Новости – Люди
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Люди
Южно-Китайское русское море
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/52/104/2907_China__620.jpg)
Церемония встречи военно-морских сил России в порту на востоке Китая. Фото: Zuma/ТАСС
Россия военными маневрами поддержит Китай в его территориальном споре с Филиппинами
29 июля, 2016 14:30
8 мин
Спор о принадлежности островов и акватории в Южно-Китайском море приобретает глобальный размах. Если раньше его активными участниками были только страны региона, то с вмешательством США баланс сил изменился. Позиции государств, оспаривающих у КНР острова, усилились. Это в первую очередь Филиппины, но также Вьетнам, Малайзия и Бруней. Результатом агрессивной политики Вашингтона стала поддержка Китая Россией. Москва готова помочь Пекину как политическими, так и военными мерами. Риск горячего столкновения сверхдержав в Юго-Восточной Азии увеличился.
О том, что КНР и РФ проведут в сентябре 2016 года совместные учения в акватории Южно-Китайского моря, сообщило Associated Press со ссылкой на представителя Минобороны КНР полковника Янга Юджина. Позже эту информацию опубликовало официальное китайское издание «Женьминь Жибао». Цель учений, состоящих из морской и воздушной частей, заявлена стандартная — проверка боеготовности в вопросах угроз с моря. Кроме того, речь идет об укреплении отношений между военными ведомствами двух стран.
Именно «укрепление отношений» и есть самое важное в этой истории. И дело, конечно, не столько в профильных министерствах, сколько странах как таковых. Предстоящие военные маневры — жест солидарности Москвы с Пекином в трудное для него время. Несмотря на формальную оговорку о том, что «учения не направлены против третьих стран», очевидно, что как раз против них они и направлены. Китай полон решимости отстоять свое право на острова, несмотря на угрозы действием со стороны США. Россия же решает собственные задачи — сдерживает стратегического конкурента малой кровью.
А сдерживать приходится: под предлогом беспокойства о свободе судоходства в Малаккском проливе Вашингтон в последнее время наращивает здесь свое военное присутствие. По информации еженедельника Navy Times, в течение последних двух недель эсминцы ВМС США Stethem, Spruance и Momsen осуществляли патрулирование вблизи спорных островов Наньша (Спратли) и Хуанъянь (риф Скарборо). Помимо эсминцев, в американскую ударную группу в регионе входят авианосец Ronald Reagan, два крейсера, а также атомная подводная лодка Mississippi, оснащенная крылатыми ракетами. Есть информация о направлении в Южно-Китайское море еще одного американского авианосца.
Усиление активности Пентагона произошло не вдруг. По данным Минобороны КНР, американские самолеты-разведчики ежегодно совершают до 500 вылетов к границам территориальных вод Китая. Большинство из них как раз в Южно-Китайском море. В Пекине уверены, что нынешнее обострение — часть более масштабного плана США по стратегическому окружению Китая. Этой же цели, в частности, служит недавнее размещение в Южной Корее системы ПРО THAAD. Предлогом здесь стала северокорейская ядерная программа. Ранее аналогичная программа Ирана была названа причиной изменения конфигурации ПРО в Европе. Так что в Москве прекрасно понимают Пекин — сами были в таком положении.
До сих пор поддержка Москвы ограничивалась дипломатическими мерами. Так, глава МИД Сергей Лавров прямо указывал на желание России «видеть споры урегулированными мирным политико-дипломатическим путем напрямую между заинтересованными странами без какого-либо вмешательства третьих сил и каких-либо попыток интернационализировать эти споры». «К сожалению, такие попытки предпринимаются», — констатирует теперь Лавров. Тонкий намек мэтра дипломатии на толстые обстоятельства: американские авианосцы, бороздящие южнокитайские воды, разрушили намечающееся было согласие.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles4/!_2016/07_July_2016/2907_China+_vrez.jpg)
Военные учения ВМС Китая в Южно-Китайском море
Военные учения ВМС Китая в Южно-Китайском море. Фото: Zuma/ТАСС
А ведь еще сравнительно недавно стороны уверенно шли к решению вопроса через «замораживание» политических споров и приоритетное развитие экономического сотрудничества. Так, в ноябре 2002 года было подписано беспрецедентное соглашение, по которому решение вопроса о статусе спорных территорий откладывалось на полвека (!), до 2052 года. А в 2005-м нефтяные компании Китая, Вьетнама и Филиппин даже подписали соглашение о совместной разведке на шельфе нефтяных месторождений, подчеркнув, что речь идет о коммерческом проекте, а территориальные споры пусть останутся в стороне. Однако с вмешательством США хрупкое равновесие было нарушено. Теперь для его восстановления к китайской чаше весов придется «приложиться» России, хотя ранее наш МИД подчеркивал, что РФ не является субъектом этого спора.
Есть, правда, одно «но». Помимо островов Наньша (Спратли) и Хуанъянь (риф Скарборо), спор идет о принадлежности архипелага Сиша (Парасельские острова). Свой суверенитет над ним Китай установил еще в 1974 году, воспользовавшись гражданской войной во Вьетнаме. Таким образом, сейчас Вьетнам числится среди первых претендентов на этот архипелаг. Поддерживая Пекин, Москва рискует потерять симпатии Ханоя. А ведь у России подписано соглашение об упрощенном порядке захода наших судов на бывшую советскую базу в Камрани. Недалек тот час, когда ВМФ России вновь сможет получить ее в полное свое распоряжение. Так что, оказывая дружескую услугу Китаю, не следует забывать и о собственных целях.
Китай и Россия против Гааги
Жаркие споры вокруг этих, казалось бы, малопригодных для жизни рифов и скал объясняются огромным материальным и политическим интересом участников. Дело в том, что их обладатель получает право на исключительную экономическую зону. По предварительным оценкам, запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря превышают 200 млрд баррелей. Это в 10 раз больше всех разведанных запасов США. Объем же природного газа под морским дном — 25 трлн кубометров, и он сопоставим с запасами такого крупного его поставщика, как Катар. На кону огромные деньги и энергетическая безопасность крупнейшего региона.
Кроме того, Южно-Китайское море — важнейший регион с точки зрения геополитики и глобальной экономики. Через его акваторию перемещается половина объема мировой морской торговли — товары на сумму 5 трлн долларов. В том числе 80% поставок нефти в такие экономически значимые для мира страны, как Япония, Южная Корея и Тайвань. С военной точки зрения страна, контролирующая острова Южно-Китайского моря, «держит» все пути из Европы, Африки и Западной Азии в Азию Восточную, не стесняются отмечать китайские СМИ. Что же, китайская игра стоит свеч, а значит, и ее поддержка Россией — тоже.
При этом политические обстоятельства вокруг спора еще более глобальны и потому важны. Речь идет не более и не менее как о попытке Запада диктовать правила игры всем остальным странам на планете. И, конечно, судить за их несоблюдение. В случае островов это выразилось в инициированном США иске одной из заинтересованных сторон — Филиппин — в Третейский суд в Гааге. Согласно его решению, оглашенному пару недель назад, КНР не может претендовать на указанные районы Южно-Китайского моря. Пекин, правда, не собирается его выполнять, что резонно. Третейский характер суда соблюден не был, так как Китай иск не поддержал и Гаагу за судебную инстанцию не считает. Позиция России здесь похожа — с «международными» трибуналами, действующими в политических интересах Запада, пора заканчивать.
Тем не менее США попробовали закрепить полученный судебный вердикт через решение стран АСЕАН. Правда, участникам 49-й встречи министров иностранных дел, которая прошла в столице Лаоса 24 июля, не удалось занять единую позицию по этому поводу. Причем роль «киллера» соглашения для Китая сыграла Камбоджа. Не являясь участником АСЕАН, КНР нередко прибегает к политической помощи своего сателлита. На этот раз тандем Китай — Камбоджа действовал с точностью до наоборот тандему США — Филиппины. Вердикт Гааги даже не был упомянут в итоговой резолюции. Срочная мобилизация Вашингтоном своих союзников — Австралии и Японии — осталась не более чем сотрясанием воздуха. Политическая атака Запада была отбита.
Теперь, однако, наступает черед действий «на земле». Точнее, на воде. Не прекращая борьбу на дипломатическом фронте, КНР тем временем форсированными темпами строит в Южно-Китайском море искусственные острова, пригодные для размещения военных контингентов. Как только это станет возможно, баланс сил в регионе восстановится. А пока Россия окажет Пекину содействие, приняв участие в сентябрьских военных учениях. В случае необходимости это позволит рассчитывать и на ответную поддержку Китая.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости