Новости – Общество
Общество
«Некоммерческий» патриотизм
Кадр из презентационного ролика Владимира Бортко «Убийство городов»
Государственный Фонд кино отказал в финансировании съемок картины «Убийство городов» о трагических событиях в Донбассе
7 июня, 2016 11:00
7 мин
Знаменитый российский режиссер Владимир Бортко рассказал на своей странице в соцсетях об отказе Федерального фонда поддержки отечественной кинематографии предоставить средства на съемку картины «Убийство городов» по одноименной книге Александра Проханова. Чиновники мотивировали свой отказ «отсутствием потенциала для успешного коммерческого кинопроката».
Объяснение звучит довольно натянуто: во-первых, интерес к событиям в Новороссии до сих пор велик, авторство Александра Проханова и Владимира Бортко, несомненно, вызвало бы дополнительный интерес со стороны российской публики. При этом на фильмы невнятные, но полные антироссийских намеков и прямых оскорблений Фонд кино средства нередко находит, хотя коммерческие перспективы подобных творений вызывают сомнения.
Культфронт
Роман Александра Проханова «Убийство городов», вышедший в прошлом году, является продолжением эпопеи о борьбе русского народа за справедливость и сохранение собственной идентичности. Главный герой первой части произведения — пожилой писатель, горячо переживающий трагические события в Донбассе лета 2014 года: непрестанные обстрелы мирных жителей Новороссии, отчаянное сопротивление ополченцев превосходящим силам наступающих ВСУ и карательных батальонов. Литератор пишет роман о текущих событиях, который воплощается во второй части «Убийства городов». Здесь основным персонажем становится молодой ополченец Рябинин, который оставил кабинетный труд литератора, чтобы встать на защиту Русского мира с оружием в руках. Впоследствии он попадает в плен к ВСУ.
По словам Проханова, фильм, который будет снят по роману, имеет государственное значение. «Это фильм о судьбе Донбасса, а значит, о судьбе России, о судьбе Русского мира, это фильм о мученичестве, о жертвенности, о героизме, отнесенный не только в прошлое, в великую войну, а во вчерашний день... Я думаю, что этот фильм не залежится», — прокомментировал прессе предстоящие съемки писатель.
К сожалению, эксперты из Фонда кино посчитали иначе. Теперь единственным шансом для картины является либо инициатива со стороны частных меценатов, либо пересмотр решения Фонда кино Министерством культуры.
«Я буду обращаться в Министерство культуры, есть ли перспективы у данного обращения — пока неизвестно. Но я очень признателен людям, которые предлагают в интернете сброситься на финансирование картины, это вызывает у меня большое чувство благодарности. Но обращаться к краундфандингу мы не станем — слишком большая сумма требуется, 309 миллионов собрать невозможно, да и не нужно, потому что оплатить съемки должно государство, которому эта картина нужна более всего», — рассказал в интервью РП режиссер, депутат Госдумы Владимир Бортко. По его словам, если Минкульт окончательно откажет, тогда останется либо искать частных меценатов, либо вообще отказываться от съемок.
В то же время на производство картин откровенно антироссийской направленности у государства средства находятся: в перечне произведений такого рода присутствует не только нашумевший «Левиафан», но и менее известные фильмы. К примеру, в прошлом году в рамках «Российских программ» 37-го Московского международного кинофестиваля публике был представлен фильм «Архипелаг». В картине, снятой на государственные деньги, русские представлены в образе настоящих чудовищ, вечно пьяной толпы, которая набросилась на сельских интеллигентов — врача и библиотекаря, попытавшихся привить плебсу тягу к литературе. Впрочем, представители интеллигенции вызывают не больше симпатии, чем их некультурные односельчане — вечно и глупо рефлексирующие алкоголики. Примерно по такому же шаблону снят и скандальный «Левиафан», «положительный» герой которого вызывает не больше симпатии, чем его оппоненты. К сожалению, русофобский «лубок» пользуется успехом не только на Западе, но и среди российских чиновников.
В данном контексте можно припомнить и историю с выходом в российский прокат ленты с участием украинского комика Владимира Зеленского, который перечисляет часть своих гонораров на финансирование карательной операции силовиков против населения Донбасса.
Фильм «8 лучших свиданий» прошел в российских кинотеатрах зимой, и только сейчас по запросу депутатов Госдумы СКР приступил к проверке данных о финансировании АТО Зеленским. Свой гонорар за российский прокат комедии Зеленский уже получил — и, хотя против выхода ленты с его участием на широкий экран протестовали патриотические активисты, у российских чиновников не возникло никаких вопросов к авторам и продюсерам картины.
Складывается впечатление, что профильные ведомства в России не имеют единой стратегии, принимая решения хаотично и ситуативно, исходя из личных предпочтений случайных людей. Хотя министр культуры РФ Владимир Мединский в декабре 2014 года жестко раскритиковал фильмы, очерняющие страну, и пообещал, что Минкульт не будет больше выделять финансирование на подобные проекты, до полной реализации данного обещания пока далеко. Ради справедливости следует все же отметить, что Минкульт отказался выдавать прокатную лицензию пропагандистскому фильму «№ 44», снятому в США для дискредитации советского периода российской истории.
Акция протеста
Акция протеста. Фото: park72.ru
Уступаем Украине
В то же время многие отечественные режиссеры продолжают путать критику с клеветой. Например, монументальная картина Сергея Михалкова «Утомленные солнцем — 2» («Цитадель») вызвала в свое время недовольство как рядовых зрителей, так и ветеранов Великой Отечественной войны: чтобы подчеркнуть личный героизм главного героя, режиссер выставил командиров Красной армии тупыми и жестокими пьяницами.
Как ни странно, но за два года, прошедшие с момента начала войны в Донбассе, про эту войну в России не вышло ни одного художественного фильма, в то время как терпящая экономический коллапс Украина сняла уже не одну картину по этой тематике — разумеется, все они представляют действительность в нужных Киеву красках.
Например, в феврале этого года состоялась премьера фильма Captum («Плен») украинского режиссера Анатолия Матешко, главные герои ленты — украинские военные, попавшие в плен к ополченцам, которые, разумеется, изображены жестокими и несправедливыми «сепаратистами».
Кинематограф является мощным пропагандистским оружием, но Россия пользуется им только отчасти. «Убийство городов» не единственный фильм о событиях в ДНР и ЛНР, не получивший государственного финансирования. В прошлом году фонд «Новороссия» объявил о сборе средств на съемки ленты «Донбасс», в которой должен принять участие народный артист РФ Юрий Назаров. Однако эксперты скептически оценивают возможность сбора сумм, необходимых для профессиональной съемки художественного фильма на военную тематику. К сожалению, назначенная на весну 2016 года премьера ленты пока что не состоялась. Из-за решения экспертов Фонда кино съемки фильма «Убийство городов» тоже оказались под угрозой срыва — хотелось бы верить, что Минкульт выполнит свои обещания по поддержке патриотического кинематографа и отменит несправедливый вердикт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости