Новости – Люди
Люди
Заговор или предательство?
Проект создан киностудией имени Горького и Московским метрополитеном в рамках Года российского кино. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Почему российское государство превратилось во врага хорошего кино
2 мая, 2016 16:00
11 мин
В России год кино, как и год литературы, рискует закончиться провалом. Такой вывод напрашивается из-за очевидного нежелания руководства Министерства культуры и представителей медиаиндустрии развивать нравственное начало в кинематографе. В руках государства сосредоточены мощнейшие рычаги влияния на состояние информационной и культурной среды (телеканалы, информагентства, различные фонды и программы), при этом кардинального улучшения качества медиапродукции не происходит.
В год кино особое внимание привлекает деятельность организации, непосредственно отвечающей за его развитие — Фонда кино. Данный институт был учрежден постановлением правительства РФ от 16 января 1995 года, однако к реальной работе он приступил лишь в 2010 году после постановления правительства от 31 декабря 2009 года. Структура Минкульта занимается финансированием кинопроектов, привлечением инвесторов и поддержкой «мастеров кино, специалистов и предпринимателей, работающих в сфере кинематографии».
Бюджет Фонда кино в 2016 году составил 2,8 млрд рублей. 1,8 млрд распределены между восемью кинокомпаниями, на остальные претендуют продюсеры в рамках общего конкурса. В первую очередь государство финансирует Art Pictures (Федор Бондарчук), «Три Тэ» (Никита Михалков), «Централ партнершип» («Газпром-медиа»), «Дирекция кино» (Анатолий Максимов), студия «Таббак» (Тимур Бекмамбетов), «Нон-стоп продакшн» (Александр Роднянский), СТВ (Сергей Сельянов) и Enjoy Movies (Сарик Андреасян).
Пересмотр ценностей
Поддержка Фонда кино помогла съемкам и выходу на экраны нескольких действительно хороших фильмов: «Брестская крепость» (2010), «Дом» (2011), «Матч» (2012), «Метро» (2012), «Легенда № 17» (2013), «Географ глобус пропил» (2013), «Поддубный» (2014), «Крепость» (2015). В этих картинах пропагандируются ценности, без которых невозможна жизнь любого нормального человека: любовь к семье и Родине, стремление к справедливости и отстаивание своей внутренней свободы.
В то же время Фонд кино профинансировал очень спорные по идейному и смысловому содержанию картины: «Утомленные солнцем 2: Цитадель» (2011), «Елена» (2011), «Фауст» (2011), «Белый тигр» (2012), «Сталинград» (2014), «Батальонъ» (2015) «Левиафан» (2014), «Битва за Севастополь» (2015), «А зори здесь тихие…» (2015).
В основном это продукты творчества известнейших режиссеров. Может показаться странным, но в данных картинах отчетливо прослеживается попытка ревизии традиционных представлений об истории, моральном долге и предназначении человека. Грань добра и зла размыта, советское прошлое перевернуто с ног на голову, а тоталитарная российская действительность такова, что остается только спиваться, а не бороться за достойную жизнь.
Но если в перечисленных выше фильмах заложено какое-то философское начало, заставляющее зрителя хотя бы задуматься, то подавляющее большинство картин с участием Фонда кино представляют собой откровенный художественный шлак. Речь идет о многочисленных комедиях, посвященных якобы «отражению жизни простого народа», «человеческим отношениям» и «поиску любви».
В интернете можно без труда найти адекватные рецензии и обзоры на практически все бездарные фильмы, снятые за государственные средства. «Русская Планета» решила остановиться на наиболее провокационных проектах, посвященных пропаганде алкоголизма, беспорядочных половых связей, наплевательского отношения к родителям и близким людям.
Чего только стоят две части суперпопулярной комедии «Горько!», которая чуть было не стала номинантом на премию «Оскар». Однако наши родные киноделы в стремлении сделать кассу, играя на низменных инстинктах человека, пошли гораздо дальше, подняв тему подросткового возраста. И, естественно, сценаристов и режиссеров волновали не успехи в учебе или поиск компромисса в отношениях со старшими.
Железные аргументы
В центре таких картин, как «Выпускной» и «14+», находится «проблема» первого сексуального опыта, которую в сценарии завуалировали стремлением «разобраться в себе». Конечно, на экране не было откровенной порнографии с участием детей (хотя не обошлось без «взрослых поцелуев» и даже коротких «постельных сцен»), однако тема половых отношений и желания «попробовать что-то новое» (в виде алкоголя и табака), а не нечто созидательное (спорт или чтение книг), занимают основное место в сознании несовершеннолетних персонажей.
Производители подобной похабщины ссылаются на произведения российской и зарубежной классической литературы, где также поднимается тема чувств несовершеннолетних («Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Лолита» Владимира Набокова и пр.).
На первый взгляд, киноделы апеллируют к железным аргументам. К тому же законодательство РФ не запрещает детям старше 14 лет участвовать в «любовных» сценах. Однако «Выпускной» и «14+» отличает то, что создатели данных фильмов не стремились с помощью «взрослых тем» раскрыть персонажей и рассказать о волнующих каждого подростка проблемах.
Создатели этих фильмов, наоборот, зацикливались исключительно на набирающем силу либидо. Как будто им не приходило в голову, что проникнуть во внутренний мир подростка можно без грамма похоти и демонстрации «обнаженки». Доказательством тому, к примеру, является британский фильм «Субмарина» (2010).
Адекватные режиссеры используют пагубные пристрастия и тягу человека к саморазрушению как художественный способ, призванный в полной мере показать сущность и черты характера героев, более красочно описать окружающую реальность. У российских киноделов сложилось извращенное представление на этот счет. В своих фильмах они раскрывают не уникальные особенности человека, а «необычайные» свойства секса, наркотиков, алкоголя и табака. В центре сюжета не внутренняя борьба на фоне потребления водки, а водка на фоне внутренней борьбы.
Рынок диктует правила
В России принято считать, что культ содомии и разнообразных сексуальных извращений пришел c Запада. Может быть, это и так, но современная отечественная киноиндустрия явно переросла своего учителя. Наши киноделы научились выпускать вполне «оригинальные» «произведения искусства», являющиеся практическим пособием в сфере половых отношений и путеводителем в мире всевозможных наслаждений.
Растление подростков и пропаганда греха как социальной и культурной нормы по понятным причинам вызывают недоумение у части российского общества. Звучит немало мнений о том, что мы наблюдаем заговор неких сил (как правило, внешних), целенаправленно занимающихся уничтожением духовной составляющей российской нации. Такой подход очень легко объясняет господство в медиасфере культа гедонизма, который впервые приобрел массовую популярность именно в капиталистических странах.
Рациональное зерно в этом конспирологическом подходе, конечно, присутствует. Но версия о внешних факторах в случае с подчиненным государству Фондом кино явно не работает (если только Госдеп не купил все руководство Минкульта, включая Владимира Мединского). Скорее всего, похабщина, которую финансирует государство, является следствием в первую очередь наших внутренних проблем.
Рынок и культура массового потребления диктуют свои правила, которым вслед за медиа начинает подчиняться искусство. Очевидно, что коммерческое кино или коммерческий театр будут естественным образом ориентированы на производство наиболее окупаемых продуктов творчества (комедии, боевики, ужасы), смысловое содержание которых будет носить вторичный характер. На коммерческий кинематограф неправильно вешать ярлык «чернухи», но значительная часть фильмов — это откровенный брак.
Кадр из кино «Выпускной»
Кадр из кино «Выпускной». Стоп-кадр: youtube.com
Противостоять напору вакханалии и мейнстрима должно в первую очередь государство, поддерживая фильмы, которые, скорее всего, не окупятся в прокате, но будут иметь важное духовное и культурное значение. Например, это могут патриотичные или исторические картины, воспитывающие любовь к Родине; мелодрамы, сказки и мультфильмы, рассказывающие о том, насколько важны семья и дружба.
Однако в нашей стране с ее великими кинематографическими традициями государственные институты (или те, кто ими реально управляют) зачастую выступают в роли растлителя, как взрослого, так и подрастающего поколений. Примерно половина фильмов, снятых при поддержке Фонда кино, это комедии самого низкого сорта с юмором, не выходящим за рамки обычных пошлых анекдотов.
Лукавство и лицемерие
Достойные фильмы с участием Фонда кино можно пересчитать по пальцам. В то же время юридических обоснований для претензии к его деятельности у общества и совестливых чиновников быть не может. В постановлении правительства об учреждении Фонда не прописана задача продвигать нравственное и качественное кино. Хотя в условиях господства рынка было бы логичным сделать превалирующей именно эту функцию.
С большой вероятностью ответ кроется в составе Сценарной рабочей группы и Экспертного совета Фонда кино, который красноречиво свидетельствует о практически тотальной ориентированности структуры Минкульта на кинорынок. Этот фактор гораздо лучше, чем любой заговор, объясняет финансовую поддержку секс и алко-просветительских комедий, которые и без посторонней помощи должны легко отбивать вложенные деньги.
Современные киноделы и медиаменеджеры, когда им задают неудобные вопросы, чаще всего прибегают к следующим аргументам: «Не хочешь — не смотри!», «Конституция запрещает цензуру!» Россия, дескать, свободная страна, а у зрителя есть мозги и потому он сам разберется, что смотреть. Конечно, это чистой воды лукавство и лицемерие, особенно со стороны тех, кто получает деньги налогоплательщиков и работает на государство.
Запрос на низменное и демонстрацию греха как нормы всегда был и будет в обществе. Автор, сценарист, прокатчик и чиновник Минкульта отлично понимают особенности психологии человека и великолепно осведомлены о методах воздействия на его сознание и подсознание. Перед ними просто стоит моральный выбор, и в большинстве ситуаций вакханалия поддерживается.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости