Новости – В мире












В мире
Ольстер не забудет, Белфаст не простит

Похороны жертв «кровавого воскресенья» в Дерри, Северная Ирландия, 1972 год. Фото: AP
Генпрокурор Северной Ирландии предложил прекратить расследования всех преступлений, совершенных во время многолетнего военного конфликта в этой части Британии, чем вызвал скандал
20 ноября, 2013 18:06
6 мин
Генпрокурор Северной Ирландии Джон Ларкин призвал «подвести итог» всем преступлениям, совершенным до подписания перемирия между лоялистами и сепаратистами в Северной Ирландии. Он считает, что следует прервать расследование всех уголовных дел, связанных с конфликтом в этом регионе cо второй половины XX века, передает телеканал ITV.
Условной линией, за которой преступления всех сторон конфликта должны стать достоянием прошлого, генпрокурор предлагает сделать дату подписания Соглашения Страстной пятницы (оно же Белфастское соглашение) — 10 апреля 1998 года.
«Прошло уже 15 лет после Белфастского соглашения. За это время раскрыли очень мало уголовных дел, а любой компетентный адвокат вам скажет, что шансы доказать вину будут с каждым годом уменьшаться», — сказал юрист в интервью «Би-би-си».
Этот шаг, считает Ларкин, стал бы логичным следствием британско-ирландского соглашения. Но министр настаивает, что его инициатива далека от проекта всеобщей амнистии, и предупреждает, что многие попытаются ее так и интерпретировать. Вдобавок Ларкин предлагает навсегда запретить возбуждать уголовные дела о преступлениях, связанных с борьбой за статус Северной Ирландии в те годы.
Чиновник предполагает, что отмена уголовного преследования сепаратистов и лоялистов даже улучшит статистику раскрываемости. «Нечего удивляться, что они не сознаются, раз остается риск уголовного преследования», — рассуждает североирландский генпрокурор.
Предложение Ларкина вызвало шквал возмущения в Великобритании.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон охарактеризовал инициативу как «довольную опасную» и, как и предполагал Ларкин, заявил, что правительство не намерено принимать закон об амнистии за преступления, совершенные во время волнений в регионе. Кэмерон добавил, что в предложении генпрокурора «чересчур много его собственных взглядов»,
и оно не отражает точку зрения исполнительного комитета Ассамблеи Северной Ирландии.
«Мы все демократы и верим в верховенство права и независимость полиции и прокуратуры, которые должны, если они в состоянии, возбуждать дела», — сказал Кэмерон, выступая в палате общин.
Ни одна из североирландских партий также не поддержала идею Ларкина. Социал-демократическая и лейбористская партия приравняла предложение к всеобщей амнистии, которая с их точки зрения неприемлема. С резкой критикой Ларкина выступил член СДЛП Албан Мэгиннесс, выживший в «кровавое воскресенье» 1972 года — он шел в марше Ассоциации в защиту гражданских прав Северной Ирландии, когда по толпе открыли огонь британские военные. Тогда погибли 13 безоружных демонстрантов. Первое расследование их же и признало виновными, установив, что солдаты открыли огонь в целях самозащиты от митингующих.
В 1998 суд постановил возобновить расследование. Только в 2010 году специальная комиссия признала, что стрельба британских солдат по демонстрантам не имела законных оснований; тогда же Кэмерон извинился за «кровавое воскресенье» от имени государства. Расследование длится до сих пор.
По мнению социал-демократа, «всеобщая амнистия не является корректным способом разрешения постконфликтных ситуаций», что доказывает «мировой опыт, поддерживаемый ООН». «Жертвы и пострадавшие от насилия государства и военизированных группировок, имеют право на правосудие независимо от того, сколько времени минуло (после совершения преступления. — РП)», — сказал он.
Лидер Традиционной юнионистской партии Северной Ирландии Джим Эллистер обвинил Ларкина в пропаганде «иммунитета для террористов», симпатиях к Ирландской республиканской армии и издевательстве над памятью жертв терактов.
«Своим грубейшим предложением генпрокурор придает силу утверждениям террористов, что их преступления, мол, отличались друг от друга или вовсе не были преступлениями. Но убийство есть убийство. Оно не имеет срока давности. Нацистов преследуют до сих пор. Североирландские преступники также всегда жить в страхе, что длинные руки закона наконец-то с ними расквитаются», — убежден лидер лоялистов.
Разгневаны предложением генпрокурора и родственники погибших и чудом выжившие в терактах. Полковник Боб Стюарт, служивший в Северной Ирландии в 1970—80-х годах, а в 2010-м избранный парламентарием от консерваторов, назвал желание Ларкина прекратить уголовные преследования ответственных за убийства теракты «абсолютно аморальным».
В 1982 году Стюарт выжил после теракта в ночном клубе Бэлликелли, организованного Ирландской национальной освободительной армией. Он был на танцплощадке, когда рядом взорвалась бомба. Погибли 17 человек, включая шестерых солдат из роты Стюарта, находившихся под его командованием.
Микки Маккинни, чей брат Уильям был убит британскими солдатами в «кровавое воскресенье», назвал предложение Ларкина смехотворным. «Да я в бешенство приду. Мой брат и каждый расстрелянный в "кровавое воскресенье" были убиты государством. Солдаты должны нести ответственность за то, что сделали в тот день», — рассказал родственник жертвы.
Стивен Гулт, чей отец погиб в результате теракта в Эннискиллене, назвал идею Ларкина «абсолютно отвратной попыткой стереть» имена убитых из истории. Восьмого ноября 1987 года, в День памяти в честь годовщины окончания Первой мировой, в Эннискиллене прогремел взрыв, унесший жизни 11 человек. Ответственность за теракт взяла на себя Ирландская республиканская армия, борющаяся за присоединение Северной Ирландии к Республике Ирландия.
«Как он смеет закрашивать имена невинных людей, убитых руками террористов?!» — возмущается родственник.
В ответ на предложение Ларкина председатель партии Шинн Фейн (исторически — легальное крыло ИРА) Джерри Адамс заметил, что поднятая генпрокурором проблема гораздо шире и касается не только уголовных преследований. По мнению Адамса, регулярно настаивающего на публичном обсуждении североирландских конфликтов, какой бы подход к разрешению ситуации ни был выбран, центральным должно оставаться мнение потерпевших и родственников жертв. «Некоторые семьи добиваются истины, некоторые — судебного процесса», — подчеркнул политик.
«Шинн Фейн первыми обнародовали предложения по урегулирования конфликта еще 10 лет назад», — сказал Адамс.
Политик напомнил об инициативе Шинн Фейн учредить специальный трибунал — Независимую международную комиссию по восстановлению истины. Адамс уверен, что власти Британии в последние годы делают все, чтобы не допустить наказания людей, исполнявших приказы Лондона, — то есть силовиков, ответственных за карательные акции.
Кроме того, по мнению политика, британское правительство нарушило обязательства по расследованию некоторых дел, в частности, убийства правозащитника Пэта Финукэйна, а также отказалось обнародовать информацию о терактах в Дублине и Монагане.
С генпрокурором Северной Ирландии публично согласился пока только один человек — глава профсоюза полиции региона Терри Спенч.
«Мы хотели бы выразить некоторые опасения в связи с предложением генпрокурора, но лично я думаю, что Джон Ларкин предпринял искреннюю попытку продвинуть этот процесс (расследование преступлений. — РП) и она заслуживает рассмотрения. Но позиция профсоюза полицейских Северной Ирландии однозначна: амнистия недопустима ни для террористов, ни для сил безопасности», — сказал глава профсоюза
В течение трех десятилетий конфликта в Северной Ирландии погибли более 3,5 тысяч человек. Политические убийства продолжались и после перемирия, а некоторые группировки, претендующие на аббревиатуру ИРА (Ирландская республиканская армия) продолжают свою деятельность.
10 октября 2013 года полиция Ирландии сообщила о новых убийствах, к которым могут быть причастны как сепаратисты, так и лоялисты.
Отношения между юнионистами и республиканцами вновь осложнились в декабре 2012 года, когда городской совет Белфаста решил вывешивать британский флаг (Union Jack) на ратуше только по праздникам, то есть 18 дней в году. Ранее этот флаг поднимали ежедневно с 1906 года. Это нововведение поддержали ирландские националисты и представители партии «Альянс», им противостояли политические организации лоялистов.
Недовольные таким решением несколько раз пытались взять штурмом ратушу Белфаста, многотысячные митинги по этому поводу собираются в центре города почти каждые выходные, начиная с декабря 2012 года. В ходе протестов полиция неоднократно разгоняла активистов водометами и резиновыми пулями, в столкновениях пострадали 160 правоохранителей.
С 1969 года католические и протестантские кварталы Белфаста разделены «линиями мира» — многометровыми стенами: эти капитальные сооружения могут сравниться с Берлинской стеной. Последний раз их достраивали — в том числе и в высоту — как раз после заключения договора о прекращении огня в 1998 году. В 2000-х политики неоднократно говорили, что барьеры между общинами пора сносить, но каждый раз решение откладывалось, так как жители этих районов до сих пор боятся своих соседей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости