТО. Основной пункт повестки дня известен уже более чем полгода: существенное расширение контингента войск альянса в Польше и странах Балтии. Разговоры об увеличивающейся агрессии России и необходимости сдерживания нашей страны натовские генералы и политики ведут, по крайней мере, года три. А осенью 2015 года по этому поводу случилась настоящая истерика — руководство НАТО, США, страны Балтии и Польша прямо требовали установления постоянного контингента вооруженных сил не менее 6 тысяч человек на границах с Россией. Более того, «наши западные партнеры» начали ставить под сомнение легитимность в «новых условиях» Основополагающего акта Россия — НАТО.
Так, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский 25 ноября сделал заявление о том, что необходимо признать недействительным Основополагающий акт Россия — НАТО 1997 года: «Это было соглашение политического характера, юридически необязательное (для исполнения), принятое в других международных реалиях. Мы настаиваем на выравнивании уровня безопасности». А 10 февраля 2016 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции в Брюсселе заявил: «Таким образом мы пошлем четкий сигнал. НАТО ответит единым фронтом на любой акт агрессии, проявленный в отношении любого из наших союзников». Он дал понять, что министры обороны стран — членов НАТО единодушны в желании расширить военный контингент в Восточной Европе на границах с Россией.
Германия, Франция, Италия и даже Великобритания с большой неохотой поддерживали тогда все эти разговоры. А вот американцы были весьма настойчивы в эскалации вооруженного противостояния НАТО — Россия. РП писала тогда об этом. Политический обозреватель The Washington Times Тодд Вуд обобщенное мнение политиков и военных США сформулировал следующим образом: мол, когда «Россия поддержала военную агрессию на востоке Украины», она нарушила Основополагающий акт Россия — НАТО от 1997 года. И с точки зрения США, это освобождает НАТО от обязательств по данному соглашению. Поэтому Североатлантический альянс американцы все чаще призывают на постоянной основе разместить войска в Восточной Европе, особенно в странах Балтии.
«Те войска, которые сейчас временно размещаются в каждой стране региона на ротационной основе, не смогли бы остановить наступление России — они создают скорее психологический барьер, — высказывает суть американского подхода к проблеме Тодд Вуд. — Постоянное присутствие войск определенно дало бы Кремлю понять, что Североатлантический альянс жив и здоров. Да, может последовать эквивалентная и противоположная реакция со стороны Кремля, но в данный момент кажется, что у НАТО нет выбора, если оно хочет оставаться жизнеспособным». А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг все прояснил с еще большей ясностью: «Мы должны обеспечить современную для XXI века систему сдерживания».
9 февраля этого года британская The Daily Telegraph панически сообщала, что в НАТО опасаются, что Москва может организовать «гибридную войну» или полномасштабное вторжение в прибалтийские страны, а также в государства Восточной и Южной Европы. Именно поэтому надо разместить дополнительные подразделения в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Болгарии. Их костяк могут составить военнослужащие США, Великобритании и Германии, оснащенные мобильными средствами ПВО.
Еще до осени 2015 года, по данным Rationalgalerie, НАТО постоянно перевозила в Восточную Европу тяжелое оборудование: 250 танков, боевых машин пехоты и артиллерийских орудий для 5 тыс. солдат. Уже в сентябре НАТО торжественно открыло там несколько совершенно новых логистических центров.
И вдруг, когда до долгожданного саммита осталось всего ничего, риторика натовских политиков странным образом изменилась. Сенсационное сообщение сделал министр обороны Польши Антоний Мацеревич. Он сказал, что Российскую военную агрессию, дескать, можно сдержать всего одним ротационным батальоном солдат НАТО: «Это всего лишь передовые силы, и они должны вместе с армиями стран-хозяев сдержать агрессию на время, достаточное для организации альянсом обороны». И неожиданно впал в самое глубокое пораженчество: «С военной точки зрения почти гарантированно можно сказать, что в случае внешней агрессии НАТО потеряет территорию и ее придется отвоевывать».

Министр обороны Польши Антоний Мацеревич на мероприятии по случаю 100 дней до начала саммита НАТО в Варшаве
Министр обороны Польши Антоний Мацеревич на мероприятии по случаю 100 дней до начала саммита НАТО в Варшаве. Фото: АР/ТАСС
Что и говорить, новое высказывание министра не только явно противоречит сказанному его натовскими коллегами осенью 2015 года, но и им самим всего-то десятью днями ранее. В интервью итальянской Corriere della Sera министр вдохновенно говорил, что только граничащие с Россией страны понимают, как обстоят дела на самом деле: «Другие страны, похоже, не осознают всю серьезность ситуации». И особо добавил, что именно Польша «ежедневно подвергается российским провокациям», правда, не уточнил каким, но тем не менее высказался за необходимость увеличить военное присутствие НАТО на границах с Россией.
Что случилось с паном Мацеревичем? Может, он один такой затесался в стройные ряды натовских ястребов? Но свою точку зрения кардинально поменял и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Правда, это признание прозвучало сразу после переговоров с паническим министром Мацеревичем. Неужели генсек проникся упадническим настроением своего коллеги? Во всяком случае г-н Столтенберг прямо заявил польскому телевидению, что Россия — внимание! — «угрозы не представляет». И продолжил, совсем проникшись духом мира, созидания и братства: «Мы хотим избежать новой гонки вооружений и будем и далее делать все, что в наших силах, чтобы проводить конструктивный диалог с Россией, поскольку это хорошо для НАТО».
Но, думается, не надо обольщаться насчет вируса миролюбия так внезапно поразившего натовцев. Дело, кажется, гораздо проще. Еще осенью 2015 года, когда балтийские, польские и американские политики и военные буквально бесновались по поводу ужасно агрессивной России и требовали ввести в регион как можно больше войск и вооружений, немецкий канцлер Ангела Меркель успокаивала своих коллег тем, что по отношению к России Запад должен действовать всегда решительно, но в то же время сохранять открытой дверь для диалога с Москвой: «Такая двойная стратегия, на мой взгляд, является ключом к успеху». Тогда же она выразила уверенность, что НАТО выработает единую линию поведения по отношению к России. И судя по всему, такая линия выработана. Имя ей — банальный торг.
Действительно, за прошедшее время много чего изменилось в мировой политике. Прежде всего стоит отметить военные и политические успехи России в Сирии. Осенью 2015 года еще не было никакого понимания перспективы кампании. Все глубже и глубже засасывает в политическое и финансовое болото Украину, лидеры которой становятся при этом все более неадекватными. К тому же сейчас в помощь дальнейшей шизофренизации руководства страны как раз вовремя подоспела Надежда Савченко. В США разворачивается нешуточное, уникальное для страны предвыборное шоу. Россия демонстрирует стремление к сотрудничеству, и это не может не видеть общественность Европы, которая и сама устала от санкций и хочет развивать отношения с нами. У Европы новые проблемы с переселенцами. Одним словом, время идет, обстоятельства меняются. Так что надо продемонстрировать весь спектр возможных уступок и потенциальных угроз. Думается, скоро мы станем свидетелями интереснейших решений по многим направлениям, прежде всего европейской политики.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости