Новости – В мире












В мире
Гвинея огненная

Акция протеста в Конакри, 3 мая 2013 года. Фото: Youssouf Bah / AP
В воскресенье Гвинея попытается избрать первый парламент за пять лет. Ситуацию осложняют массовые беспорядки и недовольство иностранных инвесторов пересмотром итогов приватизации
28 июня, 2013 15:53
4 мин
В воскресенье 30 июня в Гвинее должны состояться парламентские выборы. Событие это из ряда вон выходящее по двум причинам. Во-первых, нынешняя Национальная ассамблея была избрана еще в 2002 году и не собиралась после военного переворота в декабре 2008 года. А во-вторых, выборы, скорее всего, не состоятся.
Гвинея получила независимость от Франции в 1958 году. Вскоре в стране установился однопартийный авторитарный режим во главе с президентом Ахмедом Секу Туре, и началось строительство социализма — сначала советского типа, затем китайского, и, в конце концов, специфически африканского. В марте 1984 года Туре умер после сделанной в США операции на сердце, и его заменил премьер-министр Луи Лансана Беавоги, который, впрочем, продержался у власти около недели. Уже в начале апреля руководство страной захватила военная хунта полковника Лансана Конте. Страна стала двигаться к демократии, хотя и не слишком активно. С одной стороны, были освобождены 250 политзаключенных, около 200 тысяч человек вернулись из изгнания, а с 1993 года президент и парламент стали избираться всеобщим голосованием. С другой стороны, росла коррупция, а Конте и его партия выигрывали одни выборы за другими с подозрительной легкостью.
В сентябре 2001 года лидер оппозиции Альфа Конде был осужден за «угрозу государственной безопасности», а через восемь месяцев амнистирован. В том же году Конте провел референдум, по результатам которого президент получил право избираться на третий срок. Оппозиция бойкотировала его перевыборы в 2003 году; в 2005 году он пережил покушение; в 2007-м всеобщая забастовка вынудила его сменить премьер-министра. С начала 2000-х в Гвинею проникали боевики из Либерии и Сьерра-Леоне, что также не способствовало стабильности в стране.

Альфа Конде. Фото: Rebecca Blackwell / AP
Сразу после смерти Лансаны Конте в конце 2008 года в Гвинее произошел еще один переворот. К власти пришла хунта капитана Муссы Дадиса Камары. Именно тогда была распущена Национальная ассамблея. В сентябре 2009 года армия открыла огонь по протестующим против режима Камары: 157 человек погибло, 1200 были ранены, по меньшей мере 109 женщин — изнасилованы. В декабре в Камару в ходе ожесточенного спора о событиях сентября выстрелил подчиненный. Президента срочно вывезли в Марокко для лечения. В начале 2010 года Мусса Дадис Камара, замещающий его вице-президент Секуба Конате и президент Буркина-Фасо (куда первого перевезли из Марокко) Блез Компаоре договорились, что Камара в Гвинею не вернется, а хунта должна будет восстановить гражданское управление в течение шести месяцев.
Первый тур президентских выборов состоялся 27 июня 2010 года. Бывший премьер-министр Селу Далейн Диалло набрал 43% голосов, а оппозиционный кандидат, Альфа Конде — всего 18%. Второй тур должен был состояться 18 июля, но из-за многочисленных нарушений в ходе голосования и подсчета дата следующего тура несколько раз переносилась. В итоге выборы состоялись 7 ноября, а 16 ноября Альфа Конде неожиданно был объявлен победителем.
Сюжет нынешней фазы гвинейского политического кризиса прост: бывший оппозиционер, а ныне президент Альфа Конде обещает провести парламентские выборы, но раз за разом их откладывает. Новая оппозиция (возглавляемая бывшим при Конте премьер-министром Селу Далейном Диаллой) требует парламентских выборов, но опасается фальсификаций со стороны правительства и регулярно грозит их бойкотировать. В ответ Конде заявляет, что оппозиция боится провала на честных выборах и иногда намекает, что они могут пройти и без участия несогласных партий. Конфликт длится с 2010 года. В последний раз выборы назначались на 8 июля 2012 года, но в апреле того же года было объявлено об их переносе на неопределенный срок.
Новая дата голосования была назначена на 30 июня нынешнего года. Последние три месяца в Гвинее не прекращаются протестные акции, в которых погибло уже более 50 человек. В начале июня представитель ООН объявил, что оппозиция и правительство достигли прорыва в переговорах. Власти согласилось допустить к голосованию гвинейцев, живущих за рубежом. В свою очередь, оппозиция отказалась от своего ключевого требования: заменить компанию-подрядчика, нанятую для составления списков избирателей — ранее ее подозревали в завышении численности этнической группы малинке (мандинка), которая поддерживает президента Конде.
20 июня стало известно, что оппозиция вышла из переговоров. Селу Далейн Диалло заявил, что накануне на него и его соратников напала группа проправительственной молодежи и полицейских, закидав их камнями.
В ходе инцидента пострадало 17 человек — теперь оппозиция требует гарантий безопасности, прежде чем вернуться за стол переговоров. На сегодняшний день ни о каких подвижках в этом направлении не сообщалось, поэтому вопрос сводится к тому, перенесет ли Альфа Конде выборы еще раз, или же они пройдут без участия оппозиционных партий, а значит, будут нелегитимными в глазах международного сообщества.
Политическая нестабильность в Гвинее ведет к своеобразным последствиям в международном масштабе. Дело в том, что страна богата полезными ископаемыми, в первую очередь, бокситами. В 1970-х при содействии СССР там был построен бокситодобывающий комплекс. В 2000-х годах российская ОК «Русал» получила в пользование рудник и глиноземный завод в городе Фрия. В 2006 году завод перешел в собственность «Русала», однако в 2009 году выяснилось, что он обошелся структурам Олега Дерипаски всего в $19 млн, предположительно – благодаря личной договоренности с президентом Конте. Новые власти Гвинеи попытались отсудить у олигарха компенсацию, однако ему удалось сохранить свою собственность (не исключено, что благодаря вмешательству министра иностранных дел Сергея Лаврова).
В 2010 году на заводе началась массовая забастовка, но после гибели в автокатастрофе гвинейского профсоюзного лидера Ибрагима Фофана сотрудники глиноземного комбината вернулись к работе. Судя по объявлениям на официальном сайте ОК «Русал», в компании до сих пор открыты вакансии на все руководящие должности в Гвинее — от финансового директора до директора по безопасности.
27 июня стало известно о похожей ситуации, сложившейся вокруг израильской горнодобывающей компании BSG Resources, которая, как и «Русал», оказалась под ударом в ходе кампании по пересмотру итогов приватизации, инициированной правительством Альфы Конде. По словам владельца BSG Resources миллиардера Бени Штайнмеца, власти Гвинеи сочли незаконной заключенную им в 2010 году сделку по перепродаже доли бразильской компании Vale SA. Компания Штайнмеца получила концессию на разработку железной руды бесплатно, под обязательство построить пассажирскую железную дорогу стоимостью в $1 млрд. При этом Vale заплатила BSGR $500 млн только за 10% долю в компании.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости