Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Бензин подешевеет ненадолго

Почему правительство не имеет права контролировать цены на топливо
Леонид Михеев
9 сентября, 2015 17:00
8 мин
Автозаправочные станции. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Одним из приятных моментов предстоящего холодного времени года станет снижение цен на бензин. По крайней мере так утверждает начальник управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин. Однако дальнейшую судьбу цен на топливо в России уже не сможет предсказать никто. Не исключено, что в 2016 году они взлетят до космических высот.
Преждевременный оптимизм
Как рассказал в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» Дмитрий Махонин, есть серьезные предпосылки для снижения розничных цен на бензин. По его словам, все лето на рынок давил рост крупнооптовых цен на горючее, но осенью цены должны пойти на убыль в связи с тем, что нефтяные компании накопили значительные запасы нефтепродуктов.
Тренд уже наметился — биржевые котировки бензина за последние дни снизились на 5%. Это объясняется дисбалансом спроса и предложения, на который не должны повлиять даже ремонты, традиционно проходящие осенью на нефтеперерабатывающих заводах.
По прошествии сентября, как свидетельствуют пятилетние наблюдения ФАС, на рынке фиксируется избыток предложения, в связи с чем оптовые цены на бензин стремятся вниз. Таким образом, резюмирует Махонин, к концу года средняя цена за литр АИ-92 может снизиться на рубль-полтора.
Дмитрий Махонин
Дмитрий Махонин. Фото: Никитченко Елена/ТАСС
Впрочем, дальнейшие перспективы не столь определенны. В соответствии с законодательством в следующем году вступает в действие запрет на производство на наших НПЗ топлива 4-го экологического класса (Евро-4). И далеко не факт, что все заводы успеют к этому сроку провести необходимую модернизацию.
Экологический стандарт регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах. В Европе на Евро-5 перешли еще в 2009 году, а в нашей стране ввиду технологической отсталости производств его в обязательном порядке вводят для новых авто лишь с начала 2016 года. Изначально планировалось внедрить стандарт раньше, но нефтяники использовали все лоббистские ресурсы, дабы отсрочить неудобную для них новацию. Похоже, и на этот раз найдутся те, кто не успел или просто не захотел провести модернизацию. Соответственно, это способно повлечь снижение предложения на рынке как раз в следующем году, что может стать весьма неприятным сюрпризом для чиновников из ФАС, обещавших народу уменьшение цен на топливо. Неудивительно, что антимонопольщики горячо поддержали идею продления оборота Евро-4 еще на год. Сейчас она находится в стадии рассмотрения.
Народ проглотит все?
Цена на бензин — один из факторов социально-экономической стабильности в стране. От нее в немалой степени зависят народные настроения и ожидания бизнеса, в расходах которого перевозки составляют существенную часть.
Несмотря на бодрые прогнозы ФАС, пока цены на автозаправках не снижаются. Скорее, наоборот. По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в период с 30 августа по 6 сентября средние цены на АЗС крупных нефтяных компаний повысились на все виды моторного топлива. Автобензины АИ-92 и АИ-95 подорожали на 10 копеек, до 34,53 рубля и 37,07 рубля за литр соответственно. Почти на 70 копеек (39,82 рубля) подскочила цена зимнего дизтоплива. По сравнению с 1 января 2015 года средняя цена на АИ-92 выросла на 1,68 рубля, а на АИ-95 — на 1,66 рубля. Стоимость летнего дизельного топлива увеличилась на 2,02 рубля, а зимнего — аж на 4,88 рубля, и это притом, что нефть по сравнению с сентябрем прошлого года стала вдвое дешевле. Получается, что не топливно-энергетический комплекс — наше народное достояние — субсидирует граждан в столь непростой для всех период, а ровно наоборот. С начала текущего года реальные зарплаты россиян сократились, по данным Росстата, на 8,8%, а покупательная способность применительно к импортным товарам — примерно в полтора раза. Но боссы нефтянки не намерены в чем-то себе отказывать.
«На пределе рентабельности»
В этом году на отечественном топливном рынке сложилась нестандартная ситуация. Обычно осенью на нефтеперерабатывающих заводах проходят ремонтные работы, объем производства снижается, а потребление, наоборот, возрастает, что приводит к скачку цен. Но сейчас все по-другому. Вследствие реконструкции на некоторых НПЗ объемы производства возросли, при этом деловая активность и, как следствие, потребление топлива в стране снизились. Да и в целом граждане начинают экономить даже на самом необходимом, что уж говорить о бензине. В результате на заводах скопились огромные запасы топлива — свыше 2 млн тонн, поэтому биржевые и крупнооптовые цены идут вниз… а розница выжидает.
Но если продолжится тенденция снижения оптовых цен, то, возможно, вслед пойдут и розничные, отметил в беседе с РП представитель нефтяного лобби, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. При этом, по его словам, в конце года всегда наблюдается снижение оптовых цен и иногда — розничных.
Нефтедобывающая станция
Нефтедобывающая станция. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Как уверяет собеседник РП, сегодня розница в столице работает «на пределе рентабельности», и прежде всего это касается 92-го бензина. При доходности розничных продаж топлива на уровне 12% дистрибьюторы получают нулевую рентабельность, которая, впрочем, оказывается несколько выше за счет дополнительных сервисов, таких как магазины или автомойки.
Ведь снижение мировых цен на нефть никоим образом не удешевило добычу или производство нефтепродуктов.
Всем хочется кушать
Проблема заключается в том, что розничный рынок является конкурентным, то есть на нем есть баланс спроса и предложения, влияющий на цену. Оптовый же топливный рынок — олигопольный, на нем формально властвует несколько крупных нефтяных компаний, а фактически — глава «Роснефти» Игорь Сечин и его окружение. Как и любым людям, им хочется компенсировать доходы, выпадающие за счет снижения мировых цен, а сделать это можно лишь за счет простых граждан. Так что для того, чтобы потребители дождались уменьшения цены хотя бы на рубль, топливо, по словам Аркуши, должно очень серьезно подешеветь на оптовом рынке. Впрочем, с учетом того, что хранилища нефтекомпаний переполнены, такой сценарий вполне реален.
Но очевидно и то, что нефтяные рантье будут держать высокие цены до последнего, а при любом удобном случае задерут их еще выше, прикрываясь инфляцией, падением экспортной выручки, модернизацией НПЗ, фазой Луны и чем угодно еще, лишь бы выжать дополнительные рубли из беднеющих российских автовладельцев. Например, 1 сентября «Газпром нефть» подняла оптовые цены в Москве и, как говорят на рынке, даже не смогла объяснить это повышение.
Если логика ценообразования, основанная на «хотелках» нефтяников, не изменится в дальнейшем, легко предположить, что мы увидим цену на стандартный 92-й бензин в 40 рублей и выше уже в 2016 году. Интересно, кого в таком случае пожурит ФАС?
«Русская планета» не раз предлагала единственно возможный вариант решения вопроса — изменение статьи 9.2 Конституции России. Сейчас там черным по белому написано: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Только вернув недра в «исключительную собственность государства» (формулировка из советской Конституции 1977 года, статья 11), мы сможем устанавливать справедливые цены на нефтепродукты и жестко карать тех, кто пытается нажиться на народе в период кризиса.
темы
8 мин