Гроб, кладбище, лицензия
9 мин чтения
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Минстрой России наводит порядок на похоронном рынке

Министерство строительства хочет провести радикальную реформу рынка ритуальных услуг: похоронные агентства поставят под контроль с помощью выдачи лицензий. Кроме того, чиновники обещают бесплатные гробы и кресты тем, кто по каким-то причинам не попал под программу социального страхования, а также предлагают использовать могилы повторно и разрешают частные крематории. В проект Минстроя не попало ключевое нововведение, которого с тревогой ждали эксперты — частные кладбища.

В понедельник, 20 октября, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства опубликовало подготовленный ведомством проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации». Документ проходит процедуру согласования в федеральных органах исполнительной власти.

Ведомство объясняет: законопроект подготовили из-за того, что правовое регулирование в сфере похоронного дела устарело и не гарантирует гражданам качество услуг в этой сфере, а также и защиту их прав и интересов.

Кладбища вне закона

В 2002 году правительство либерализовало рынок ритуальных услуг, полностью отменив обязательное государственное лицензирование. Число похоронных компаний и занятых в этом бизнесе людей резко увеличилось. Но за этим последовало и расширение черного рынка из-за бесконтрольного доступа недобросовестных бизнесменов к оказанию услуг и роста коррупции.

В прошлом году в «Интерфаксе» прошла пресс-конференция «Кризис похоронной отрасли в России. Его причины, проблемы и пути выхода». Один из выступающих, вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев Алексей Сулоев назвал шесть основных проблем в этой сфере на этот момент: коррупция при продаже информации о смерти; отсутствие земли под новые захоронения; отсутствие подготовки работников ритуального обслуживания; конфликт интересов здравоохранения и похоронного дела; бесконтрольный доступ на рынок ритуальных услуг; отсутствие общественного и государственного контроля за отраслью.

Алексей Сулоев. Фото: pohoronotrasl-souz.ru

Алексей Сулоев. Фото: pohoronotrasl-souz.ru 

Сулоев привел в пример некоторые цифры. За десять лет, прошедших с момента отмены обязательного лицензирования, сумма взятки за предоставление информации о смерти выросла в 20 раз и составляла в 2012 году в среднем 20 тысяч рублей. Черный рынок ритуальных услуг в Москве в 2013 году составлял 60%, хотя в 2009 году этот показатель был вдвое меньше. Частным компаниями приходится постоянно давать взятки, что вынуждает их скрывать реальную прибыль, пояснял Сулоев.

В 2013 году закон о государственной регуляции сферы похоронных услуг еще находился в разработке. Тогда его курировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство настаивало на том, что рынок должен быть саморегулирующимся. В ноябре 2013 года ФАС организовала экспертное обсуждение готовящегося законопроекта, на котором пришли к выводу, что стандарты саморегулирования должны вырабатываться в субъектах «в привязке к местности», то есть определяться, исходя из культурных особенностей региона. ФАС настаивала, что услуги кладбища и остальные похоронные услуги должны быть разделены, что, как предполагалось, повысило бы конкуренцию и привело бы к снижению цен.

Тогда предложения ФАС подверглись острой критике работников похоронной отрасли. Рынок находился в режиме саморегуляции с 2002 года, но это привело только к потере прибыли честных игроков рынка. При этом за все постсоветские годы так и не появилось ведомство, которое курировало бы похоронную отрасль на федеральном уровне. Государство обратило на эту сферу внимание один раз — в 1996 году был принят Федеральный закон «О погребении и похоронном деле». К концу 2000-х годов он не отражал реалий рынка и полностью устарел. К этому моменту в одной только Москве общий оборот легального и черного рынка в этой сфере составлял почти 10 млрд рублей (черный рынок в России — 200 млрд рублей).

«Новый закон разрабатывается на протяжении шести лет. Начинали работу над ним ФАС и Союз похоронных организаций и крематориев в России. Стоял вопрос прежде всего о государственном регулировании: каким оно будет — в форме получение статуса саморегулируемой организации или в виде государственного лицензирования? Насколько я знаю, ФАС сейчас поддерживает второй вариант», — рассказал «Русской планете» президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш.

В мае 2014 года Минстрой получил полномочия по регулированию сферы ритуальных услуг. Чиновники ведомства приступили к подготовке нового федерального закона, который учитывал бы произошедшие в отрасли перемены. В августе «Коммерсант» сообщал, что в Минстрое обсуждают возможность появления в России частных и вероисповедальных кладбищ, на которых хоронили бы только представителей одной религии. Уже на тот момент собеседники издания, комментирующие информацию о создании новых типов кладбищ, указывали: придется значительно менять Земельный кодекс и другие законы, связанные с похоронной отраслью.

Гробовая лицензия

В представленном в понедельник Минстроем окончательном варианте федерального закона «О похоронном деле» о частных кладбищах не говорится. Центральное место в документе занимает обязательное лицензирование похоронных услуг.

Член Общественной палаты РФ, вице-президент Союза потребителей Владимир Слепак в разговоре с «Русской планетой» положительно оценил инициативу Минстроя. Он уверен, что за похоронные услуги должно отвечать государство.

Сотрудник одной из погребальных контор общается с посетительницей. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Сотрудник одной из погребальных контор общается с посетительницей. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

«Потому что это деликатная и специфическая сфера. Право на жизнь, прописанное в конституции, подразумевает и право на достойный уход из нее. К происходящему сегодня на рынке похоронных услуг трудно подобрать какие-то слова, это бизнес на чужом горе. Многочисленные фирмы лишены необходимых компетенций. Человек еще не умер, а на лестничной площадке уже топчутся толпы похоронных агентов. Да и агентами их назвать нельзя. Люди, которые работают с другими людьми, понесшими утрату, должны проходить специальное обучение — знать психологию и моральные нормы», — одобрил инициативу Минстроя Слепак.

Под обязательное лицензирование в случае принятия закона попадают следующие ритуальные услуги: прием заказа и заключение договора на организацию похорон; транспортирование останков умершего; предпохоронное содержание останков умершего; кремация; эксгумация; изготовление и установка надгробий; подготовка тел к погребению и другие. Планируется, что лицензия будет предоставляться на пять лет. Будет создан сводный федеральный реестр лицензий. Контролировать его будет постоянно действующая комиссия по надзору за лицензированием ритуальных услуг. Такие структуры планируется создать в каждом регионе.

«У ритуального бизнеса должна быть правоспособность — прежде всего государственное лицензирование. Те, кто не сможет выполнять государственные требования, должен ретироваться с рынка и заниматься другими вещами», — считает Слепак.

На его взгляд, введение обязательного лицензирования позитивно скажется на российской экономике. «Современный рынок похоронных услуг в России находится в тени. Сейчас пытаются отнять материнский капитал у демографических программ, повысить налоговые нагрузки на простых граждан, отменяются еще какие-то вещи, а ритуальные услуги находятся вне закона при полном попустительстве государства. Из этого бизнеса почти не поступают налоги», — считает эксперт.

За похороны заплатит Пенсионный фонд

В проекте закона «О похоронном деле» предлагается немало принципиальных нововведений.

Полномочия и ответственность в государственной политике в сфере похоронного дела планируется распределить между различными уровнями власти. За правительством закрепляется определение стоимости гарантированных услуг по погребению, выработка требований к созданию и содержанию кладбищ, утверждение положения о лицензировании. На уровне субъекта Федерации будут устанавливаться размеры бесплатного участка земли и площадь, отводимая под семейные захоронения. Местное самоуправление становится ответственным за создание и ликвидацию кладбищ, ведение учета мест захоронений.

В законе гарантируется, что выдача документов, необходимых для погребения, не может быть задержана на срок более двух суток, тело в морге будет храниться до появления родственников две недели; хоронить будут согласно воле покойного. В последнем случае оговаривается, что если на кладбище не хватит мест, то будут учитываться заслуги умершего перед государством.

Родственникам покойного гарантируется на безвозмездной основе оформление документов, предоставление гроба, перевозка останков, погребение и кремация. Заниматься этим будут специализированные службы, которым государство будет возмещать потраченные средства. Эта нагрузка ложится на Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, федеральный бюджет и региональные бюджеты. В самом документе нигде не говорится, что государство оплатит расходы на всех умерших. Указываются отдельные категории — прежде всего те, кто не подлежал при жизни обязательному социальному страхованию. Согласно статье 13 законопроекта остальные граждане, вне зависимости от вложенных в похороны средств, имеют право на пособие в размере гарантированного перечня услуг.

Огонь в кремационной печи. Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Огонь в кремационной печи. Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Предложение о частных кладбищах в документ не вошло — кладбища могут быть или государственными, или муниципальными. Причем государственными могут считаться только некрополи, имеющие федеральное или региональное значение. Ликвидировать кладбища теперь возможно только при перезахоронении всех останков в другом месте. Также теперь можно будет создавать вероисповедальные некрополи.

Вместо частных кладбищ предлагается открывать частные крематории и колумбарии. Кодыш согласен с этой инициативой властей. «Частные крематории разрешаются прежде всего потому, что на всю России немногим более десяти действующих крематориев. В одной Финляндии их 34, в Германии — 150. В законе нужно обязательно прописать, что понимается под частным крематорием. Это крематорий, который строится на своей земле, за свои деньги, на работу нанимается собственный персонал? Возможно, речь может идти о частно-государственном партнерстве», — рассказал «Русской планете» эксперт.

Кодыш считает появление частных кладбищ преждевременным. «Что такое частное кладбище? Для таких некрополей понадобятся миллионы рублей на содержание. А оплачивать это будут потребители из собственного кошелька. Речь идет не о дискриминации, а о том, что сейчас говорят о дороговизне похорон на государственном кладбище, а на частном она будет еще выше. Посчитайте: государство сейчас дает деньги на летний водопровод, на уборку мусора, на срубку деревьев, на вывоз снега, на покос, на освещение. На частном кладбище это будут оплачивать клиенты», — объясняет Кодыш.

Государство приветствует создание похоронных домов, которые могут быть государственными, муниципальными и частными. «Необходимость в них назрела в больших городах уже давно. Что он предусматривает? Заказчик в нем может оформить все документы и заказать необходимые услуги. Кроме того, в похоронных домах должны быть холодильники и залы прощания. Похоронные дома во многом берут на себя функции крематориев, которых сейчас не хватает», — пояснил Кодыш.

Согласно предлагаемому закону будет создан единый государственный реестр мест захоронений, что в случае его принятия означает, что впервые будет подсчитано общее количество кладбищ в России.

Документ вводит критерий для повторного использования захоронения — оно должно быть не моложе двадцати лет и признано официальной комиссией заброшенным. Но другие конкретные критерии «заброшенности» в законе не прописаны, они будут разрабатываться на уровне регионов и муниципалитетов. Эксгумация останков и их кремация должна будет проводиться за счет заинтересованного в повторном использовании могилы.

 Работа Новосибирского Кремационного комплекса. Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Работа Новосибирского Кремационного комплекса. Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Заброшенные могилы — одна из острейших проблем в похоронной отрасли. По оценкам московских властей 10% городских кладбищ занимают такие захоронения. В год же под новые могилы москвичам требуется около 100 гектаров (ежегодно в столице умирает около 100 тысяч человек).

«Нет и не может быть критериев для признания могилы заброшенной. Это вопрос судебного делопроизводства. Представьте, человек оказался в тюрьме на 20 лет. И вот он выходит, а на месте его родителей похоронены другие люди, потому что он не ухаживал за их могилами, пока находился в тюрьме», — говорит Кодыш.

Эксперт считает, что для решения этой проблемы в законе должен быть прописан договорной характер отношений между кладбищем и заказчиком. «Такие отношения давно есть в Европе. Если человек берет на себя, согласно закону, обязанности ухаживать за захоронением, то тогда администрация кладбища сможет ему предъявлять требования, чтобы он это делал регулярно, а не раз в пять лет. В противном случае пусть человек платить за уход за могилой. В соглашении обязательно должно быть прописано, что если человек через 20 лет не продлевает договор, то тогда могила должна быть признана бесхозной. И вот только тогда администрация кладбища пускает участок в повторное использование, а останки эксгумирует и кремирует и хоронит на специальном "поле памяти"», — пояснил Кодыш.

Владимир Слепак подчеркнул: «Такой важный законопроект должен иметь большое всенародное обсуждение».

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Я была уверена: если ты попал в России, то выйдешь со статьей» Далее в рубрике «Я была уверена: если ты попал в России, то выйдешь со статьей»Спустя 3,5 года суд оправдал красноярского терапевта Алевтину Хориняк, которая выписала неизлечимому онкобольному рецепт на аптечное обезболивающее Читайте в рубрике «Сквознячком перемен продуло»Липецкий фотограф Александр Козин — о том, каким он запомнил город в советское время и годы перестройки «Сквознячком перемен продуло»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
22 октября 2014, 12:53
Совершенно согласен в том, что на рынке ритуальных услуг пора наводить порядок, так как с развала Союза, его никто даже и не касался, в результате организовалась куча частных лавочек, наполненных циничными подонками, для которых смерть человека в первую очередь нажива.
22 октября 2014, 14:38
похоронные бюро это клондайк, сейчас чтобы человека в большом городе похоронить надо вкинуть тысяч 100 рублей, и это будут очень скромные и скорые похороны, потому порядок там необходим
22 октября 2014, 17:52
На самом деле очень дорого. Поэтому многие бедные родственники предпочитают бросать своих умерших сородичей на волю судьбы. Да у нас в стране даже детей грудных в помойки выбрасывают, а тут какие-то дедушки покойные, о чем вы говорите...
22 октября 2014, 20:01
Не надо говорить ерунды, если вы помните тот единичный случай, когда сумасшедшая мать выбросила ребенка в помойку, так это не значит,что вся страна такая!
23 октября 2014, 09:36
Ерунду говорите как раз вы, Евгений. Едрит прав, просто не все такие случаи широко афишируются. А вы заведите себе в привычку каждый день почитывать сайт Следственного Комитета - будете весьма неприятно удивлены количеством преступлений против детей всех возрастов, в том числе и грудных.
22 октября 2014, 11:25
Все эти могилы, захоронения - прошлый век. Сейчас такое время, что нужно действовать более прагматично. Открывать больше крематориев, предавать тела огню, упаковывать прах в красивые урны, а дальше по желанию - либо родственник забирает останки своего близкого, либо прах захоранивают в вотчине крематория.
23 октября 2014, 18:24
далеко не каждый хочет, чтобы его сжигали после смерти
22 октября 2014, 11:51
Это не прошлый век, это тысячелетние традиции - предавать земле.
22 октября 2014, 12:05
В Ведической Руси умерших предавали огню. После христианизации Руси, Ведическое стали истреблять, назвав это языческим. На Руси похороны в землю прививались с подменой понятий, что человек из праха создан в землю и уйдёт. Вот с тех пор и хоронят.
22 октября 2014, 13:32
Насчет всех утверждать не буду, но вот в нескольких источниках было указано однозначно - огню предавали в основном воинов, представившихся в бою. Очищение огнем считалось священным.
22 октября 2014, 10:43
В общем сделают модель как в Европе. Не хочешь ухаживать- плати, не вспомнил о могилке через 20-30 лет - она исчезнет. Ну или ходи и ухаживай за могилкой всю жизнь, а когда ты умрешь то уже точно некому будет ухаживать за могилкой родителей.... Вот недавно совсем пошла на кладбище к бабушке. Отец давно умер,а я там не была 15 лет, заросла могилка, я почистила, цветов принесла, порыдала....а если бы на ней уже кого то похоронили, я только порыдала бы...
22 октября 2014, 13:26
На Западе если ты заранее себе "загробную жизнь" под землей не проплатишь, будешь гореть в вечном огне крематория за счет муниципального бюджета)
23 октября 2014, 09:10
Я слышал, что у них там тела по 30 лет не разлагаются из-за ГМО и химии в продуктах. Там это целая проблема, нам пока неизвестная.
21 октября 2014, 23:28
А что означает "использовать могилы повторно"???
22 октября 2014, 13:24
В Москве практически на всех кладбищах умершие горожане кладутся в чужие могилы...
23 октября 2014, 18:23
на сколько мне известно, должно пройти не мало лет, чтобы так могли хоронить
22 октября 2014, 11:26
Умерших людей будут хоронить в могилы, где уже кто-то ранее был захоронен. В провинции вообще таких проблем остро не стоит, а вот в крупных городах весьма актуально.
22 октября 2014, 10:40
Статью прочитайте и узнаете.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!