Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Стратегия развития России с точки зрения маркетинга. Часть I

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
Как правильно определить цели развития, риски и сильные стороны экономики, осознать реальную ценность имеющихся ресурсов страны и целенаправленно двигаться вперед, не оглядываясь на Запад
Григорий Шугаев
12 июля, 2016 11:00
9 мин
Наше информационное пространство уже давно заполонили слова-перевертыши. Возьмем такое расхожее слово, как «маркетинг». Десятки вузов предлагают пойти учиться на маркетолога. В книжных магазинах целые полки заставлены книгами, учебниками, пособиями по этой мудреной науке. Однако если спросить случайного прохожего, даже с высшим образованием, он убежденно ответит, что маркетинг — это наука, как навязать совершенно бесполезный товар, да еще за большие деньги.
Однако, когда маркетинг задумывался, под ним подразумевалось нечто совершенно иное. И настоящие маркетологи существуют — именно с их помощью появляются прорывные индустриальные и общественные проекты, а также принципиально новые товары, услуги и лекарства.  Ведь изначально маркетинг — это прежде всего система управления разработкой и продвижением товаров и услуг. При этом не абы каких, а только обладающих ценностью для потребителя, производителя и общества в целом. РП почти каждый день пишет о том, что и кто мешает экономическому и нравственному развитию страны, о том, что необходимо сделать для благоустройства и нормальной жизни Отечества. К обсуждению непростых проблем редакция пригласила координатора PR-комитета Гильдии маркетологов Дмитрия Иванюшина. По итогам бесед мы решили сделать несколько совместных материалов о том, «как нам обустроить Россию».   
Первое, с чего следует начать, так это с констатации того печального факта, что промышленный маркетинг на корпоративном уровне существует, а вот уже на отраслевом и, что самое горестное, на общенациональном его просто нет. Можно говорить, что маркетинг развития России только формируется. Долгое время успешно этой темой занимался, к сожалению, рано ушедший из жизни профессор Александр Панкрухин, у которого много научных статей и есть даже учебник. В своих трудах он отразил ключевые риски, с которыми будут сталкиваться современные страны вообще. В том числе задолго до всех наблюдаемых нами событий в Европе он описал риски, связанные с массовой миграцией. И на таком уровне у нас маркетинга, к сожалению, нет.
Почему так происходит? Маркетинг для России не встроен четко в государственное управление. Ничего подобного у нас нет, несмотря на различные государственные или полугосударственные  институты развития и центры стратегических разработок. Какие-то системы управления рисками существуют, но с существенным перекосом в сторону управления именно финансовыми рисками. Это тоже объяснимо: лидерство в экономике не только российской, но и мировой захватили финансовые корпорации, поэтому они и диктуют свои условия и подходы к управлению рисками. А так быть не должно. В этом одна из главнейших причин диссонанса в подходах к развитию, планированию и реализации экономической политики. Простейший пример — недавняя дискуссия министра обороны Сергея Шойгу и главы Минфина Антона Силуанова. Обратите внимание: Силуанов демонстрирует типичный бухгалтерский подход, то есть краткосрочный, сиюминутный. Когда к власти даже в обыкновенной корпорации приходит бухгалтер, то есть обычного бухгалтера назначают финансовым директором, он начинает потихонечку разваливать всю корпорацию. Это связано не с тем, что он плохой бухгалтер (бухгалтерия — очень важная сфера).  Смысл в том, что бухгалтерская схема управления рассчитана на однозначную подчиненность неким более высоким целям. А когда исполнитель начинает руководить мозговым центром, вот тут получаются, мягко говоря, нестыковки.
Антон Силуанов и Сергей Шойгу (слева направо)
Антон Силуанов и Сергей Шойгу. Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Бухгалтер может определить только некоторые риски, связанные с учетом тех или иных операций, и работает в очень коротком жизненном цикле: отчет квартальный, отчет годовой, и не более того.  Если же мы говорим об управлении такими странами, как Россия, то здесь жизненный цикл — уже тысячелетия. Надо уметь мыслить веками. Бухгалтеров же не готовят для того, чтобы они мыслили столетиями, и бухгалтерский подход не позволяет увидеть рисков на большом промежутке времени. Например, сокращая объем производительных рабочих (это реальные действия корпоративной практики), мы в очень коротком промежутке времени получаем видимость роста прибыли. То есть мы сократили зарплату, увеличили прибыль по бухгалтерским отчетам, а фактически — украли прибыль у будущих периодов. Это корпорацию можно закрыть послезавтра или через год-два, а со страной все иначе.  Точно так же, если мы во главу угла ставим финансовые параметры, а не безопасность государства, то мы вообще ставим с ног на голову все государственное управление.
Антон Силуанов и многие руководители экономического блока правительства  демонстрируют такую пластическую бухгалтерскую методику управления. Силуанов хороший бухгалтер, бюджет сводит и разводит, все хорошо. Но, когда он высказывает суждения о национальной безопасности, эти суждения очень опасны.  И это вовсе не политическая оценка, а именно взгляд с точки зрения управления рисками. Когда силовые структуры доверяют в управление бухгалтеру, а силовые структуры сейчас фактически подчинены Минфину, это большой риск. И министр финансов это продемонстрировал в дискуссии с министром обороны, который как раз мыслит системно и с точки зрения управления рисками. Собственно, это и является его профессиональной сферой. Как в другое время Сергей Шойгу управлял экстремальными ситуациями в МЧС, так он управляет сейчас обороной. По мнению многих руководителей в правительстве, целью жизни являются деньги, а все остальные цели денежной подчиняются. Но на самом деле деньги являются лишь средством для достижения чего-то.
Что может предложить маркетолог в качестве средства управления страной, так это маркетинговый подход к анализу экономических ситуаций и маркетинговый подход к оценке. Базовое определение маркетинга, которое в свое время предложил Филип Котлер, звучит так: маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение  потребностей посредством обмена. Здесь ключевые фразы — удовлетворение потребностей и обмен (не обман, не продажа, а обмен).  И обмен подразумевает равенство сторон. Здесь не обязательно должен быть один продавец, другой покупатель, тут могут быть другие равные стороны. Обмениваться можно чем угодно: товарами, информацией, услугами, знаниями, событиями, даже эмоциями, и очень часто не за деньги. Исходя из этого высказывания-определения, должны быть сформулированы на стратегическом уровне цели и потребности, во-первых, клиентов. Если мы не понимаем, какие у них потребности и в чем они будут нуждаться именно завтра, то мы ничего продать им не сможем, потому что мы просто не понимаем их, находимся с ними в разрыве. То есть мы произведем нечто, что не будет потом приобретаться.
Есть другой риск, связанный с тем, что мы не понимаем потребности конкурентов. И тут мы можем просто не понять направление их движения, то есть что они на самом деле хотят — захватить весь рынок или нашу корпорацию. В маркетинге развития стран это очень важно. И если мы не понимаем намерений или потребностей наших конкурентов или партнеров (ведь  маркетинг это не всегда конкуренция, иногда и партнерство, а зачастую пересекается то и другое), здесь тоже не получится результата.
И, наконец, самая большая опасность, которая существует в России на протяжении уже 25 лет, — отсутствие собственной цели. То есть страна до сих пор не сформулировала на общенациональном уровне своих державных целей, своей государственной стратегии. И мы говорим сейчас о национальной стратегии, а не о национальной идее. Национальная идея — это область идеологии, а не сфера системного управления. И эту разницу важно осмыслить, потому что часто эти понятия подменяются, а от этого происходят большие неприятности.
Уже очевидно, что Россия идет в фарватере стратегии, заявленной нашими партнерами и конкурентами, и фактически реализует чужие стратегии. Так как если своя цель не сформулирована, мы будем решать чужие задачи. Потому что они сформулировали свои потребности. Существуют такие структуры: Всемирный банк, МВФ, еще какие-то международные объединения. Это вполне легальные организации, причем достаточно открытые, никакой конспирологии нет: цели, стратегии они публикуют. Надо просто внимательно читать их материалы, они  ничего не скрывают. Но проблема в том, что Россия реализует их цели. Очень четко прослеживается выполнение Россией совершенно чужих стратегий и отсутствие формулирования своих. А это один из ключевых рисков. А определение целей — это базовый момент.  Может быть, есть закрытые какие-то стратегии отдельно, но это еще не национальная стратегия. Потому что она должна быть не просто сформулирована, но озвучена для всех участников стратегии: граждан и корпораций, чтобы все шли в одном направлении. Если мы говорим о государственной стратегии, значит, стратегия должна быть описана хотя бы какими-то базовыми тезисами и озвучена для всего населения, для всех групп, которые управляют теми или иными территориями внутри страны, отраслями и т.д. Чтобы они тоже двигались в едином направлении, чтобы не было, как у лебедя, рака и щуки. 
Продолжение следует
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ