Новости – Люди
Люди
Силуанов в долгу перед Шойгу
Антон Силуанов и Сергей Шойгу (слева направо). Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Вопросы безопасности России гораздо важнее сиюминутной выгоды
4 июля, 2016 13:45
6 мин
В правительстве РФ разгорается скандал между министерствами финансов и обороны. Серьезные противоречия обнажились на закрытой части заседания Военно-промышленной комиссии 28 июня при решении вопроса финансирования государственной программы вооружения на период 2018–2025 годов.
Руководитель финансового блока Антон Силуанов настаивает на том, чтобы заложить в новую программу 12 трлн руб. При этом глава Минобороны Сергей Шойгу рассчитывает получить из бюджета в два раза больше — 24 трлн руб. У каждого ведомства своя правда. Главный финансист страны утверждает, что бюджетный план не предполагает столь больших расходов на «оборонку». На этот аргумент Шойгу привел бесспорный тезис о том, что за безопасность надо платить, и лучше деньгами, а не человеческими жизнями.
Экономия и безопасность
Перевооружение Вооруженных сил — это, пожалуй, главный приоритет политики президента РФ Владимира Путина. Глава государства является председателем ВПК и лично контролирует ход исполнения гособоронзаказа. Результаты 2015 года выглядят поистине впечатляющими. Предприятия оборонного сектора выполнили обязательства по контрактам на 97%. Уровень оснащенности войск современной техникой за последние три года вырос на 17% и достиг в 2015 году 47,2%. Если тенденция сохранится, то в 2016 году этот показатель составит 50%.
Ситуация с оборонно-промышленным комплексом заметно улучшилась, но работает он не так гладко, как это может показаться. Причина перебоев заключается в набивших оскомину коррупционных проблемах российского государства: видимость конкуренции, хищение имущества и финансов, всевозможные махинации с госконтрактами. Как отмечают эксперты, отрасль регулярно сотрясают скандалы, и лишь небольшая их часть становится достоянием общественности.
Судя по всему, власти пытаются решить проблемы по договоренности, и в тех случаях, когда это не получается, к разборкам подключаются Следственный комитет и прокуратура. В связи с этим претензии Минфина можно понять: триллионы рублей на безопасность должны расходоваться максимально эффективно, а не оседать в карманах нечестных промышленников и чиновников Минобороны, занимающихся взаимодействием с ОПК.
С другой стороны, Силуанов ведет обычную для финансового блока риторику о необходимости сокращения расходной части бюджета. Главная цель Минфина — привлечь в казну как можно больше денег и сэкономить на затратах. Для этого государственные финансисты предпринимают, как правило, меры технократического характера, вызывающие неоднозначную реакцию общества. Например, Минфин, как и в кудринские времена, предпочитает хранить деньги налогоплательщиков РФ в американских бумагах, вместо того чтобы инвестировать в реальный сектор или выделять больше средств на социальные нужды.
Принцип двух союзников
Холодный финансовый расчет диктует правила поведения, которые помогают решать тактические задачи по сбережению бюджетных средств, но отнюдь не достигать стоящих перед РФ стратегических целей. Думать о том, что будет с оборонным комплексом через пять-десять лет и до какой степени может обнищать народ, в обязанности Силуанова не входит. Благо в правительстве у Минфина есть мощная оппозиция в лице Минэкономики, Минсоцтруда и того же Минобороны.
Стратегические цели РФ достаточно четко обозначил Владимир Путин, и одна из них — сделать российскую армию эффективной боеспособной силой. Для чего это нужно, президент еще раз доходчиво объяснил на том же заседании ВПК: «Современные, хорошо оснащенные, мобильные армия и флот — это гарантия суверенитета и независимости отечества, безопасности наших граждан. Это весомый аргумент против любых попыток провокаций, шантажа или давления на нашу страну».
Спор Минфина и Минобороны в данном контексте перестает быть типичной межведомственной разборкой по поводу дележки бюджета. Это столкновение полярных точек зрения относительно будущего России. Минфин выступает апологетом утилитарного подхода, который ориентирован на решение сиюминутных вопросов, а не расчета на отдаленную перспективу. В свою очередь, Минобороны придерживается идеи Александра III о двух союзниках, без которых Россия обречена на потерю суверенитета.
Конфликт Силуанова и Шойгу поневоле напоминает знаменитую ссору между Дмитрием Медведевым, занимавшим тогда пост президента, и Алексеем Кудриным, работавшим уже 11 лет министром финансов. Поводом послужил как раз вопрос о повышении военных расходов. В сентябре 2011 года Кудрин выступил противником этой меры, но в ответ получил от Медведева настоятельную рекомендацию уйти в отставку.
Пять лет назад симпатии россиян разделились. У Кудрина был имидж спасителя российской экономики от последствий кризиса 2008–2009 годов (хотя российский ВВП обвалился в процентном отношении гораздо больше американского). Медведев же воспринимался как фигура слабая и не способная предложить что-либо адекватное. Однако сегодня мы видим, что выбор в пользу увеличения военных расходов был абсолютно обоснован.
Минфину на заметку
Масштабные вложения в армию помогли России исправить недостатки, выявленные во время югоосетинского конфликта, и достойно ответить на госпереворот в Киеве. Сейчас работы на пути модернизации Вооруженных сил непочатый край, но у нашей страны наконец-то появилась мобильная высокопрофессиональная группировка, способная решать сложные боевые задачи в разных регионах мира.
В условиях конфронтации с НАТО и всплеска террористической угрозы безопасность вышла на первое место. При любом уровне доходов Россия в силу уязвимого геополитического положения будет вынуждена вкладываться в оборону больше остальных стран. По данным авторитетного Стокгольмского института исследования проблем мира, по доле военных расходов Россия в топ-15 делит третье место с Израилем (5,4% от ВВП).
На первый взгляд, это кажется немыслимой роскошью, но в долларовом отношении Москва стала тратить значительно меньше. В 2013 году на военные нужды ушло 87,8 млрд долларов, а в 2015-м — 66,4 млрд. Причина состоит в девальвации рубля, а за этот процесс несут прямую ответственность два ведомства: Минфин и Центробанк. Так что в каком-то отношении Силуанов в долгу перед Шойгу. Без независимой внешней политики Россия не сможет построить нормально работающую экономику.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости