Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Люди боятся слова "ДЦП" — такой пещерный уровень»

Во время перемены в среднеобразовательной школе № 1161. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Корреспондент РП посетил круглый стол о перспективах инклюзивного — то есть не разделяющего детей на «здоровых» и «инвалидов» — образования в России

Елена Коваленко
21 декабря, 2013 13:22
4 мин
В пятницу в московском Независимом пресс-центре медики и психологи обсудили достоинства и недостатки инклюзивного образования.
По словам ревматолога Александра Шелехова-Кравченко, врачам не совсем ясна концепция такой педагогической модели. «Инклюзивное образование вводится быстро, без широкого обсуждения с врачами, родителями и вообще с общественностью. Медицинский аспект этого введения непонятен: не ухудшит ли совместное обучение медицинское состояние детей? Также не совсем понятен адаптационный период для такого образования в России», — сказал он.
«У ребенка с ограниченными физическими возможностями другой ритм жизни, другое восприятие мира. Он по-другому спит, его день наполнен по-другому, гигиена, физические нагрузки — все другое. Раз мы его вводим в жизнь обычных детей, то и дома ему надо такую жизнь сделать», — рассуждал доктор медицинских наук, врач-реабилитолог Евгений Блюм.
«Если исходить из того, что ребенок здесь главный, то нужно понять, что будет на выходе и за что мы боремся: за результат, за процесс или отдаем дань современным гуманистическим течениям, — задался вопросом реабилитолог. — Хотим ли мы приравнять детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями к здоровым, а здоровых — к ним, или хотим найти нечто среднее?»
По словам директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ, кандидата психологических наук Светланы Алехиной,
в области инклюзивного образования Россия отстает от остального мира на 30—40 лет.
«До 1 сентября 2013 года (дата вступления в силу нового закона "Об образовании". — РП) инклюзивное образование находилось в процессе обсуждения, и лишь единицы из российских школ пробовали включать детей с ограниченными возможностями в обычные классы.
Сейчас 53—55% таких детей учатся в обычных школах, это общероссийский показатель», 
отметила она и напомнила, что в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.
По мнению Алехиной, проблема инклюзии является настолько серьезным вызовом для системы образования, что все решения в этой области являются политическими. И образование пока не готово на этот вызов ответить. «К 2016 году требуется, чтобы только 20% учреждений достигли высокого уровня инклюзивного образования, создали инклюзивные образовательные пространства, среду и так далее», — отметила она.
«Традиция заключается в том, что мы видим проблему в ребенке и адаптируем его к условиям российского образования, сегментируем детей по типу нарушений здоровья и адаптируем. И дети находятся в обществе себе подобных, потому что проще создать им специализированные условия в отдельном учреждении, чем во всей системе образования», — рассказала Алехина.
Коллега и сын Евгения Блюма Леонид Блюм обратил внимание на то, что говорить об инклюзивном образовании вне контекста социальной среды в целом бессмысленно:
«Посмотрите на обычную девятиэтажку: инвалид там застрянет».
По мнению Блюма-сына, главный положительный эффект инклюзивного образования — в том, как оно влияет на обычных, здоровых детей.
Евгений Блюм. Фото: lindarevista.es
Евгений Блюм. Фото: lindarevista.es
«Дети с раннего возраста учатся воспринимать других такими же, как они сами, но с особенностями. В этом заключается принципиальный прорыв», — убежден врач. Кроме того, у родителей детей-инвалидов появляется право выбора.
«Одна семья отдаст ребенка в интернат для слабовидящих детей на 5 дней в неделю, а другая отдаст ребенка в инклюзивный класс. Все родители разные», — поддержала его Алехина.
По мнению Блюма-сына, сейчас дети с ограниченными возможностями находятся в России в своеобразной резервации.
«Люди боятся слова "ДЦП" как тотемного знака — такой пещерный уровень.
Резервация сохранится и будет разрушительно влиять на общество, пока мы не преодолеем это тотемное мышление», — уверен врач.
«Инвалид выполняет сверхважную роль оздоровления общества. Иначе мы скатываемся к спартанскому подходу», — предупредил Блюм-сын, имея в виду, очевидно, упоминавшийся у Плутарха спартанский обычай сбрасывать «слабых и уродливых» младенцев в ущелье.
Для успешного обучения ребенка в инклюзивной системе требуется адаптация к его возможностям образовательной программы, создание специальных условий и психолого-педагогическое сопровождение, а некоторым детям необходимы тьюторы — персональные наставники, рассказала Алехина. По словам психолога, на данный момент трудности начинаются уже с вопроса транспортной (как детям-инвалидам добраться до школы) и архитектурной (как попасть в класс) доступности. Кроме того, инклюзивная школа не может обойтись без психологов, логопедов и дефектологов, но пока 85% бюджета школ уходит на зарплаты учителям-предметникам.
«Нет никакой безбарьерной среды, у входа в каждый кабинет — порожек. Тратим деньги на сенсорные комнаты, с которыми не умеем работать, а элементарные меры по доступности принять не можем», — сетует Алехина.
«Медики же сейчас выведены из системы образования. Мы решаем включить в школу детей с инвалидностью, и лишаем их медицинской помощи. Это очень серьезное противоречие, — добавила она. — Школа становится инклюзивной только тогда, когда создает условия для детей с разными потребностями».
По словам Алехиной, уже сейчас в педагогических вузах открываются магистратуры по инклюзивному образованию, в четырех вузах открыт бакалавриат. Также обсуждается вопрос о том, чтобы ввести модуль по инклюзии в программу общей подготовки учителей. Блюм-отец тут же задался вопросом, на кого будет ориентироваться педагог в классе — «на сильное или на слабое звено»?
«Введение инклюзивного образования потребует много времени, и это будет непросто — в людях очень много психологических барьеров, в том числе в учителях и родителях», — резюмировала Алехина.
Ранее «Русская планета» писала об инклюзии в связи с вступлением в силу нового закона об образовании: сомнения учителей вызывала как готовность школ к такой системе, так и разработка новых профессиональных стандартов.
«Заниматься с этими детьми в обычных школах никто не умеет, мы не можем переходить на инклюзию, — говорила тогда исполнительный директор центра „Контакт“ Елена Багарадникова. — Кроме того, положенные четыре часа бесплатной коррекции теперь урезали в два раза, и этим можно заниматься только в неучебное время. Это невозможно без продленки, а продленка платная. Мы не знаем, что делать».
«Я видел выжимку из проекта профстандарта. Согласно ему, учитель — это супергений, который непонятно где обучался и непонятно где работает», — отмечал в сентябре член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, говоря о преподавании в инклюзивных классах. «В стандарте заложен супергений. Ни один из работающих учителей такому стандарту не соответствует», — уверен педагог.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
4 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ