Новости – Общество
Общество
Дважды платные дороги
Въезд на платную автодорогу. Фото: Константин Чалабов/РИА Новости
Государство ищет очередные предлоги для поборов с автовладельцев
23 ноября, 2015 13:00
7 мин
Случилось то, чего отнюдь не с нетерпением ждали многие автомобилисты: проезд по одному из двух введенных в эксплуатацию участков трассы М11 Москва — Санкт-Петербург стал платным. Теперь за право с ветерком и комфортом доехать из столицы до аэропорта Шереметьево-2 придется выложить от 80 до 250 рублей, а дорога до Солнечногорска «потребует» уже 160–500 руб. Готовы ли автовладельцы отдавать такие деньги за путь, который можно проделать бесплатно (не считая трат на бензин), пока не ясно. Однако на фоне роста финансовой нагрузки как на граждан, так и на бизнес и тем более после недавнего введения покилометрового сбора для грузовиков сама идея раскошеливаться за пользование дорогами вряд ли встретит понимание у населения.
От 3 до 11
Общая длина М-11, которая должна соединить Москву и Санкт-Петербург, составит 669 км. На ней будет установлен максимальный скоростной режим в 150 км/ч. Количество полос движения варьируется от 10 в Подмосковье до 8 на подъезде к Петербургу и 4–6 на остальных участках. Дорога будет освещена на всем протяжении, потоки автомобилей разделят отбойниками. Однако высокая плата за проезд может свести на нет все выгоды для автомобилистов.
В государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), реализующей проект совместно с частными инвесторами, несколько раз меняли дату начала платной эксплуатации, в том числе по причине недовольства автолюбителей и бизнеса будущими тарифами. Впрочем, факт, что народ чем-то недоволен, никогда не останавливал чиновников в стремлении отхватить кусок побольше и побыстрее. В случае с М-11 аппетиты росли фантастическими темпами: еще в 2013-м министр транспорта Максим Соколов в эфире телеканала «Россия 24» заявлял, что проезд по участку от МКАД до Солнечногорска, то есть с 15-го по 58-й км трассы, будет стоить 3,6 рубля за км. Нетрудно подсчитать, что даже при минимальном тарифе (160 рублей за весь путь) реальная цена километра сегодня составляет 3,7 рубля, а максимальная — 11,62 рубля.
Это, к слову, примерно в два-три раза дороже, чем стоимость бензина, который будет израсходован на данном участке легковушкой (если вы передвигаетесь на относительно бюджетной машине). Если такой тариф будет действовать на протяжении всей трассы, получится, что самолетом добираться до Питера дешевле (конечно, при условии, что путешествовать вы собрались в одиночку).
Между 15-м и 58-м километрами трассы М-11 проезд можно будет оплатить как наличными, так и банковской картой. Для упрощения процесса водителям предлагают установить на автомобиль специальное устройство — транспондер, который позволит совершать оплату, не останавливаясь у контрольно-пропускных пунктов. Кроме того, авто с транспондером будет получать скидки за количество поездок: чем чаще ездишь, тем меньше платишь. Стоимость самого прибора и его установки не уточняется.
М11 не сразу строилась
За свою относительно недолгую «жизнь» трасса М11 постоянно и не без причин становилась объектом пристального внимания прессы и общественности. Внесенная в Генеральный план Москвы еще в 1971-м и с тех пор забытая на тридцать с лишним лет идея построить трассу между двумя столицами была вдруг поднята и поддержана Владимиром Путиным в 2003 году во время визита в Петербург. И уже в следующем году инициатива переросла в конкретное президентское поручение.
Платная дорога
Платная дорога. Фото: Максим Блинов/РИА Новости
Строительство М-11 должно было стать не только одним из первых, но и одним из наиболее значимых проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства: изначально ввод дороги в эксплуатацию планировали приурочить к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Но уже на раннем этапе трасса заработала не лучшую репутацию. Старт строительства участка в Подмосковье был задержан на два года из-за протестов общественных организаций, вызванных выбранным маршрутом: он пересекал Химкинский лес. В итоге проблему удалось решить за 2 млрд рублей посредством утверждения правительством РФ в ноябре 2011 года плана по компенсации вырубок в Химкинском лесу.
Изначально стоимость прокладки оценивалась в 150–180 млрд рублей. По сегодняшним данным, стоимость только одного участка от МКАД до Солнечногорска (43 км из 669) составила свыше 60 млрд рублей, из них бюджет оплатил 22,8 млрд. Такими темпами реальные итоговые затраты на строительство окажутся в разы больше заявленных. Причем это произойдет в соответствии с «хорошей традицией» — за государственный счет. Зато частные партнеры внакладе не останутся и смогут по полной собрать «роялти» с автомобилистов, любящих комфортную езду без ухабов и камер на каждом углу.
Мы поедем своим путем
Строительство платных автодорог на совместные средства государства и частных инвесторов является общепризнанной практикой. Например, самым дорогим в мире маршрутом на сегодняшний день является поездка из Чикаго в Филадельфию, «объединяющая» несколько платных трасс. Одна миля (1,6 км) обойдется автовладельцу в $0,095 (6 рублей), а вся поездка — в $139,1 (примерно 9 тысяч рублей).
Однако в России зарубежный опыт, как это нередко бывает, интерпретировали по-своему. По словам президента Московского транспортного союза Юрия Свешникова, механизм установления тарифов за пользование платными дорогами в мировой практике учитывает долгосрочный период окупаемости в 20–30 лет, а также сохранение конкурентоспособности автоперевозок по сравнению с другими видами транспорта. Иными словами, тариф не должен быть слишком низким, чтобы строительство не стало убыточным, но и не может быть слишком высоким, иначе люди предпочтут другие виды транспорта. У нас же, повторимся, автомобильное путешествие из Москвы в Петербург может оказаться менее выгодным, чем авиаперелет. Что касается коммерческих перевозчиков, они уж точно не захотят брать на себя дополнительные расходы, если это не сулит им гораздо более ощутимой дополнительной прибыли, а значит, продолжат ездить по старой трассе. И тогда может возникнуть весьма неудобный вопрос: а стоило ли государству вообще ввязываться в проект строительства новой трассы, притом что ему все равно придется и дальше тратить огромные деньги на ремонт старой?
Дело ведь не только в том, чтобы построить одну хорошую, пусть и платную дорогу и успокоиться. Задача государства — сохранять в приемлемом состоянии альтернативные, то есть бесплатные трассы, что предусмотрено федеральным законом. А насколько приемлемо состояние российских автомагистралей сегодня, прекрасно знают все автомобилисты.
С учетом того, что в бюджете немалый дефицит и конца ему в ближайшее время не предвидится, вряд ли ситуация изменится к лучшему даже после введения платных дорог и пресловутого покилометрового сбора. Как-то слабо верится, что для тех денег, которые под тем или иным предлогом соберут с автовладельцев, не найдется какого-то другого, более «насущного», по мнению чиновников, применения. Например, ими можно залатать дыры, образовывающиеся из-за периодического «слива» госсредств на неработающие антикризисные меры или, скажем, на поддержку банковского сектора.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости