Новости – Люди












Люди
Алибаба и сорок инвесторов

Фото:firstsing.com
Почему заклинания Кабмина не в силах преодолеть засилье китайских площадок для интернет-торговли и вдохнуть жизнь в российские
6 июля, 2016 10:00
7 мин
Полтора года назад, в начале 2015-го, президент РФ Владимир Путин дал поручение создать в нашей стране до 1 июля 2016 года онлайн-платформу для продвижения российских товаров на экспорт.
Идею эту государство подкрепило финансовыми вливаниями: так, в 2015-м только по линии Минэкономразвития на поддержку некоторых видов экспорта — высокотехнологичной продукции, вагонов, сельскохозяйственных машин — было выделено 18 млрд руб.; в текущем же планируется потратить значительно больше. Благородным делом создания конкурента крупнейшего из мировых онлайн-магазинов — AliExpress, детища китайского интернет-гиганта Alibaba Group — жаждало заняться немало инвесторов.
Однако июль наступил, срок президентского поручения истек, а никакого российского «Али-Экспресса» в Сети так и не появилось. Несколько интернет-магазинов, созданных в инициативном порядке, не шагнули за пределы примитивных и почти никому не интересных страничек.
Почему же амбициозный проект провалился? Был ли он вообще реализуем, а главное — нужен ли он нашей стране?
Картонные крылья прожектерства
Сейчас уже трудно сказать, кто конкретно подал президенту идею о создании аналога китайской интернет-площадки, но совершенно очевидно, что это было прожектерством чистой воды. Провальность идеи связана с тем, что в России просто нет и в обозримом будущем не появится большого количества дешевых товаров широкого потребления. Того самого ширпотреба, который валом прет во все стороны света из Китая, обеспечивая основную часть оборота Alibaba.
Причин этому несколько. Во-первых, у России принципиально иные природно-климатические условия, значительно удорожающие издержки на производство многих видов товаров (чего стоят одни зимние расходы на отопление помещений). Во-вторых, кредитно-финансовая политика правительства и ЦБ душит реальные сектора экономики; к тому же власти десятилетиями делали ставку на «трубу», а не на развитие производства.
Китайское же руководство уже 30 с лишним лет с муравьиным упорством улучшает условия для каждого дядюшки Ляо из шанхайского подвальчика. Ради этого власти КНР готовы наплевать и на состояние окружающей среды, и на стандарты качества, международное авторское право и тысячу других «мелочей».
Следует понимать, что Alibaba — лишь верхушка гигантского айсберга, возвышающегося над поверхностью мирового рынка. То, что AliExpress — непосредственно китайская площадка, почти случайность. В руководстве КНР никто и никогда не ставил задачи по ее созданию и тем более не вешал такой груз на шею государства. Если бы крупнейшим интернет-рынком стал американский или немецкий, для китайских товаров ничего бы не изменилось.

Центр выдачи заказов
Центр выдачи заказов. Фото: Антон Белицкий /Коммерсантъ
Налетай, не скупись…
В РФ годовой объем интернет-торговли оценивается в 713 млрд руб. В онлайн-магазинах закупаются не меньше 25 млн россиян, при этом 24 млн «пасутся» именно на AliExpress. Это 17% российского населения. Однако самой России предложить на этом рынке практически нечего.
От половины до 76,8% российского экспорта (по разным подсчетам) составляют энергоносители, переработанное и непереработанное сырье. Еще 6% экспорта приходится на «химию», главным образом на удобрения. 5,5% составляют машины и оборудование, притом в основном специализированные. Все это не те товары, что интересны широкому кругу потребителей. Куда более перспективные в этом плане обувь и одежда составляют лишь 0,1% от того, что продает Россия за рубежом.
Очень показательной оказалась история российского сайта «AliExpress Молл», запущенного в ноябре 2015-го при поддержке Минпромторга. На ресурсе предлагались товары 97 отечественных производителей. За два месяца посмотреть на них зашли свыше 130 тысяч посетителей. Однако итоговый «выхлоп» составил… всего 24 заказа.
Билет на поезд, который ушел
В принципе, работающую площадку для электронной торговли можно было бы создать, и не имея собственных товаров. Но для этого проект нужно было запускать в конце 90-х, когда стартовали Джек Ма и Пэн Лэй, учредители Alibaba. И все последующие годы выстраивать отношения с платежными системами, банками, почтовыми службами.
К середине двухтысячных мировой рынок интернет-торговли уже сложился. И — взглянем правде в глаза — сложился без нас. Окно возможностей закрылось лет 15 назад. Сейчас работа монополизирована десятком крупных сайтов, аудитория привыкла к определенным сервисам, и потребителям просто нет нужды переходить на новые, даже если они будут открываться.
Кроме того, в мировой торговле действуют и отнюдь не виртуальные таможенные сборы, налоги, разнообразные ограничения. В том же Китае при ввозе товаров стоимостью более 50 юаней (примерно 500 рублей) поставщик платит пошлину в 9,5% и НДС от 13% до 17%. В итоге, чтобы успешно конкурировать с китайскими товарами, российские аналоги должны стоить на 20–25% дешевле или же быть абсолютно уникальными.
Рынок ЕС сильно зарегулирован различными квотами, пошлинами и прямыми запретами. Доступ к нему — вопрос не столько экономики, сколько политики. Американцы вон целое трансатлантическое партнерство ради этого придумали. А стоит российским поставщикам добиться мало-мальски заметного успеха, и тут же найдутся основания для очередного пакета санкций. Так, прошлогодние достижения российских сталеваров обернулись введением очередной «антидемпинговой» пошлины.
Русский баланс
Конечно, иметь экономику китайского типа заманчиво: миллионы людей работают на внешнего потребителя, отправляемые за рубеж товары приносят валютную выручку, долю с которой имеют и простые граждане, и государство. Но такая система уже построена, и не нами.
Россия — одна из очень немногих стран, способных делать на экспорт ядерные реакторы, проектировать и производить новые самолеты, медицинские протезы, строить под ключ атомные станции. Нам стабильно принадлежит одно из ведущих мест по продажам оружия и коммерческим запускам спутников. С другой стороны, у РФ имеются существенные проблемы в производстве генерирующих мощностей альтернативной энергетики: что ветряков, что солнечных батарей. Дыры зияют в производстве элементной базы электроники; станкостроение и точное машиностроение тоже переживают не лучшие времена.
Необходимы нацпрограммы, позволяющие вкладывать миллиарды долларов в развитие производства и инфраструктуры и не дающие деньгам утекать в британские офшоры и откладываться мертвым грузом в американские долговые обязательства. Решим эту задачу — и сможем сами в любое время заходить на страницы мировых онлайн-бутиков, чтобы потратить часть атомно-космических прибылей на приятную ерунду.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости