«Если мы не будем заниматься политикой, то останемся без школ»
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ, архив

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ, архив

Учителя подвели первые итоги работы по новому закону «Об образовании»: минусов больше, чем плюсов

1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании». Проблемы московских школ в контексте нового законодательства обсудили в среду в Независимом пресс-центре учителя и родители школьников. Нагрузка на педагогов растет, денег не хватает, коррекционные школы постепенно остаются без логопедов и нейропсихологов, а обычные — без библиотекарей и учителей-совместителей.

«Этот закон — один из самых либеральных и свободных законов об образовании, он дал полную свободу действий региональным властям и снял всякую ответственность с власти федеральной. Теперь мы полностью зависим от желаний региональной и муниципальной власти», — начал свое выступление учитель и член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

По словам Луховицкого, в законе не зафиксированы многие важные положения. Так, в нем ничего не сказано об обязанности власти предоставлять бесплатное дополнительное образование. Многое неясно и в вопросе финансирования школ и оплаты труда учителей. «Учительская зарплата должна быть средней по региону, из-за этого средняя нагрузка для учителя теперь составляет полторы ставки. Администрация выдавливает с работы библиотекарей, психологов и социальных работников, увольняет совместителей. Школам оказывается невыгодно приглашать из вузов кандидатов наук, чтобы они преподавали интересные предметы», — возмущается учитель.

В итоге педагоги вынуждены брать больше нагрузки, находясь при этом в полной зависимости от администрации, которая, в свою очередь, контролируется департаментом образования. «По закону, департамент назначает директоров школ, — говорит Луховицкий, — и он же может уволить их в любой момент, без объяснения причин, как не оправдавших доверие».

Еще одна проблема, по словам педагога, — это так называемый эффективный контракт. Имеется в виду временный договор с учителем, в тексте которого может оказаться буквально что угодно.

«Я своими глазами видел такой пункт: "Учитель обязуется подготовить к ЕГЭ не менее чем на 75 баллов из 100 по своему предмету". То есть если какой-то ученик наберет 74 балла, то это может стать основанием для увольнения», —

рассказывает представитель профсоюза.

Кроме того, учителя могут столкнуться с новыми проблемами из-за вступления России в ВТО, поскольку оно предусматривает введение профессиональных стандартов. «Я видел выжимку из проекта профстандарта. Согласно ему, учитель — это супергений, который непонятно где обучался и непонятно где работает», — говорит Луховицкий. В документе говорится, что учитель должен преподавать в инклюзивном классе, в котором могут одновременно учиться обычные дети, дети с ДЦП, с девиантным поведением, дети-спортсмены, дети с определенными творческими склонностями и любые другие. «В стандарте заложен супергений. Ни один из работающих учителей такому стандарту не соответствует», — заключает представитель профсоюза.

Инклюзивное образование стало проблемой и для родителей детей с ограниченными возможностями. «Замечательно, что департамент хочет включить детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество. Только к этому не готово ни общество, ни педагогический состав», — говорит исполнительный директор центра «Контакт» Елена Багарадникова. Обучаться в обычных школах такие дети не могут, поскольку многим из них необходимы малокомплектные классы с коррекционным сопровождением. Но поскольку зарплата учителя теперь напрямую зависит от количества учеников в классе, опытные кадры уходят, а на оставшихся педагогов растет нагрузка.

«Заниматься с этими детьми в обычных школах никто не умеет, мы не можем переходить на инклюзию, — считает Багарадникова. — Кроме того, положенные четыре часа бесплатной коррекции теперь урезали в два раза, и этим можно заниматься только в неучебное время. Это невозможно без продленки, а продленка платная. Мы не знаем, что делать».

«С этого года стало трудно устроить в образовательные учреждения детей со временной регистрацией. Это и дети мигрантов, и дети российских граждан, которые переехали сюда работать. Финансирование распадается на 83 субъекта, и Москва не хочет платить за чужих детей», — рассказывает руководитель «Ассоциации в защиту семьи, родителей и детей» Марина Ожегова. Возможный выход из сложившейся ситуации в ассоциации видят в создании специальных полисов, аналогичных медицинским, которые могли бы позволить детям учиться в любом субъекте страны.

«Если мы не будем заниматься политикой, то останемся в новостройке без поликлиник, школ и детских садов. А через пару лет у нас начнутся проблемы с отоплением, — заключил учитель и организатор научно-образовательной колонны на массовых акциях протеста Григорий Колюцкий. — В стране экономический кризис, и будут экономить на всех. Кто не будет громко орать — останется без денег вовсе».

Вступивший с нового учебного года закон «Об образовании» разрабатывался более пяти лет. 29 декабря он был подписан Владимиром Путиным. В законе описана структура образования, начиная от детского сада и заканчивая послевузовским профобразованием, и введена новая система финансирования учреждений. Также документ закрепляет обязательную итоговую аттестацию для девятиклассников (ГИА), продляет действие результатов ЕГЭ до пяти лет, вводит обязательную школьную форму, определяет особый статус для учителей и устанавливает, что зарплата учителя должна быть не ниже средней по региону. В детских садах происходит разделение функций образования и ухода за детьми, а школы могут получать доходы и самостоятельно ими распоряжаться. Особое внимание в законе уделяется детям с ограниченными возможностями — в частности, по возможности они теперь должны учиться в обычных школах. Критики закона отмечают, что он сильно сокращает социальные обязательства государства.

Комментарии

02 октября 2013, 23:24
Вот что-что а в покойном ныне совке образование было не самым плохим в мире. Зачем туда лезли, зачем ломали, непонятно. В стране много проблемных сфер, требующих срочного вмешательства, помимо образования.
03 октября 2013, 09:48
Государство скинуло с себя финансирование школ. Теперь же минимальная зарплата достигается за счет полутора ставок=это вообще безумие какое то. Закон требует доработок и желательо срочно.
03 октября 2013, 12:22
Зато непаханное поле для взяток, злоупотреблений и коррупции. Это как бы если бы гаишникам законодательно разрешили зарабатывать себе зарплату самим.
03 октября 2013, 18:41
Чем собственно гаишники, в отличие от нищих учителей, благополучно занимаются
03 октября 2013, 08:54
С таким подходом к реформе у нас студенты перестанут поступать в педагогические вузы, ставят учителей в бесправное положение(

Погубите сельскую и рабочую интеллигенцию - потеряете регионы, господа ливановцы!
03 октября 2013, 09:35
Реформа не плохая, да и новый закон дает новые возможности педагогам, просто не привыкли еще учителя.. Дайте время притереться как педагогам, так и чиновникам...
03 октября 2013, 10:17
В нынешнем виде реформа ущемляет интересы учителей. Притереться может и притрутся,но какой ценой?

03 октября 2013, 12:25
Бред. Этот закон - всего лишь тупая копия подобного американского закона. Нашим думать-то некогда, они все о России переживают, легче и проще скопипастить уже готовое. А начиналось все с диссертаций)
03 октября 2013, 10:39
Все в конце концов придет к тому, что образование станет полностью платным. Как в детском садике сделали - обучение вроде бесплатно, а вот за услуги по присмотру за детьми нужно платить. Теперь могут гордо заявлять, что дошкольное образование у нас бесплатное, но платить-то все равно приходится)
03 октября 2013, 12:07
Эффективный договор - что это люди? Если действительно есть такой пункт как подготовка учеников к сдаче ЕГЭ минимум на 75 процентов из 100,тогда учителей просто толкают на правонарушения. Ведь ради того что бы по этому договору не лишиться должности и зарплаты люди попросту будут стараться любыми путями достичь этих 75 процентов. Пусть статистика ЕГЭ от этого улучшится,но по факту наша страна от этого будет терять каждый год тысячи умных детей. Потому что вместо ума им нужна будет хитрость,что бы прожить в этой стране. Чему мы учим молодое поколение...
03 октября 2013, 18:42
В Дагестане учителя просто расстреливают, если сын главы местного тейпа 100 баллов не наберет((
03 октября 2013, 13:39
До чего не коснись, идут наирадикальнишие перемены, во всех областях сразу, в сжатые сроки. НЕ уверен что данные масштабы перемен, не усадит родное государство на шпагат, и оно может растянуться и нигде не успеть
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»