Новости – В мире
В мире
Перспективный «индиец» с российскими корнями
Российский истребитель пятого поколения Т-50, разработанный в ОКБ «Сухой». Фото: Дмитрий Пичугин / ИТАР-ТАСС
Индо-российский проект экспериментального боевого самолета готов к реализации после четырех лет задержек
16 сентября, 2014 15:58
6 мин
Россия и Индия решили все спорные вопросы вокруг совместной разработки перспективного истребителя пятого поколения, сообщает Defense News(DN) со ссылкой на свои источники в дипломатических кругах обеих стран. Ожидается, что контракт на строительство 200 самолетов на сумму $30 млрд будет заключен до конца года.
Минобороны Индии отказалось от официального подтверждения, но проект получил зеленый свет, утверждает анонимный собеседник DN из индийского МИДа. По его словам, толчок к перелому ситуации был дан на июльском саммите в Бразилии, во время встречи Нарендры Моди и Владимира Путина. Лидеры двух стран договорились о необходимости как можно скорее заключить сделку, отмечает дипломат.
Первые договоренности по программе Fifth Generational Fighter Aircraft (FGFA) были достигнуты еще в 2010 году между индийской авиастроительной корпорацией HAL и компанией «Сухой». За четыре последующих года индийские военные предъявили ряд претензий к технической стороне проекта и к доле участия Индии в проектировании самолета.
Индийская доля в технических работах будет постепенно увеличена с 18% до 40%. Это объясняется тем, что местная промышленность прогрессирует, особенно в области авиастроения, рассказал DN неназванный российский дипломат. Россия, по данным издания, пойдет и на другие уступки, в частности, будет выполнено требование командования ВВС Индии сделать кабину двухместной.
Авиастроители из HAL и «Сухой» также договорились о распределении ролей. Инженеры двух компаний совместно разработают систему управления вектором тяги самолета. Индийская сторона примет активное участие в создании авиационных электронных систем и их программного обеспечения.
Кроме того, некоторые виды вооружений тоже будут индийскими: на истребители могут быть установлены новые ракеты «Астра» класса «воздух-воздух» и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «БраМос». Названные в честь рек Брахмапутры и Москвы, «БраМос» были созданы на основе крылатых ракет «Яхонт» — экспортного варианта советских П-800 «Оникс».
Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди во время встречи лидеров БРИКС в Бразилии, 16 июля 2014. Фото: Алексей Никольский / РИА новости
Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди во время встречи лидеров БРИКС в Бразилии, 16 июля 2014 года. Фото: Алексей Никольский / РИА новости
Прототип «индийца» пятого поколения должен быть готов уже в 2016 году и тогда же поступить в индийские ВВС для летных испытаний. В 2018 году будут закончены еще два самолета, а серийное производство запланировано на 2021 год.
В Индии сохраняется серьезная оппозиция совместному проекту. Основная претензия противников сотрудничества с Россией — конфликт интересов между программой FGFA и российским проектом ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). В рамках ПАК ФА ведутся работы над созданием многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50. Уже построено несколько прототипов боевой машины, пять Т-50 проходят испытания на аэродроме в Жуковском. Именно эти многоцелевые истребители станут основой для создания индийского аналога.
Москва не торопится поделиться техническими данными о Т-50, хотя ПАК ФА может выжить только благодаря индийским деньгам, утверждает India Today. Как пишет индийское издание, беспокойство Нью-Дели вызывает и недостаток информации о причинах аварии перспективного самолета во время испытаний в июне этого года — тогда Т-50 был вынужден совершить аварийную посадку из-за отказа одной из силовых установок.
Проект ПАК ФА действительно имел все шансы закрыться без денежных вливаний индийской стороны, рассказал «Русской планете» главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин. «Я затрудняюсь назвать точные цифры, но в ПАК ФА хорошая доля финансирования — индийская. Проект, как мы видим, успешно продвигается, несмотря на аварию, и имеет путевку в жизнь. Это отличает его от других наших самолетов пятого поколения, работы над которыми закончились ничем», — пояснил Кудишин.
По мнению эксперта, индийский вариант будет обычной локализацией Т-50: «FGFA — практически в чистом виде ПАК ФА. Возможно, в нем заключена индийская специфика, но на первый взгляд она почти незаметна. В 2013 году на выставке в Бангалоре я видел макет одноместного FGFA в индийской окраске. Он выглядел как "классический" Т-50. Наверно будет какая-то локализация, но минимальная: упрощенная РЛС, подвесное вооружение, скорее всего нероссийское — индийцы предпочитают ракеты израильского и "своего" производства, изменения в бортовом комплексе».
Как подчеркивает Кудишин, сами индийцы не имеют четкого представления о будущем своих ВВС.
«Весь Запад стремится к минимизации типов самолетов на вооружении. Отказываются от целой линейки, например, в США снимают с вооружения штурмовики Thunderbolt II, несмотря на хорошие показатели. А в Индии огромное количество разных типов самолетов, почти неподъемное для бюджета этой достаточно бедной страны. Что они с этим планируют делать в дальнейшем — одному Шиве известно», — резюмирует эксперт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости