Михаил Ефремов. Давно народный
Михаил Ефремов. Давно народный

Исполнилось 55 лет замечательному актёру, которого злые языки предлагают лишить звания

Как сообщалось ранее, за те полтора столетия, которые прошли после отмены крепостного права многие россияне, похоже, не вытравили из себя «герасимов». Мы скучаем попеременно то по барыне, проживающей по известному адресу на Остоженке, то по невинно убиенному и впоследствии за то канонизированному вместе с семьёй государю Николаю II, то по товарищу Сталину и советским временам, породившим практику лишения гражданств, званий, жизней.

Здорово было, не правда ли? Неправда. И тот факт, что патриотично настроенные россияне предлагают лишить заслуженного во всех отношениях артиста России за инакомыслие и свободное выражение персонального мнения на «вражеских голосах», безусловно, заслуживает рассмотрения.

«Имперский морок»

Несдержанный и хулиганистый, давно вошедший в амплуа хронического алкоголика, удивляющего своими выходками на сцене и в быту, актёр позволил себе выступить в передаче «Бешеные псы» на открытой в марте 2018 года украинской радиостанции «Радiо НВ» (собственник — инвестиционная компания Dragon Capital), где, традиционно поговорив об алкоголе и специфике актёрской профессии, он в очередной раз порассуждал о российской власти и российской объективной (не пропущенной сквозь призму нашего ТВ) реальности, которую, с точки зрения многих россиян, трогать руками нельзя, равно как и молоть об этих «святых» вещах что попало языком.

Ефремов, как водится, вспомнил молодость, мирно рассказывал о первых ростках культурной свободы, пришедшей в советские времена в его семью вместе с видеокассетами и магнитофоном, привезённом папой (великим актёром Олегом Ефремовым) из Японии и вскользь упомянул, что с возможностью просмотра легендарных западных лет «ушёл коммунистический морок», отметив при этом (с подачи ведущего программы Алексея Тарасова), что сегодня Россия пребывает в совершенно другом — имперском! — мороке, испытывая «фантомные боли» (по поводу утраты пристёгнутых к ней республик, 14 из 15 которых, кроме РФ, отмечают день свободы и независимости от СССР).

— Как так получилось, что бесшабашная и расхристанная Россия, которую мы знали в 90-е, вдруг стала наполнена православными опричниками? — поинтересовался у Ефремова ведущий.

— История, как маятник, — сыронизировал Ефремов, отмечая завидную цикличность того, что происходит в России. — Сейчас она в эту сторону, а когда в другую качнётся, я боюсь, что нас заставят жениться на мужчинах.

Была ещё пара-тройка не очень острых, но вполне весёлых и точных моментов отображения российской реальности.

— Что там происходит у вас сейчас на ТВ? - анализируя опыт работы Михаила Олеговича на Первом канале, спросил у Ефремова Алексей Тарасов. - У нас нет российских каналов, расскажите.

— Сидят люди, орут друг на друга или на какого-нибудь иностранца, - мрачно ответил актёр, сравнив происходящее в пропагандистских передачах с вампукой (трафаретными и шаблонными ходами в дешёвых операх).

Горбачёва, в противовес нынешним тенденциям причисления первого и последнего президента СССР к разряду предателей, актёр назвал освободителем, поблагодарив за 3-4 перестроечных года, когда он испытывал феноменальные ощущения. Ефремов признался, что вытравливал из себя советское через смех, вспомнил о своём давно известном по интервью с Дудём (и не только с ним) мажорском прошлом, приезжавших за дочками отцов из Мосгорисполкома и Минобороны СССР, чёрных «Волгах» у порога школы. Поговорили про сливки с шоколадом, о вере в «разборки» после смерти, разности мнений по поводу избранного Ефремовым формата поведения, его новой роли Царя в фильме «Конёк-Горбунок», где в конце он будет закономерно (как автор прописал) сварен в кипятке.  

В общем, ничего кроме того, что Ефремов говорит во всех своих интервью, сказано не было, а с учётом того, что актёр, гастролирующий по территории Незалежной с проектом «Господин хороший» и новой программой под названием «Говно вопрос» приехал «с корабля на бал», не спавши, градус происходившего на радиоволне в тот день и вовсе можно назвать запредельно низким и совершенно беззлобным.

Что тут началось?

В канун юбилея Михаила Ефремова (10 ноября актёру исполнилось 55 лет) в медиасфере возник член экспертного совета по развитию информационного общества и СМИ при Госдуме Вадим Манукян. Он обвинил его в «непатриотизме», сославшись на произнесённые актёром слова об имперском мороке и фантомных болях. И предложил лишить Михаила Олеговича звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

Таким образом актёр впал во вторую за год немилость госчиновников. В первый раз некто Григорий Иоффе причислил его к разряду «крымоненавистников» за прозвучавшее в программе у Дудя предложение отдать Крымский мост Украине и поставлять Киеву бесплатный газ 10-15 лет подряд в качестве извинений за «вернувшийся домой Крым».

И дело ведь не в Ефремове и его классически невинных высказываниях. А в том, что хочется, нестерпимо хочется государевым слугам возродить треклятую практику лишения званий, гражданства, права на пребывание на Святой Руси, а в конечном итоге и жизни. Ведь общество вопиет! Верните, дескать, смертную казнь не токмо для убивцев, но и для паршивых «гейропейцев» и «либерастов». И вернут. Вот увидите, вернут, совершив очередной шаг по разрыву отношений с ненавистной Европой и удовлетворению забурливших вновь низменных устремлений народных масс, которыми, как известно, можно компенсировать не слишком высокий уровень жизни на фоне вопиющего социального неравенства российского общества.

О предложении лишить актёра звания высказались «коллеги по цеху». Так, не въездной в Украину Михаил Пореченков отметил, что звание Ефремову давалось не за высказывания, а за творческие достижения, коих у актёра, несмотря на заработанное реноме пьяницы и дебошира, немеряно.

Владимир Винокур назвал предложение о лишении звания «Глупостью неимоверной», правда, сразу же оговорился, что не считает, будто Ефремов говорил в интервью серьёзно, а скорее «валял дурака».

Но ведь ежу понятно, что Ефремов ответственен в своих заявлениях и более чем серьёзен именно в амплуа шута, которому испокон веков позволено говорить всё, о чём он не имеет права не говорить.   

Артист (давайте включим в это понятие не только актёров театра и кино, но и людей искусства в целом), который непрерывно поёт дифирамбы власти, называя это «патриотизмом», вовсе не артист. И, тем более, не патриот. Это пропагандист и глашатай государевых идей. Тех идей, у которых, как известно, на Руси судьба одна: быть попранными и проклятыми в тот момент, о котором как раз говорит в своём интервью Ефремов — когда маятник истории качнётся в другую сторону.

Госчиновникам, осуществляющим нападки на Михаила Ефремова, хотелось бы напомнить, что роль актёра, действительно, восходит миссией своей к роли шутов, скоморохов, клоунов. Они испокон веков гримасничали да кривлялись перед власть имущими не только ради того, чтобы развлекать и потешать царей и королей. А для того, чтобы являться для них, пожалуй, единственным источником правды, даже если говорить её приходилось на фоне нарастающего в обществе страха. Той правды, которую, боясь лишиться самого ценного человеческого органа — головы — не могли, по понятным причинам, донести до царей и королей ни представители придворной челяди, ни простолюдины. Не будь шутов — как власть увидит своё истинное лицо? Как будет выдавливать на нём угри да прыщи?

Разумный и мудрый вседержитель знает, что шут и клоун, рискующий каждый день головой и обличающий пороки власти и общества, которое она администрирует, — главнейший человек при дворе.

Такой правитель любит и ценит шута, одаряя его не пинками, не ударами длинных ножей в темном переулке, а пряниками, которые в предлагаемых обстоятельствах российской реальности, не претерпевшей особых изменений с советских времён, эквивалентны званиям и премиям, орденам и наградам.

И в этом плане Михаил Олегович Ефремов с его в высшей степени клиническим правдолюбием давно заслужил звание народного, которое лишь подтвердит его статус всенародно известного и любимого многими артиста.  

Виновата ли власть, что этого звания он до сих пор не имеет? Лишь отчасти. Виновата толпа, истекающая слюнями и скучающая по барыне, царю и по крепкой руке тех ответственных лиц, по приказу которых он был отправлен к праотцам в небытие.

И 27 лет существования свободной и независимой России лучше всего показывают, что без кровавого террора, без нагнетаемого в обществе нарастающего в геометрической прогрессии страха лишения свободы, паспорта, привилегий, работы и прав у нас… ну никак нельзя создать хотя бы какое-то подобие «социальной справедливости».

Хочется верить, что российская власть будет в достаточной степени разумной, чтобы не реагировать на запросы общества, алчущего опалы, крови, лишения свободы и жизни инакомыслящих.

Ведь начав с репрессий в отношении инакомыслящих художников, через некоторое время каждый сможет поднять уровень адреналина в своей же крови, почувствовав «елей» ежовых рукавиц на собственной, пусть даже покорной и безропотной, глотке.

Такая история.

Денис Коротков – свидетель Иеговы или просто продажный журналист? Далее в рубрике Денис Коротков – свидетель Иеговы или просто продажный журналист?Детские смерти и защита сектантов стали источником дохода петербургского журналиста

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»